Действие патента на селекционное достижение прекращается досрочно в следующих случаях:
1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;
2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение двенадцати месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;
3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента;
4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.
Комментарий к статье 1442 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье предусмотрены основания досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение. Речь идет о прекращении действия патента на будущее время с момента принятия федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246). В комментируемой статье воспроизведены с некоторыми изменениями (о них сказано ниже) положения ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях об аннулировании патента. В свою очередь, указанная ст. 27 воспроизводила положения ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений об аннулировании прав селекционера.
Как видно, в комментируемой статье изменена терминология - вместо аннулирования говорится о досрочном прекращении действия патента. Это представляется удачным, поскольку зачастую федеральный законодатель использует понятие "аннулирование" как утрата силы какого-либо документа с момента его издания (выдачи), а не с момента совершения этого действия.
В соответствии с комментируемой статьей основаниями досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение являются следующие случаи:
1) селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности.
Однородность и стабильность в соответствии с п. 2 ст. 1413 комментируемой главы наряду с новизной и отличимостью являются критериями охраноспособности селекционного достижения. Случай, когда патент выдан на основании неподтвердившихся данных об однородности и о стабильности селекционного достижения, представленных заявителем, согласно подп. 1 п. 1 ст. 1441 данной главы является основанием для признания патента на селекционное достижение недействительным;
2) патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение 12 месяцев не предоставил семена, племенной материал, не представил документы и информацию, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях.
Речь идет о нарушении установленных в п. 2 ст. 1440 комментируемой главы обязанностей патентообладателя по запросу федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям направлять за свой счет семена или племенной материал для проведения контрольных испытаний и предоставлять возможность проводить инспекцию на месте. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в ней в отличие от рассматриваемого подпункта не идет речь о предоставлении документов и информации, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, что представляется редакционной недоработкой, допущенной при принятии комментируемой части;
3) патентообладатель подал в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о досрочном прекращении действия патента.
Речь идет о нововведении - ни в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, ни в ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений такое основание досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение не устанавливалось. Вместе с тем волеизъявление патентообладателя о досрочном прекращении действия патента могло быть реализовано по следующему из рассматриваемых оснований, т.е. путем неуплаты пошлины за поддержание патента в силе;
4) патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.
Вопросы уплаты пошлины за поддержание патента в силе урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.
В комментируемую статью не вошло такое предусмотренное в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях основание для аннулирования патента, как случай, когда аннулируется название селекционного достижения, а патентообладатель не предложил другого подходящего названия. Причина этого представляется не вполне понятной, тем более если учесть, что такое основание для аннулирования права селекционера предусмотрено в ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений (подп. b (iii) п. 1).
Перечень оснований досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение сформулирован в комментируемой статье исчерпывающим образом, как это было и в ст. 27 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Соответственно, по иным основаниям, нежели непосредственно указанные в комментируемой статье, действие патента на селекционное достижение досрочно прекращено быть не может. Такое правило прямо закреплено в п. 2 "Недопущение других причин для аннулирования права селекционера" упомянутой выше ст. 22 Международной конвенции по охране новых сортов растений: право селекционера не может быть аннулировано в силу причин, отличных от изложенных в п. 1 данной статьи.
Другой комментарий к статье 1442 ГК РФ
1. Досрочное прекращение действия патента означает переход ранее охраняемого селекционного достижения в общественное достояние, когда оно может быть использовано любыми лицами.
В ранее действовавшем законодательстве указанному вопросу была посвящена ст. 27 ("Аннулирование патента") Закона о селекционных достижениях, которая и по названию, и по содержанию соответствовала ст. 22 ("Аннулирование права селекционера") Конвенции УПОВ.
Замена названия комментируемой статьи связана с попыткой унификации терминологии по всей части четвертой ГК РФ (см., например, ст. 1399 ("Досрочное прекращение действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец"), ст. 1514 ("Прекращение правовой охраны товарного знака")).
Комментируемая статья не предусматривает возможность досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение в случае, если "аннулируется название селекционного достижения, а патентообладатель не предложил другого подходящего названия", как это было указано в ст. 27 Закона о селекционных достижениях. Сходная запись имеется также в ст. 22 (1) (iii) Конвенции УПОВ.
Сказанное лишний раз свидетельствует, что законодатель не придал должного внимания такому важному элементу права на селекционное достижение, как наименование селекционного достижения.
В ГК РФ (ст. 1419) предусмотрена только возможность отказа в регистрации селекционного достижения на основании несоответствия наименования селекционного достижения установленным в законе требованиям.
В отличие от ст. 22 Конвенции УПОВ формулировка комментируемой статьи, равно как и ст. 27 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях, имеет императивный характер. Вполне очевидно, что действие патента на селекционное достижение прекращается не автоматически, а на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям при наличии соответствующих оснований.
2. В комментируемой статье установлен исчерпывающий (т.е. закрытый) перечень оснований для досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение.
Таких оснований четыре (первое из них носит объективный характер, остальные три - субъективный характер):
- селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;
- патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение 12 месяцев не предоставил семена (племенной материал), не предоставил документы и информацию, необходимые для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;
- патентообладатель подал в указанный федеральный орган заявление о прекращении действия патента;
- патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.
В отличие от патентного права (см. комментарий к ст. 1399) комментируемая статья обходит молчанием вопрос о том, с какого дня досрочно прекращается действие патента на селекционное достижение.
Первое основание сформулировано таким образом, что действие патента может быть прекращено досрочно в том случае, если будет установлено, что селекционное достижение более не соответствует одновременно двум критериям ("однородность и стабильность"). Следует особо отметить, что в ст. 22 Конвенции УПОВ указанное основание изложено в форме альтернативы, т.е. отсутствие любого из этих признаков охраноспособности может послужить причиной аннулирования права селекционера, а не их совокупность.
Кроме того, в отличие от ст. 1441 ГК РФ, регламентирующей признание патента недействительным, в комментируемой статье не указано, кто может подавать заявления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям о досрочном прекращении действия патента.
В связи с вышеизложенным следует признать, что в указанной ситуации, ввиду очевидности допущенного законодателем пробела, по аналогии применяется норма п. 2 ст. 1441 ГК РФ о том, что выдача патента на селекционное достижение может быть оспорена любым лицом.
Что касается второго основания досрочного прекращения патента, то любое неисполненное в отдельности действие патентообладателя по просьбе (более корректным было бы использование термина "по запросу") указанного федерального органа может стать причиной досрочного прекращения действия патента.
Следует полагать, что точкой отсчета досрочного прекращения действия патента по двум указанным выше основаниям является день принятия соответствующего решения указанным федеральным органом.
Положение о досрочном прекращении патента по заявлению патентообладателя является новым для законодательства по селекционным достижениям.
Между прочим, указанное основание отсутствует в п. 1 ст. 22 Конвенции УПОВ, а согласно п. 2 этой статьи право селекционера не может быть аннулировано в силу причин, отличных от изложенных в п. 1.
Еще более нелогичным представляется отсутствие позиции законодателя по правовым последствиям заявления патентообладателя о досрочном прекращении действия патента на селекционное достижение.
Указанный пробел выглядит, по крайней мере, странным на фоне урегулирования законодателем вопроса о судьбе лицензионных договоров, заключенных на основе патента, признанного впоследствии недействительным (см. комментарий к п. 3 ст. 1441 ГК РФ). Ведь досрочное прекращение действия патента по заявлению патентообладателя, в отличие от признания патента недействительным, вызванного сугубо субъективными причинами - волеизъявлением патентообладателя, от которого зачастую зависит экономическое положение его контрагентов по различным договорам, которые могут и не знать о намерениях патентообладателя.
В связи с вышеизложенным следует признать, что в указанной ситуации, ввиду очевидности допущенного законодателем пробела, по аналогии применяется норма п. 3 ст. 1441 ГК РФ о том, что лицензионные договоры сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены.
Следует полагать, что точкой отсчета досрочного прекращения действия патента по указанному основанию является день поступления соответствующего заявления патентообладателя в указанный федеральный орган.
Последнее основание досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение - неуплата в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе. Следует отметить, что в этом случае досрочное прекращение действия патента происходит вследствие пассивного волеизъявления патентообладателя, т.е. в результате его бездействия, хотя инициатором досрочного прекращения выступает указанный федеральный орган.
Пошлины за поддержание в силе патента уплачиваются в соответствии с Положением о патентных пошлинах на селекционное достижение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080).
Размер указанных пошлин зависит от года действия патента, а также вида культуры растений или породы животных.
В Положении о пошлинах указаны сроки уплаты пошлин за поддержание в силе патента: за первый год действия патента - вместе с документом, подтверждающим уплату пошлины за выдачу патента; за каждый следующий год действия патента - в течение последних двух месяцев текущего года действия этого патента; за любой год действия патента - документ об уплате может быть представлен в течение шести месяцев со дня истечения установленных сроков (в этом случае размер пошлины увеличивается на 50%).
Следует полагать, что точка отсчета досрочного прекращения патента по указанному основанию - день истечения установленного срока для уплаты пошлины за поддержание в силе патента на селекционное достижение (с учетом истечения льготного 6-месячного срока).