1. Любое заинтересованное лицо в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента может направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям ходатайство о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну.О поступлении такого ходатайства федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям уведомляет заявителя с изложением существа ходатайства. Заявитель имеет право в течение трех месяцев со дня получения уведомления направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям мотивированное возражение против ходатайства.
2. По имеющимся материалам федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение и сообщает о нем заинтересованному лицу. Если селекционное достижение не соответствует критерию новизны, принимается решение об отказе в выдаче патента на селекционное достижение.
Комментарий к статье 1437 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья предусматривает и регламентирует проведение экспертизы селекционного достижения на новизну, т.е. установление наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения такому критерию охраноспособности селекционного достижения, предусмотренному в п. 2 ст. 1413 комментируемой главы, как новизна. В комментируемой статье воспроизведены с некоторыми изменениями положения ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Статья 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений предусматривает общую процедуру экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности (см. комментарий к ст. 1438).
В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право любого заинтересованного лица после опубликования сведений о заявке на выдачу патента в течение шести месяцев со дня публикации направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), ходатайство о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну. Часть 1 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях формулировала соответствующее право как право направить в Госсортокомиссию претензию в отношении новизны заявленного селекционного достижения. На обеспечение реализации рассматриваемого права направлено положение п. 2 ст. 1443 комментируемой главы, предусматривающее, что после публикации сведений о поступившей заявке на выдачу патента на селекционное достижение и о решении, принимаемом по этой заявке, любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает процедуру уведомления федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заявителя о поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну с изложением существа ходатайства. Такая процедура предусматривалась в ч. 2 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но в ней говорилось о необходимости уведомления заявителя о поступлении обоснованной претензии, что подразумевало необходимость оценки Госсортокомиссией претензии с позиции ее обоснованности.
В части 2 п. 1 комментируемой статьи также предусмотрено право заявителя в течение трех месяцев со дня получения уведомления о поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям мотивированное возражение против ходатайства. Такое же право заявителя предусматривалось в ч. 2 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но с ненужной оговоркой о том, что это право реализуется при несогласии заявителя с претензией.
Пункт 2 комментируемой статьи в точности воспроизводит положения ч. ч. 3 и 4 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях (за исключением наименования государственного органа), устанавливая, что по имеющимся материалам федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение и сообщает о нем заинтересованному лицу, а также предусматривая, что в случае, если селекционное достижение не соответствует критерию новизны, то принимается решение об отказе в выдаче патента на селекционное достижение.
Получается, что регламентация самого проведения экспертизы селекционного достижения на новизну положениями комментируемой статьи не охвачена. В этом отношении уместно упомянуть, что отдельные моменты соответствующего регулирования содержатся в Регламенте принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение <1>, утв. Госсортокомиссией 10 февраля 1997 г. N 12-04/01. Так, в п. 1 названного Регламента наряду с прочим предусмотрено следующее: решение о соответствии сорта критерию новизны может быть принято Госсортокомиссией не ранее шести месяцев с даты опубликования сведений о заявке, в течение которых любое заинтересованное лицо может направить в Госсортокомиссию претензию в отношении новизны заявленного сорта; в случае непоступления документа, подтверждающего уплату пошлины за направление претензии, претензия считается непоступившей; решение об отказе в выдаче патента на основании несоответствия сорта критерию новизны может быть принято вне зависимости от даты публикации заявки.
--------------------------------
<1> СПС.
Вопросы уплаты пошлины за проведение экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.
Другой комментарий к статье 1437 ГК РФ
1. В комментируемой статье изложены основные правила проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, которая является одним из критериев охраноспособности селекционного достижения.
Комментируемая статья с незначительными изменениями воспроизводит ст. 9 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях.
Следует отметить, что экспертиза селекционного достижения на новизну существенно отличается от экспертизы заявки на изобретение по существу (см. комментарий к ст. 1386 ГК РФ), включающей проверку соответствия заявленного изобретения критериям патентоспособности, в том числе критерию новизны.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрены условия проведения экспертизы селекционного достижения на новизну.
Следует отметить, что экспертиза селекционного достижения на новизну не проводится федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям автоматически, после завершения с положительным результатом предварительной экспертизы заявки на выдачу патента.
Такая экспертиза проводится выборочно, по тем заявленным селекционным достижениям, в отношении которых в указанный федеральный орган поступили ходатайства (ранее они назывались претензиями) о проведении экспертизы на новизну, содержащие какие-либо сведения, порочащие новизну заявленных селекционных достижений.
Содержание критерия охраноспособности селекционного достижения "новизна" раскрыто в п. 3 ст. 1413 ГК РФ (см. комментарий к ней).
Напомню, что селекционное достижение считается новым, если на дату подачи заявки семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицом для его использования:
- на территории России ранее, чем за один год до указанной даты;
- на территории другого государства ранее чем за четыре года или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее чем за шесть лет до указанной даты.
Указанное ходатайство может быть подано любым заинтересованным лицом (указанный термин в законе не раскрыт) в течение шести месяцев со дня публикации сведений о заявке на выдачу патента. Вполне очевидно, что решение о соответствии селекционного достижения критерию новизны может быть принято указанным федеральным органом не ранее шести месяцев с даты публикации сведений о заявке на выдачу патента.
О поступлении упомянутого ходатайства указанный федеральный орган уведомляет заявителя с изложением его существа.
Ранее требовалось, чтобы соответствующая претензия относительно новизны селекционного достижения была обоснованной.
Заявитель располагает трехмесячным сроком для направления в указанный федеральный орган мотивированного возражения против ходатайства.
3. В пункте 2 комментируемой статьи изложен порядок принятия решения относительно соответствия заявленного селекционного достижения критерию новизны.
Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение по ходатайству и сообщает о нем заинтересованному лицу по имеющимся материалам.
Сказанное означает, что в отличие, например, от патентного права в процессе проверки соответствия селекционного достижения критерию новизны не проводится информационный поиск в отношении заявленного селекционного достижения. Такая проверка ограничивается исследованием материалов, порочащих новизну заявленного селекционного достижения, содержащихся в ходатайстве о проведении экспертизы на новизну.
Отсутствие новизны селекционного достижения является основанием для принятия решения указанным федеральным органом об отказе в выдаче патента на селекционное достижение. Следует полагать, что указанный федеральный орган должен уведомить заявителя о принятии решения об отказе в выдаче патента.