Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию

Правила настоящей главы применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

Комментарий к статье 1543 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье установлена сфера применения правил комментируемой главы о праве на технологию. Положения данной статьи предопределены такой основной продекларированной целью комментируемой главы (см. вводный комментарий к главе), как предотвращение нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, на создание важных для обороны и экономики страны новых технологий.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи правила комментируемой главы подлежат применению к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Заключение контрактов регламентирует Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Речь идет именно о контракте, а не о государственном контракте, поскольку последнее понятие соответствовало ранее действовавшему Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Сокращенное обозначение "контракт" введено в п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обозначения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентировано положениями ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ <1>) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.

Часть 2 комментируемой статьи исключает из сферы действия комментируемой главы отношения, возникающие при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Понятие "бюджетный кредит" определено в ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ <1>) как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

Другой комментарий к статье 1543 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет сферу применения правил настоящей главы, которая ограничена отношениями, связанными с правом на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ. При этом речь идет о праве на технологию не только гражданского, но и военного, специального или двойного назначения. Можно предположить, что с введением в России института единой технологии в ее состав войдут практически все результаты интеллектуальной деятельности двойного назначения.

Требования об источниках финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ) затрат на создание единой технологии является определяющим в самом понятии единой технологии. Указанное требование об источнике финансирования является условием (признаком) создания единой технологии (см. также комментарий к ст. 1542). Без указанного условия (признака) правовая конструкция единой технологии несостоятельна.

Следует особо подчеркнуть, что законодатель не счел нужным подключить к финансированию создания единой технологии средства местных бюджетов или частных лиц, поэтому по общему правилу участие муниципальных образований и частных лиц в правовой конструкции единой технологии невозможно.

В комментируемой статье речь идет о бюджетных средствах, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Имеются в виду, в частности, государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 - 768 ГК РФ), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 - 778 ГК РФ).

Что касается средств, выделяемых в виде субсидий, то понятие "субсидия" раскрыто в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823): бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В комментируемой статье, равно как и в других статьях данной главы, не раскрыты понятия "за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации".

Если толкование словосочетания "за счет" средств соответствующего бюджета не вызывает особых вопросов (подразумевается, что единая технология создана полностью за счет средств соответствующего бюджета), то словосочетание "с привлечением средств" соответствующего бюджета на практике вызовет неоднозначную оценку того, в каком объеме финансировалось получение того или иного результата интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Однако по общему правилу установлено, что бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе.

2. В абзаце втором комментируемой статьи предписано, что правила комментируемой главы 77 ГК РФ не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением бюджетных средств на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

Анализируемая норма предусматривает исключение из общего правила безвозмездного финансирования создания единой технологии, т.е. когда такое финансирование носит возмездный характер. По определению, сформулированному в ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной или возмездной основе.

Остались вопросы по ст 1543 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1543 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.