Статья 1516. Наименование места происхождения товара

1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта (абзац дополнительно включен с 19 октября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 259-ФЗ).

2. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Комментарий к статье 1516 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемом параграфе регламентировано право на наименование места происхождения товара. В отношении этих правил авторами проекта комментируемой части аналогично правилам о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания отмечалось, что они в основном восприняты из Закона 1992 г. о товарных знаках, подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав.

В пункте 3.5 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что наименование места происхождения товара является средством индивидуализации товаров, обладающих особыми свойствами, которые определяются характерными для конкретного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 комментируемого параграфа); свойства товара должны быть постоянными и неизменными, следовательно, за их поддержанием в товарах должен осуществляться контроль; положения о таком контроле предусмотрены законодательством ряда стран, а также документами Европейского союза. С учетом этого предлагалось предусмотреть в ГК РФ проведение контроля за сохранением особых свойств в товарах, обозначенных зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров.

Соответственно, в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что в целях повышения эффективности правовой охраны наименований мест происхождения товаров предлагается ввести систему контроля уполномоченных государственных органов за поддержанием особых свойств товаров, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара; положения о таком контроле предусмотрены законодательством ряда стран, а также документами Европейского союза. Такие изменения внесены в ст. 1522 комментируемого параграфа.

Комментируемая статья посвящена самому понятию наименования места происхождения товара. В части 1 п. 1 данной статьи воспроизведены положения п. 1 ст. 30 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), которыми определялось, что наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Вместе с тем эти положения претерпели некоторые изменения: уточнено, что речь может идти об официальном или неофициальном, полном или сокращенном наименовании соответствующего объекта.

Соответственно данным положениям в подп. 13.4.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) предусмотрено, что при определении соответствия заявленного обозначения требованиям к наименованию места происхождения товаров, установленным в комментируемой статье, проверяется:

представляет собой или содержит ли заявленное обозначение современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Обозначение, регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара, может дополнительно содержать указание на видовое (родовое) обозначение товара, фантазийное обозначение, цифру или число, которые не имеют самостоятельной правовой охраны;

наличие сведений, подтверждающих нахождение географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, именно в границах, указанных в заявке;

существование наименования географического объекта на дату подачи заявки именно в качестве обозначения, используемого для индивидуализации товара, обладающего особыми свойствами, обусловленными природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для данного географического объекта;

наличие указания товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

наличие описания особых свойств товара и их соответствие заключению компетентного органа.

Наряду с прочим в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что на использование указанного в этой части наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара. Такое положение не содержалось в Законе 1992 г. о товарных знаках, оно закреплено в соответствии с общими положениями ст. 1229 комментируемой части об исключительном праве, к которым и сделана отсылка. Содержание исключительного права на наименование места происхождения товара определено ст. 1519 комментируемого параграфа, к которой также сделана отсылка.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи распространяет действие положений данного пункта на обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в ч. 1 данного пункта. Данная часть введена Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось, что вносимые изменения в соответствии со ст. 22 Соглашения ТРИПС обеспечивают предоставление охраны таким наименованиям, которые, хотя и не содержат название географического объекта, тем не менее идентифицируют объект как происходящий с данной территории; такая охрана обеспечивается путем распространения на такие обозначения режима, предусмотренного комментируемой частью для наименований мест происхождения товара.

В пункте 2 комментируемой статьи почти в точности воспроизведены положения п. 2 ст. 30 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливавшие, что не признается наименованием места происхождения товара обозначение хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.

Подпункт 8.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) определяет, что обозначением, вошедшим в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида (видовое понятие), не связанное с местом производства товара, является наименование географического объекта, которое применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и его особые свойства.

Как отмечалось в п. 3.2 Методических рекомендаций по вопросам отнесения заявленных обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров и услуг определенного вида, утв. Приказом Роспатента от 27 марта 1997 г. N 26 "О Методических рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков" <1>, признаками, характеризующими обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, являются: использование обозначения в качестве названия (наименования) товара специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями; применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара или товаров того же вида, выпускаемых различными производителями; применение обозначения длительное время. Там же указывалось, что только при наличии всех перечисленных выше признаков обозначение может быть отнесено к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

--------------------------------
<1> СПС.

Другой комментарий к статье 1516 ГК РФ

1. Наименование места происхождения товара (далее - НМПТ; данную аббревиатуру можно считать официальной - см. ст. 1520 ГК РФ) - самостоятельное средство индивидуализации товаров.

Оно выполняет в основном ту же функцию, что и товарный знак, - индивидуализирует товары, отделяет одни товары от других.

Вместе с тем НМПТ выполняет еще одну дополнительную функцию - оно свидетельствует о том, что маркированный НМПТ товар обладает особыми (повышенными) качествами. Товарный знак - прямо и сам по себе - этой функции не выполняет.

2. НМПТ - это объект, довольно редко встречающийся в правовом обороте. Если число ежегодно регистрируемых в России товарных знаков составляет около 50 тыс., то число заявок на НМПТ, ежегодно подаваемых в России, исчисляется десятками, а число регистрируемых НМПТ - единицами. В настоящее время в России общее число зарегистрированных с 1992 г. НМПТ составляет около 100 единиц.

3. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи содержится понятие НМПТ.

Это - определенное обозначение товара или группы товаров. Но если обозначение товара, вообще говоря, может быть разнообразным (например, словесным, изобразительным, комбинированным), то обозначение, используемое как НМПТ, может быть только словесным.

Более того, это словесное обозначение обязательно должно указывать на определенный географический объект, т.е. на расположенный на Земле объект, имеющий определенные границы.

4. Само это наименование может представлять собой название страны, района, местности, городского или сельского поселения или иного географического объекта.

Это наименование может быть:

- современным или известным из истории, прежним;

- официальным или неофициальным (бытовым);

- полным или сокращенным;

- употребляться либо само по себе ("Гжель", "Нарзан"), либо в сочетании с каким-либо поясняющим словом - названием товара ("Вологодское кружево", "Тульский пряник").

5. Указанное наименование только тогда может быть признано и зарегистрировано как НМПТ, если оно стало известным в результате его использования для товара, обладающего какими-то особыми свойствами.

Это означает, что уже в момент оформления прав на НМПТ само это наименование уже известно, оно ассоциируется с товарами, производимыми в данной местности, а эти товары, в свою очередь, известны своими особыми качествами (например, местность Абрау-Дюрсо под Новороссийском славится своими винами).

6. Указанные свойства (качества) данных товаров определяются либо природными условиями данного географического объекта (климат, почва, воздух, вода и т.п.), либо людскими факторами (мастерство производителей товара, секреты производства и т.п.), либо сочетанием природных условий и людского фактора.

7. Если объект отвечает признакам, предусмотренным в первой фразе п. 1 комментируемой статьи, то на него может быть подана заявка на получение исключительного права на такое наименование, и на основе такой заявки заявителю должно быть предоставлено исключительное право на НМПТ.

В связи с этим нельзя не отметить неточности, содержащейся во второй фразе п. 1, где указывается на то, что на использование такого наименования "может быть признано" исключительное право.

На самом деле в случае подачи заявки такое исключительное право "должно быть признано" государством.

8. Во второй фразе п. 1 устанавливается, что исключительное право на НМПТ признается за "производителем" такого товара.

Кто именно может получить исключительное право на НМПТ, определено в п. 1 ст. 1518 ГК РФ.

9. В пункте 2 комментируемой статьи указывается случай, когда НМПТ, в основном отвечающее признакам, установленным в п. 1, тем не менее не признается НМПТ и не может повлечь предоставления заявителю исключительного права. Это тот случай, когда наименование в результате его широкого употребления вошло в Российской Федерации в обиход как обозначение товара определенного вида, как обозначение вида товара, не связанного с местом производства товара. Наиболее известные такие наименования: "Коньяк" и "Шампанское".

10. В абзаце 2 п. 2 ст. 1535 ГК РФ определен еще один случай, когда наименование товара, отвечающее всем признакам, предусмотренным в п. 1 комментируемой статьи, не может быть признано НМПТ.

См. об этом п. 10 комментария к ст. 1535 ГК РФ.

11. Об ограничениях, касающихся тех случаев, когда наименование относится к географическому объекту, находящемуся за рубежом, см. п. 2 ст. 1517 ГК РФ.

Остались вопросы по ст 1516 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1516 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.