1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Комментарий к статье 791 Гражданского Кодекса РФ
1. До перехода народного хозяйства РФ к рыночным отношениям на всех видах транспорта преобладала система централизованного планирования грузовых перевозок, при которой подача транспортных средств для крупных грузоотправителей осуществлялась согласно их заявкам, основанным на планах перевозки. В ст. 791 предусматривается переход к системе подачи транспортных средств отправителям грузов на договорной основе, формой которой могут быть как договор, так и разовые заявки (заказы) грузоотправителя.
2. Это договорное регулирование, отвечающее отношениям рыночного типа, не исключает использования на отдельных видах транспорта и применительно к отдельным видам перевозок централизованного определения порядка подачи транспортных средств. Такой централизованный порядок организации перевозок предусмотрен, в частности, Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936 "О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов" (СА РФ. 1992. N 24. Ст. 2107).
3. В п. 1 ст. 791 закреплена важная обязанность перевозчиков всех видов транспорта подавать под погрузку исправные транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза. Эта норма ставит под сомнение сохранение в дальнейшем правил ст. 46 УЖД об обязанности грузоотправителя определять пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении.
4. В отношении погрузки (выгрузки) груза в п. п. 2 и 3 сохранены традиционные правила транспортного права, позволяющие участникам перевозки согласовывать в договоре особые условия в отношении погрузки (выгрузки) грузов.
5. В ст. 791 нет указаний в отношении ответственности грузовладельцев при несоблюдении ими установленных или согласованных норм выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Такая ответственность предусмотрена транспортными уставами и кодексами в виде системы штрафов, установленных с учетом вида транспортных средств и исчисляемых по растущей шкале. Размеры таких штрафов увеличены постановлениями Правительства РФ (см. п. 2 коммент. к ст. 794).
Другой комментарий к статье 791 ГК РФ
1. В связи с реальным характером договора перевозки груза (договор считается заключенным в момент передачи грузоотправителем груза перевозчику) законодатель специально урегулировал обязанности сторон до момента такой передачи. Среди таких обязанностей особое место занимает обязанность перевозчика по своевременной и надлежащей подаче транспортного средства (ст. 791 ГК, ст. 69, 73 КВВТ, ст. 124, 128 КТМ, ст. 9 УАТ). Соответственно, грузоотправитель имеет право требовать выполнения перевозчиком данной обязанности. Так, согласно ст. 128 КТМ при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок; при этом в случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков. В соответствии же с п. 1 ст. 124 КТМ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.
2. Соответственно, законодатель закрепил право грузоотправителя отказаться от поданных перевозчиком транспортных средств в случае, если они являются непригодными для перевозки соответствующего груза.
3. Важное значение придается законодателем порядку погрузки и выгрузки груза, что обусловлено необходимостью обеспечить бесперебойное функционирование грузовых потоков. Предусматривая возможность регулирования порядка и сроков погрузки и выгрузки в договоре, законодатель признает приоритетность положений, закрепленных в соответствующих транспортных уставах и кодексах, а также издаваемых в соответствии с ними правилах. См. ст. 11 УАТ, ст. 20 - 29, 37 УЖТ, Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 28 "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" (РГ. 2003. 20 июня), Приказ МПС России от 10 ноября 2003 г. N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (Экономика железных дорог. 2004. N 7).