1. Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.Одновременно с уведомлением о положительном результате формальной экспертизы заявки заявителю сообщается дата подачи заявки, установленная в соответствии с пунктом 8 статьи 1492 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 1498 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья регламентирует проведение формальной экспертизы заявки на товарный знак - первого из этапов экспертизы заявки на товарный знак (вторым этапом является экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, которой посвящена следующая статья). В данной статье с отдельными терминологическими изменениями воспроизведены положения ст. 11 "Формальная экспертиза" Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ). Эти положения детализированы в п. 13 "Формальная экспертиза" Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.
Поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке, поданной на русском языке, присваивается десятизначный регистрационный номер (первые четыре цифры обозначают год подачи заявки, пятая цифра - код объекта промышленной собственности, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года).
О факте поступления материалов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера и даты поступления. Заявка, представленная не на русском языке, не регистрируется и возвращается лицу, ее представившему. Зарегистрированная заявка возврату не подлежит. В случае поступления документов заявки по факсу применяются положения п. 2.16 данных Правил, о чем заявитель уведомляется. При выявлении нарушения требований, установленных указанным пунктом, заявитель уведомляется о наступлении соответствующих последствий. Заявка, поступившая по факсу, регистрируется после поступления оригинала.
Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При направлении запроса заявителю этот срок соответственно продлевается. В случае поступления заявки по факсу срок проведения формальной экспертизы исчисляется с даты поступления оригинала заявки.
Задачей формальной экспертизы является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.
В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям.
При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случаях своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки.
В уведомлении о принятии заявки к рассмотрению заявитель может быть также уведомлен:
о возможности установления конвенционного или выставочного приоритета в период проведения экспертизы заявленного обозначения при условии представления документов, подтверждающих правомерность его требования об установлении конвенционного или выставочного приоритета, в течение трех месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
о возможности уточнения в период проведения экспертизы заявленного обозначения размера предназначенной к уплате пошлины за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения по результатам анализа перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
о необходимости представления иных сведений и/или документов, предусмотренных законом и данными Правилами.
Если представленный заявителем ответ на запрос экспертизы не содержит запрошенных сведений и/или документов, по заявке принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению. В решении об отказе в принятии заявки к рассмотрению приводятся основания, по которым принято решение. Такими основаниями могут являться: отсутствие заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания заявителя; несоответствие указания заявителя в заявке требованиям, установленным данными Правилами; отсутствие в заявке обозначения, предназначенного для регистрации в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания товара или услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения.
Основанием для отказа в принятии выделенной заявки к рассмотрению может являться несоблюдение следующих условий: выделенная заявка подана после принятия решения по первоначальной заявке на товарный знак; первоначальная заявка отозвана или признается отозванной.
Другой комментарий к статье 1498 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что в течение одного месяца со дня поступления заявки в Роспатент по ней должна быть проведена формальная экспертиза.
Само наименование этой экспертизы говорит о том, что при этом проверяется соблюдение формальных требований, предъявляемых к заявке. Об этом речь идет и в первой фразе п. 2 данной статьи.
Комментируемая норма не предусматривает продления месячного срока формальный экспертизы в том случае, если Роспатент запросит у заявителя дополнительные материалы в соответствии с п. 4 ст. 1497 ГК РФ.
2. В пункте 2 устанавливается, что по результатам формальной экспертизы выносится либо решение о принятии заявки к рассмотрению, в котором указывается дата поступления заявки (и, очевидно, другие реквизиты заявки, в частности номер заявки), либо решение об отказе принятия заявки к рассмотрению.
К сожалению, комментируемая норма не указывает на то, что решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению должно быть мотивированным. Однако, очевидно, что это предполагается.
3. Хотя данная норма предусматривает, что заявитель "уведомляется" о результатах формальной экспертизы, следует считать, что здесь имеется в виду обязанность Роспатента направить заявителю копию принятого решения о результатах формальной экспертизы.