Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации

1. В случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 1546 настоящего Кодекса, не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения.В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 1546 настоящего Кодекса, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, незамедлительно после того, как Российская Федерация утратит необходимость сохранения этих прав за собой.

2. Отчуждение Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации права на технологию третьим лицам осуществляется по общему правилу возмездно по результатам проведения конкурса.В случае невозможности отчуждения принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации права на технологию на конкурсной основе такое право передается по результатам проведения аукциона.Порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации права на технологию без проведения конкурса или аукциона определяются законом о передаче технологий.
3. Преимущественное право на заключение с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации договора о приобретении права на технологию имеет при прочих равных условиях исполнитель, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.

Комментарий к статье 1547 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентировано отчуждение права на технологию, принадлежащего России или субъекту РФ. Положения п. 1 данной статьи устанавливают обязательность отчуждения такого права лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения. Регламентация отчуждения такого права зависит от случаев возникновения права России и субъектов РФ на технологию:

в части 1 данного пункта говорится о случаях, предусмотренных положениями подп. 2 и 3 п. 1 и п. 2 ст. 1546 комментируемой главы, т.е. о принадлежности России права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, в случаях, когда Россия до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения, исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии, а также о принадлежности субъекту РФ права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, - в этих случаях право на технологию должно быть отчуждено не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Россией или субъектом РФ прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии;

в части 2 данного пункта идет речь о случае, предусмотренном подп. 1 п. 1 ст. 1546 комментируемой главы, т.е. о принадлежности России права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, в случае, когда единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности России, - в этом случае право на технологию должно быть отчуждено незамедлительно после того, как Россия утратит необходимость сохранения этих прав за собой.

В соответствии с положениями ч. ч. 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи определяется форма торгов, по результатам которых осуществляется отчуждение Россией или субъектом РФ права на технологию третьим лицам: по общему правилу, закрепленному в ч. 1 данного пункта, отчуждение Россией или субъектом РФ права на технологию третьим лицам осуществляется возмездно по результатам проведения конкурса; на случай невозможности отчуждения принадлежащего России или субъекту РФ права на технологию на конкурсной основе часть 2 данного пункта предусматривает передачу такого права по результатам проведения аукциона. Конкурс и аукцион как формы проведения торгов названы в ч. 1 п. 4 ст. 447 части первой ГК РФ. Различия между этими формами торгов обозначены в ч. 2 указанного пункта: выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В части 3 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Россией или субъектами РФ права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи Россией или субъектами РФ права на технологию без проведения конкурса или аукциона определяются законом о передаче технологий. Речь идет об упоминавшемся выше (см. комментарий к ст. 1546) Федеральном законе "О передаче прав на единые технологии", который включает в себя гл. 2 "Передача прав на единые технологии по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии либо без их проведения". Статья 4 названной главы содержит общие положения о передаче прав на единые технологии по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Наряду с прочим указанной статьей предусмотрено следующее:

передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий (договоры о передаче прав на единые технологии) (ч. 1);

передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну. Передача права на единую технологию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне (ч. 2);

по общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В случае невозможности отчуждения права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию (ч. 3);

передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии (лицензионный договор) на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности России и необходимость сохранения этих прав за Россией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии (ч. 4).

Статьей 5 Федерального закона "О передаче прав на единые технологии" определен порядок проведения конкурсов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, ст. 6 названного Закона - порядок проведения аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, а ст. 9 названного Закона - порядок проведения конкурсов на право заключения договоров о выполнении дополнительных работ по доведению единых технологий до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованных лиц.

Передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов предусмотрена в ст. 8 Федерального закона "О передаче прав на единые технологии", в соответствии с ч. 1 которой передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов осуществляется в случае, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Россией или субъектом РФ, согласились приобрести права на единые технологии в полном объеме. Как предусмотрено там же, передача прав на единые технологии без проведения аукционов также осуществляется, если:

1) к участию в аукционе допущено только одно лицо;

2) к участию в аукционе ни одного лица не допущено или все лица, допущенные к участию в аукционе, отказались заключить договоры о передаче прав на единые технологии;

3) конкурс на право заключения договора о безвозмездном отчуждении права на единую технологию или о безвозмездном предоставлении права на использование единой технологии по лицензионному договору признан несостоявшимся.

В соответствии с Федеральным законом "О передаче прав на единые технологии" Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 880 <1> утверждены:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5353.

примерная форма договора об отчуждении права на единую технологию;

примерная форма лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии;

примерная форма договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает преимущественное право исполнителя, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, при прочих равных условиях на заключение с Россией или субъектом РФ договора о приобретении права на технологию. Преимущественное право исполнителя на приобретение прав на единые технологии при проведении конкурсов или аукционов регламентировано ст. 7 названного выше Федерального закона "О передаче прав на единые технологии", в ч. 1 которой предусмотрено, что исполнитель пользуется предусмотренным данной статьей преимущественным правом, если он является участником соответствующих конкурса или аукциона. Там же установлено, что организатор конкурса или аукциона обязан направить исполнителю приглашение принять участие в конкурсе или аукционе независимо от того, открытым или закрытым является конкурс или аукцион.

Другой комментарий к статье 1547 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросам отчуждения права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту РФ, т.е. публично-правовым образованиям.

Поскольку Российская Федерация или субъекты РФ как особые субъекты гражданского права сами не могут непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью, возникает необходимость передачи государственных технологий (т.е. права на технологию, принадлежащего публично-правовым образованиям) хозяйствующим субъектам для их практической реализации.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ полномочия обладателя права на технологию осуществляют, соответственно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус указанных органов.

В комментируемой статье предусмотрена единственная форма передачи государственных технологий - отчуждение права на технологию, принадлежащего публично-правовым образованиям, т.е. полный переход права на технологию принимающей стороне.

Другие формы передачи государственных технологий, например предоставление права использования единой технологии (выдача лицензий), не предусмотрены.

Указанная особенность в принципе ограничивает воздействие государственных органов на конкуренцию на рынке, поскольку лишает возможности государственного регулирования количественного состава субъектов рыночных отношений.

2. В пункте 1 комментируемой статьи установлены сроки, в течение которых должны отчуждаться государственные технологии.

В соответствии с абзацем первым п. 1 комментируемой статьи право на технологию, приобретенное Российской Федерацией или субъектом РФ на основании принятия на себя обязанности по финансированию работ по внедрению единой технологии либо в результате нарушения исполнителем своей обязанности по оформлению прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию, должно быть отчуждено не позднее чем по истечении 6 месяцев со дня получения публично-правовым образованием прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии.

Согласно абзацу второму п. 1 данной статьи, в случае когда единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны или безопасности России, право на технологию должно быть отчуждено незамедлительно после того, как Россия "утратит необходимость" <1> сохранения этого права за собой.

--------------------------------
<1> Законодатель использовал такой необычный речевой оборот, хотя в соответствии с нормами русского языка утрачивают интерес, а необходимость отпадает.

В обоих случаях законодатель предписывает, что право на технологию должно быть отчуждено "лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения", однако статус этого лица не определяет.

Следует полагать, что во всех случаях, кроме отчуждения права на технологию, связанную с обеспечением обороны или безопасности России, понятие "лицо, заинтересованное во внедрении технологии и обладающее реальными возможностями для ее внедрения" следует трактовать расширительно, т.е. понимать под указанным лицом любое физическое или юридическое лицо, включая частные лица. Только при таком толковании может быть реализована концепция государственно-частного партнерства в целях создания новых технологий.

Иначе должен решаться вопрос о толковании понятия указанного лица в сфере единых технологий, связанных с обороной и безопасностью Российской Федерации.

Представляется логичным, что в таком случае право на технологию должно передаваться государственным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294 и 296 ГК РФ.

3. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено общее правило, согласно которому отчуждение по договору публично-правовыми образованиями права на технологию третьим лицам должно осуществляться на возмездных началах по результатам проведения конкурса.

Случаи безвозмездного предоставления права на технологию указаны в ст. 1548 ГК РФ (см. комментарий к данной статье).

Понятие "конкурс" как разновидность торгов определено в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов (СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3105)). Так, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым и закрытым. Закрытый конкурс проводится исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

В случае невозможности отчуждения принадлежащего публично-правовому образованию права на технологию на конкурсной основе такое право передается по результатам проведения аукциона, который также является одной из разновидностей торгов.

В соответствии с Законом о размещении заказов под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену такого контракта. Аукцион также может быть открытым и закрытым. Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.

Размещение заказов может проводиться без проведения торгов, путем запроса котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

Указанные выше положения о проведении конкурса и аукциона имеют общее методологическое значение до принятия закона о передаче технологии, в котором будут определены порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение публично-правовыми образованиями права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи права на технологию без проведения конкурса или аукциона.

4. Передача государственных технологий на основе торгов не исключает предоставления определенных льгот некоторым участникам таких торгов.

Такая льгота, в форме преимущественного права на заключение с публично-правовым образованием договора о приобретении права на технологию, предоставляется на основании п. 3 комментируемой статьи исполнителю, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.

Вместе с тем в комментируемой норме подчеркивается, что указанное преимущественное право предоставляется исполнителю - организатору единой технологии только при прочих равных условиях с другими участниками торгов.

Остались вопросы по ст 1547 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1547 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.