1. На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
2. Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
Комментарий к статье 1517 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентировано действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории РФ. Пункт 1 данной статьи аналогично положениям ст. 1479 комментируемой главы о действии исключительного права на товарный знак на территории РФ закрепляет действие на территории РФ исключительного права использования наименования места происхождения товара, зарегистрированного федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом, а также предусмотрено действие исключительного права в других случаях, установленных международным договором РФ. Такие же положения были закреплены в п. 1 ст. 31 Закона 1992 г. о товарных знаках, но формулировались они несколько иначе: правовая охрана наименования места происхождения товара в России возникает на основании его регистрации в порядке, установленном данным Законом, или в силу международных договоров РФ.
Общие положения о государственной регистрации наименования места происхождения товара закреплены в ст. 1518 комментируемого параграфа (см. указанную статью и комментарий к ней). В отношении же международных договоров РФ следует отметить, что в комментируемой статье речь идет прежде всего о таких документах, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная в г. Париже 20 марта 1883 г. (обозначается в настоящем комментарии как Парижская конвенция), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенное в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. (обозначается в настоящем комментарии как Соглашение ТРИПС), Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний <1>, заключенное в г. Минске 4 июня 1999 г. (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 726 <2>). Следует также упомянуть о существовании Лиссабонского соглашения о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации <3>, подписанного в г. Лиссабоне 31 октября 1958 г., но при этом отметить, что Россия в нем не участвует.
--------------------------------
<1> БМД. 2002. N 3.
<2> СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4105.
<3> СПС.
Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность государственной регистрации в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве. При этом установлены условия осуществления такой регистрации: наименование этого объекта должно охраняться в качестве такого наименования в стране происхождения товара; обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара. Согласно этим положениям в п. 2 ст. 1534 комментируемого параграфа предусмотрены условия подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара в иностранном государстве - это осуществление государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование в России.
В Законе 1992 г. о товарных знаках не содержались положения с такими формулировками, которые использованы в п. 2 комментируемой статьи, но соответствующее регулирование следовало из положения п. 4 ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), предусматривавшего, что в случае, если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами России, к заявке на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара должен быть приложен документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.
Другой комментарий к статье 1517 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи по своему содержанию и структуре аналогичен ст. 1479 ГК РФ.
См. комментарий к ст. 1479 ГК РФ.
2. В настоящее время Российская Федерация не участвует в международных договорах, в соответствии с которыми на территории России возникает и действует исключительное право на НМПТ.
3. В пункте 2 устанавливается, что если географический объект находится за рубежом, то исключительное право на НМПТ, относящееся к товарам, производимым в границах этого географического объекта, может быть признано в России при наличии двух дополнительных условий (в дополнение к установленным в п. 1 ст. 1516 ГК РФ):
- указанное наименование охраняется как НМПТ в стране происхождения товара и
- лицом, подающим в России заявку на предоставление ему исключительного права на НМПТ, и, соответственно, обладателем этого исключительного права в России может быть только то лицо, которое охраняется в стране происхождения товара как обладатель исключительного права на это НМПТ.