1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Комментарий к статье 286 Гражданского Кодекса РФ
1. Земельный кодекс прямо относит к ведению Российской Федерации изъятие земельных участков для ее нужд, в т.ч. путем выкупа, и к ведению органов местного самоуправления - изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа, для муниципальных нужд. Акты проведенной административной реформы определили соответствующие полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы (см. коммент. к ст. 268) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Федеральным законом от 06.10.2003 изъятие земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд, в т.ч. путем выкупа, и земельный контроль отнесены (подп. 20 п. 1 ст. 14) к вопросам местного значения поселения; на межселенных территориях - к вопросам муниципального района (подп. 15 п. 1 ст. 15); в границах городского округа - к вопросам городского округа (подп. 26 п. 1 ст. 16). При этом органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями одноименных органов поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями (п. 2 ст. 15).
Земельный кодекс (ст. 10) относит изъятие земельных участков, в т.ч. путем выкупа земель для нужд субъектов Российской Федерации, к полномочиям последних. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по установленным Конституцией предметам совместного ведения, каким является земельное законодательство, осуществляются с учетом Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ - СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2709).
2. Правила комментируемой статьи также отсылают к земельному законодательству при установлении порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях, названных в ст. 284 и 285. В то же время Земельный кодекс (ст. 44) указал, что порядок изъятия у собственника участка в подобных случаях устанавливается гражданским законодательством. Земельный кодекс (ст. 54) установил обязательное предупреждение только при принудительном прекращении права на земельный участок и только лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка (землевладельцев, землепользователей - см. коммент. к ст. 287).
Земельный кодекс (ст. 71, 72) ввел новую систему государственного земельного контроля - специально уполномоченными государственными органами, а также муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Таким специально уполномоченным федеральным государственным органом в результате административной реформы стало Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418). Это Федеральное агентство подчинено Министерству экономического развития и торговли РФ. В определенных обстоятельствах оно взаимодействует с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ, осуществляющей государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из добровольности исполнения принятого решения об изъятии земельного участка органами, названными в п. 1 (см. п. 1 и 2 комментируемой статьи). Тогда, с получением письменного согласия собственника об этом, участок будет продаваться с публичных торгов (см. коммент. к ст. 447 - 449), что дает его собственнику определенные преимущества, в частности коммерческую компенсацию в связи с изъятием участка. Когда собственник возражает против изъятия у него земельного участка, орган, принявший решение об изъятии, заявляет свои требования о продаже участка в судебном порядке.
Другой комментарий к статье 286 ГК РФ
1. ЗК не определяет органы, имеющие право принимать решения об изъятии земельных участков у собственников при нарушении ими земельного законодательства, равно как и порядок принудительного изъятия такого земельного участка, отсылая в последнем случае к гражданскому законодательству. ЗК (ст. 54) устанавливает порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся их собственниками (см. коммент. к ст. 287). Представляется, что с учетом правил, установленных комментируемой статьей, этот порядок может быть использован при прекращении права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства.
2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который был установлен ЗК РСФСР и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок.
Однако применительно к некоторым видам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в основном используемых для товарного сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское хозяйство, и сельскохозяйственными коммерческими организациями) принцип возмездности изъятия данных земельных участков в случае их ненадлежащего использования определен недостаточно четко. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об обороте земель указанный земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего его использования. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Таким образом, здесь прямо не предусматривается продажа земельного участка с торгов. В данном случае может быть применен принцип верховенства специального закона над общим, исходя из того, что специальный закон посвящен специальному объекту - землям сельскохозяйственного назначения. Однако, учитывая необходимость равной защиты права собственности на землю, думается, что и в этом случае следует применять возмездное принудительное изъятие земельных участков.
3. При применении п. 2 комментируемой статьи могут возникнуть некоторые сложности, связанные с организацией и проведением торгов, поскольку правила ст. ст. 448 и 449 ГК не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.
Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.
Второй вопрос - о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.
Поэтому для реализации норм ст. ст. 284 - 286 ГК необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при принудительной продаже земельных участков за земельные правонарушения.
3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.