Статья 1542. Право на технологию

1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология). В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.
2. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

3. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Комментарий к статье 1542 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения о праве использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. В части 1 п. 1 статьи определено понятие единой технологии для целей комментируемой главы - таковой признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами комментируемой части, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "единая технология").

Определения основных понятий в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности даны в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1>, который согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ <2>) регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<2> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4602.

Минобрнауки России 1 апреля 2010 г. утверждены Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией <1>, которые определяют порядок и документальное оформление идентификации результата научно-технической деятельности как единой технологии и признания результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, осуществляемых с целью обеспечения результату научно-технической деятельности правового режима единой технологии и определения прав и обязанностей правообладателя, вытекающих из норм комментируемой статьи.

--------------------------------
<1> СПС.

Названные Методические рекомендации предназначены для применения организациями, выполняющими НИОКТР (исполнителями, головными исполнителями, соисполнителями, субподрядчиками), в том числе для государственных нужд; государственными заказчиками; заказчиками; органами исполнительной власти; специализированными организациями; организациями, уполномоченными заказчиками или государственными заказчиками в установленном порядке осуществлять приемку результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, мониторинг выполнения указанных работ, федеральных целевых программ; иными организациями, а также специалистами, выступающими в качестве экспертов. Методические рекомендации могут также применяться контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных полномочий, а также сторонами договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи допускает возможность включения в состав единой технологии также тех результатов интеллектуальной деятельности, которые не подлежат правовой охране на основании правил комментируемой части. При этом в качестве таких возможных не подлежащих охране результатов интеллектуальной деятельности непосредственно названы технические данные, другая информация.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами ГК РФ. Соответственно, включение результатов интеллектуальной деятельности в состав единой технологии не изменяет объем исключительных прав на эти результаты интеллектуальной деятельности. Общие положения об исключительном праве закреплены в ст. 1229 комментируемой части, согласно ч. 1 п. 1 которой гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "право на технологию") на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. При этом указано на возможность содержания в единой технологии таких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые созданы самим лицом, организовавшим ее создание.

В данном пункте указано, что речь идет о праве использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта в соответствии со ст. 1240 комментируемой главы. Правила указанной статьи согласно ее п. 5 применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, поскольку иное не установлено правилами комментируемой главы. Данная норма предопределяет возможность установления комментируемой главой специальных правил использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Согласно общей норме п. 1 ст. 1240, к которой сделана отсылка, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Как видно, в данном пункте единая технология упомянута в качестве вида сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Однако это упоминание заменено Законом 2014 г. N 35-ФЗ указанием на базу данных. Как представляется, это изменение проектировалось в рамках признания комментируемой главы утратившей силу (об этом говорилось выше, см. вводный комментарий к главе).

Другой комментарий к статье 1542 ГК РФ

1. Завершающая глава 77 ГК РФ, посвященная праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, состоит из десяти статей. Указанная глава имеет рамочный характер, требует для своего практического применения издания законодательных актов (два из них указаны в комментируемом тексте), а также иных нормативных правовых актов.

По своему содержанию указанная глава существенно отличается от предыдущих глав части четвертой ГК РФ, относящихся к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В целом, нормы указанной главы выглядят инородным телом в рамках части четвертой ГК РФ, выпадают из ее контекста и могут быть без особого для нее ущерба исключены из ее состава. Однако такова воля законодателя, с ней приходится считаться и комментировать ее результаты.

Комментируемая глава содержит в основном правила о принадлежности права на единую технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, о передаче единой технологии, в том числе об условиях ее экспорта. При этом при формулировке указанных правил законодатель использует термин "единая технология", когда речь идет об объекте охраны, и термин "право на технологию", когда речь идет о праве на единую технологию.

Единая технология, наряду с другими объектами (аудиовизуальные произведения, в том числе кинофильмы, театрально-зрелищные представления, мультимедийный продукт), выступает как видовое понятие по отношению к родовому понятию сложного объекта, сформулированному в ст. 1240 ГК РФ. Однако в отличие от других видов сложных объектов (например, аудиовизуальных объектов - ст. 1263 ГК РФ), единая технология как таковая не является объектом интеллектуальных (исключительных прав). Больше того, законодатель не счел необходимым включить единую технологию в исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации согласно ст. 1225 ГК РФ.

В результате получена достаточно противоречивая правовая конструкция, согласно которой единая технология, включающая как охраняемые, так и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, самостоятельным охраняемым результатом интеллектуальной деятельности не признается.

Поэтому режим исключительного права на единую технологию как таковую не распространяется. Право лица, организовавшего создание единой технологии, следует квалифицировать как субъективное гражданское право, подлежащее защите всеми способами, предусмотренными законом.

2. В советской доктрине были выдвинуты предложения о разработке и принятии специального закона в сфере инновационной деятельности: основы законодательства или закон о науке и технике (Зенин И.А. Наука и техника в гражданском праве. М., 1977. С. 21 - 35); сводный комплексный акт о научно-техническом прогрессе (Дозорцев В.А. Законодательство о научно-техническом прогрессе. М., 1978. С. 173 - 178).

Впоследствии, частично в советский, а затем в пореформенный периоды, были разработаны многочисленные законопроекты в указанной сфере, например "О научной интеллектуальной собственности", "Об инновационной деятельности", которые так и не были приняты.

На заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г. принят Рекомендательный законодательный акт "О защите высоких технологий", положения которого направлены на защиту национальных интересов в области технологической безопасности, в том числе для решения экономических, социальных и экологических задач государств СНГ.

В мировой практике отсутствуют примеры включения положений о защите высоких технологий или о стимулировании инновационной деятельности в гражданские или торговые кодексы.

Обычно принимаются специальные законы (например, Швейцария - Федеральный закон 1983 г. о развитии научных исследований; Франция - Закон о научно-исследовательских работах и технологическом развитии).

Некоторым правовым системам присущи многочисленные законодательные акты по различным направлениям развития науки и техники. В качестве примера можно привести законодательные акты США, наиболее значимые из которых следующие: Закон о национальной политике в области науки и техники, организации и приоритетах 1976 г.; Закон Стивенсона-Вайдлера о технологических инновациях 1980 г.; Закон о передаче государственных технологий 1986 г. Главной особенностью регулирования инновационных процессов в США является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса, создание организаций на основе государственно-частного партнерства.

Примечательно, что российский законодатель, восприняв основные концептуальные идеи этих актов, не воспроизвел форму закрепления этих идей в нормативных актах.

3. В комментируемой статье дается определение понятия единой технологии, которое следует дополнить признаком единой технологии, закрепленным в ст. 1543 ГК РФ.

Так, единой технологией признается:

- выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности;

- указанный результат включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности;

- указанный результат может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере;

- указанный результат может также включать результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил настоящего раздела (т.е. части четвертой ГК РФ), в том числе технологические данные, другую информацию;

- указанный результат создан за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ (ст. 1543 ГК РФ).

4. Формулировка понятия единой технологии приводит к теоретическому выводу, что в ее состав входят обязательные элементы (результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на основании правил настоящего раздела) и факультативные элементы (результаты интеллектуальной деятельности, не охраняемые на основании правил настоящего раздела).

Однако на практике такое разделение практически отсутствует. Например, при передаче технологии принимающей стороне всегда передаются не только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, но и технологическая документация, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты и т.п.

Кроме того, важным элементом технологии является технологический опыт, который неотъемлем от личности работника передающей стороны. Поэтому зачастую условием договора о передаче технологий включается обучение специалистов принимающей стороны.

Обычно передача технологии как комплекса нематериальных объектов сопровождается поставкой технологии в материализованном виде (агрегатов, автоматического электронного оборудования, станков, технологических линий и т.п.).

5. Под единой технологией понимается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, включающий в себя комплекс как охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, так и не охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Термин "результат научно-технической деятельности" по тексту комментируемой главы больше не встречается и не раскрывается.

Общее понятие научно-технической деятельности дается в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137): деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решений технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В этой же статье приводится понятие научного и (или) научно-технического результата: продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

В Положении о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 (СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939), раскрыто понятие прав на результаты научно-технической деятельности. Так, в соответствии с п. 2 указанного Положения под правами на результат научно-технической деятельности понимаются:

- исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных;

- права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

6. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.

Сказанное означает, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности автономны по отношению к единой технологии, в состав которой они входят, в том, что касается объема охраны, территории и срока действия того или иного исключительного права (авторского права, патентного права, права на селекционное достижение и т.п.). В соответствующих случаях в отношении указанных исключительных прав применяются общие положения главы 69 и положения соответствующих глав ГК РФ.

Равным образом в случаях нарушения исключительных прав (контрафакции) на результаты интеллектуальной деятельности могут применяться, в частности, ст. 12, 15, 1068, 1099, 1229 и соответствующие статьи отдельных глав части четвертой ГК РФ (например, ст. 1270, 1358).

7. В пункте 3 комментируемой статьи право на технологию охарактеризовано как право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта, который предусмотрен ст. 1240 ГК РФ.

Право на технологию принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.

Вполне очевидно, что в состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Систематическое толкование п. 2 и п. 3 комментируемой статьи наряду с фактом невключения единой технологии в исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности приводит к выводу о том, что законодатель считает право на единую технологию и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности категориями разного порядка.

8. Как указано в п. 5 ст. 1240 ГК РФ, правила этой статьи применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, поскольку иное не установлено правилами главы 77 ГК РФ.

Следует полагать, что ничто не препятствует применению правил ст. 1240 ГК РФ к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной также за счет или с привлечением средств бюджетов субъектов РФ.

Следовательно, положения ст. 1240 ГК РФ необходимы для выяснения вопроса о моменте возникновения права на единую технологию, сроке и территории его действия.

В соответствии со ст. 1240 ГК РФ договоры, предусматривающие использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (в том числе и в составе единой технологии), бывают двух видов: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.

В абзаце втором п. 1 ст. 1240 ГК РФ установлена опровержимая презумпция, заключающаяся в том, что если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор между лицом, организовавшим создание сложного объекта (в том числе, естественно, и единой технологии), и лицом, которое создало или создает результат интеллектуальной деятельности для его включения в сложный объект (т.е. единую технологию), считается договором об отчуждении исключительного права, но не лицензионным договором.

В том случае, когда результат интеллектуальной деятельности был создан вне рамок сложного объекта (единой технологии), т.е. он не создавался специально для включения в сложный объект (единую технологию), действует противоположная опровержимая презумпция, согласно которой заключенный договор считается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

В абзаце третьем п. 1 ст. 1240 ГК РФ закреплена опровержимая презумпция, согласно которой лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта (т.е. единой технологии), предоставляет право использования на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права.

Поскольку в комментируемых нормах не установлено иное, лицензионный договор, заключаемый между организатором создания единой технологии и обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, входящий в состав единой технологии, может быть двух видов, как это установлено в ст. 1236 ГК РФ (простая (неисключительная) лицензия, исключительная лицензия).

Остается открытым вопрос о сроке действия права на технологию, поскольку в комментируемых нормах такой срок не определен.

Если в основе созданной единой технологии лежит лицензионный договор, то вполне очевидно, что стороны лицензионного договора могут заключить его и на других условиях относительно срока действия соответствующего исключительного права, нежели те, которые закреплены в ст. 1240 ГК РФ.

Сложнее обстоит дело с определением срока действия права на технологию, созданную в соответствии с договором об отчуждении соответствующих исключительных прав. Поскольку в состав единой технологии могут входить несколько результатов интеллектуальной деятельности с различными сроками действия, можно предположить, что срок действия права на технологию не превышает наибольшего срока действия исключительного права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, который используется наряду с другими результатами интеллектуальной деятельности для создания единой технологии.

Остались вопросы по ст 1542 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1542 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.