Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 790 Гражданского Кодекса РФ

1. В статье названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2), другие перевозки - по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п. 1). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.

2. Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом таких монополий (ст. 4 Закона) и в отношении него допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона). Другие виды транспорта к естественным монополиям не отнесены.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997) Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении). Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, кроме железнодорожного транспорта. Такое же регулирование допускается в отношении некоторых видов автомобильных, морских, речных и воздушных перевозок.

3. С введением в действие ГК для перевозчиков общего пользования (ст. 789) в силу п. 2 ст. 790 плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Это не исключает, однако, принятия по данному вопросу иных законодательных актов, определяющих основы ценовой политики в РФ (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, устанавливающий круг ведения РФ).

4. На железнодорожном транспорте договорные тарифы могут устанавливаться соглашением сторон по просьбе клиента только на работы и услуги, не являющиеся обязанностью железных дорог.

Перечень видов работ и услуг и условия их согласования определены Временным порядком установления и применения свободных (договорных) тарифов на перевозки грузов и дополнительные услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта, утвержденным 26 декабря 1994 г. МПС и Минэкономики РФ.

5. В п. 4 конкретизированы применительно к перевозке общие правила ст. ст. 359, 360 ГК об удержании, являющемся одним из способов обеспечения исполнения обязательств. При этом иные правила в отношении удержания, в отличие от п. 3 ст. 359 ГК, могут быть установлены законом и правовыми актами, т.е. предусматриваться в транспортных уставах и кодексах.

6. В п. 5 ст. 790 ГК допущена опечатка: вместо слова "организацией" должно быть "организации".

Другой комментарий к статье 790 ГК РФ

1. Договор перевозки носит возмездный характер. Размер провозной платы при этом устанавливается соглашением сторон. Изъятие из этого правила действует в отношении перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК); плата здесь определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790) (см. также ст. 64 ВК, ст. 15 УЖТ, ст. 181 КТМ, ст. 6 КВВТ).

2. Законодатель закрепил механизм защиты прав перевозчика в случае неоплаты платежей по перевозке. Коммент. ст. предусматривает возможность детализации порядка удержания в актах транспортного законодательства. Такой порядок закреплен, например, в ст. 160 КТМ и ст. 35 УЖТ, а также упоминается в ст. 76 КВВТ.

3. Законодатель предусмотрел порядок возмещения транспортной организации расходов, понесенных в связи с использованием льгот или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа. Возмещение происходит за счет средств соответствующего бюджета.

Остались вопросы по ст 790 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 790 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.