1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право в соответствии с пунктом 1 статьи 1546 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.
2. Лицо, которому в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры), если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.
3. В случаях, когда настоящий Кодекс допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
Комментарий к статье 1544 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья согласно ее названию посвящена праву лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности. Однако данный вопрос регламентирован нормой п. 3 ст. 1542 комментируемой главы, в соответствии с которой право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (см. комментарий к указанной статье).
В пункте 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о том, что право на созданную технологию принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "исполнитель"). Исключениями из этого правила являются предусмотренные в п. п. 1 и 2 ст. 1546 комментируемой главы (в п. 1 комментируемой статьи сделана отсылка только к п. 1 ст. 1546, но это очевидная неточность, допущенная при принятии комментируемой части) случаи, когда соответственно право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит России и право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, принадлежит субъекту РФ.
Пункт 2 комментируемой статьи соответственно приведенной выше норме п. 3 ст. 1542 комментируемой главы возлагает на лицо, которому в соответствии с п. 1 данной статьи принадлежит право на технологию, обязанность незамедлительно принимать предусмотренные законодательством РФ меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.
При этом в п. 2 комментируемой статьи непосредственно определены возможные действия, которые могут предприниматься в рамках исполнения указанной обязанности - подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры.
Такие же меры согласно п. 3 ст. 1546 комментируемой главы исполнитель обязан принять в случаях, когда право на технологию принадлежит России или субъекту РФ, для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно России и субъекту РФ.
В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена ситуация, когда ГК РФ допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. В этом случае данный пункт предоставляет лицу, которому принадлежит право на технологию, право выбора способа правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам, но предписывает при этом учитывать, что этот способ должен обеспечивать практическое применение единой технологии. Указанное предписание закреплено соответственно установленной в ч. 1 п. 1 ст. 1545 комментируемой главы обязанности лица, которому принадлежит право на технологию, осуществлять ее практическое применение (внедрение).
Другой комментарий к статье 1544 ГК РФ
1. Судя по названию комментируемой статьи, в ней должна идти речь о правах лица, организовавшего создание единой технологии, однако, по существу, в ней предусмотрены преимущественно обязанности указанного лица.
Содержание права на технологию раскрыто в п. 3 ст. 1542 ГК РФ (см. комментарий к указанному пункту), которое сводится к праву лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности. Иными словами, право на технологию следует понимать как сумму только исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (обязательные элементы).
Как известно, в состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие охране на основании режима исключительных прав, например технические данные, другая информация (п. 1 ст. 1542 ГК РФ) (факультативные элементы).
Однако технические данные, как и другие виды информации, не могут быть предметом гражданского оборота, поскольку такой объект, как "информация", ошибочно, на мой взгляд, исключен законодателем из перечня объектов гражданских прав в ст. 128 ГК РФ.
По сути, значительная часть единой технологии, представленной в виде технической документации, которая всегда сопровождает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, остается без правовой охраны.
Если исходить из буквального прочтения комментируемой статьи, то право на технологию следует понимать как сумму позитивных функций исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
Иными словами, лицу, организовавшему создание единой технологии, принадлежат права использования входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности, подтвержденные либо охранным документом (патентом, свидетельством), либо введенным режимом сохранения тайны.
Однако в данной статье ничего не сказано о принадлежности лицу, организовавшему создание единой технологии, права запрета третьим лицам несанкционированного использования соответствующего результата, составляющего самую привлекательную для правообладателя часть исключительного права на интеллектуальную собственность, его негативную функцию.
Примечательно, что при таком обилии обязанностей, обременяющих право на технологию, законодатель не счел нужным вменить в обязанность организатора единой технологии принимать надлежащие меры по защите от контрафакции, т.е. нарушения исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
Исходя из общих норм гражданского права, следует полагать, что в содержание права на технологию входят правомочия (одновременно и обязанность) организатора единой технологии запрещать третьим лицам несанкционированное использование ими исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает принадлежность права на технологию лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъектов РФ (исполнителю), за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит России или субъекту РФ.
В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на неточность, допущенную законодателем в формулировке ссылки только на п. 1 ст. 1546 ГК РФ, поскольку в этом пункте указаны только случаи принадлежности права на технологию Российской Федерации. О принадлежности права на технологию субъекта РФ говорится в п. 2 ст. 1546 ГК РФ.
В комментируемой норме не определен статус исполнителей, которые организуют создание единой технологии за счет или с привлечением бюджетных средств.
Следует полагать, что исполнителями создания единой технологии (или, иными словами, субъектами права на технологию) могут быть любые юридические или физические лица с учетом соответствующих законодательных ограничений, например в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которой изложен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430).
Следует особо подчеркнуть, что в качестве исполнителей создания единой технологии могут выступать частные лица, что соответствует концепции государственно-частного партнерства, получившей в последнее время широкое распространение в мировой практике.
Вместе с тем во всех случаях создания единой технологии необходимо участие распорядителей бюджетных средств, заказчиков создания единой технологии, поскольку именно государственное финансирование является определяющим признаком единой технологии.
Организационная деятельность по созданию единой технологии осуществляется по трем основным направлениям, хотя в каждом конкретном случае возможно их сочетание.
Во-первых, исполнитель может своими силами (служебные результаты интеллектуальной деятельности) разработать единую технологию, поскольку в ее состав могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.
Во-вторых, организационная деятельность исполнителя может быть направлена на заключение договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.
В-третьих, исполнитель может направить свои усилия на приобретение уже существующих результатов интеллектуальной деятельности с целью создания единой технологии.
3. Пункт 2 комментируемой статьи возлагает на исполнителя обязанность незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.
В данной норме приведен примерный перечень подобных мер: подача заявки на выдачу патентов (например, на изобретения, полезные модели или промышленные образцы); подача заявки на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (например, на топологию интегральной микросхемы); введение в отношении соответствующей информации режима сохранения тайны (например, введение режима коммерческой тайны в отношении секрета производства); заключение договора об отчуждении исключительных прав и лицензионных договоров с обладателем исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Примечательно, что упомянутая выше обязанность возлагается на исполнителя и в тех случаях, когда право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ (п. 3 ст. 1546 ГК РФ).
Вместе с тем каких-либо санкций за невыполнение указанной обязанности в отношении исполнителя в законе не предусмотрено. Единственное неблагоприятное последствие для исполнителя - переход права на технологию Российской Федерации или субъекту РФ (п. 1 и 2 ст. 1546 ГК РФ).
4. Пункт 3 комментируемой статьи в принципе предусматривает обязанность лица, которому принадлежит право на технологию (т.е. исполнителю), выбирать тот способ правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
Указанная обязанность возлагается на исполнителя в тех случаях, когда ГК РФ допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.
В качестве примера можно привести выбор оптимального пути (с точки зрения экономики или национальной безопасности) правовой охраны объекта либо нормами патентного права (гл. 72 ГК РФ), либо нормами о праве на секрет производства (гл. 75 ГК РФ).
Следует отметить, что данная обязанность исполнителя также носит декларативный характер, поскольку не подкреплена какими-либо реальными неблагоприятными последствиями для исполнителя.