1. Объектами смежных прав являются:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.
Комментарий к статье 1304 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье закреплены общие положения об объектах смежных прав. Пункт 1 данной статьи определяет виды объектов смежных прав, соответственно которым в комментируемой главе в отдельные параграфы сгруппированы положения о регламентации прав на эти виды объектов смежных прав:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "исполнения"). При этом определено условие правовой охраны данного вида объектов смежных прав - если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Правам на исполнение посвящен § 2 комментируемой главы, в ст. 1313 которого определено, что исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер;
2) фонограммы. При этом непосредственно определено данное понятие - это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Право на фонограмму регламентировано положениями § 3 комментируемой главы, в ст. 1322 которого определено, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемого параграфа;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания. При этом прямо указано, что данный объект включает в том числе передачи, созданные самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. О праве организаций эфирного и кабельного вещания говорится в § 4 комментируемой главы, в ст. 1329 которого определено, что организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. Праву изготовителя базы данных посвящен § 5 комментируемой главы, в п. 1 ст. 1333 которого определено, что изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства регламентировано положениями § 6 комментируемой главы, в п. 1 ст. 1337 которого определено, что публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Подобным образом ранее в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывалось, что для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Положения же п. 2 комментируемой статьи закреплены в точности аналогично п. 4 ст. 1259 комментируемой части, устанавливающему, что не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей для возникновения, осуществления и защиты авторских прав.
В пункте 3 комментируемой статьи определены особенности предоставления на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ: предоставление охраны осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в России вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.
Данный пункт воспроизводит положения п. 4 ст. 35 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ). На возможность предоставления правовой охраны соответствующим объектам смежных прав в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, указано в положениях ст. ст. 1321, 1328, 1332, 1336 и 1341 комментируемой главы. В комментариях к указанным статьям и сказано о соответствующих международных договорах РФ.
Другой комментарий к статье 1304 ГК РФ
1. В пункте 1 перечислены пять объектов смежных прав и указаны их основные признаки.
2. В качестве первого объекта смежных прав названы "исполнения".
Содержание этого понятия подробно раскрывается в ст. 1313 ГК РФ. См. также комментарий к ней.
3. Из подпункта 1 п. 1 комментируемой статьи следует, что исполнения только тогда охраняются как объекты смежных прав, когда они "выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств".
Буквальное прочтение этой нормы приводит к выводу о том, что если исполнение не выражено в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств, то оно не пользуется правовой охраной. Если придерживаться этой точки зрения, то тогда приходится решать вопрос о том, может ли получить правовую охрану исполнение, которое было зафиксировано на материальном носителе, не допускающем воспроизведения исполнения, но затем такая возможность появилась? Действующее законодательство ответа на этот вопрос не содержит.
Следует считать, что исполнение, зафиксированное в форме, не допускающей воспроизведение, пользуется правовой охраной с момента исполнения, но практическое осуществление исполнительских прав возможно только с того момента, когда эта запись станет воспроизводимой.
4. В подпункте 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение второго объекта смежных прав - фонограмм (звукозаписей). Это - "исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений".
Понятие "отображение звуков" содержится в последней фразе ст. 1305 ГК РФ: это "представление звуков в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование технических средств".
Таким образом, нотная запись музыки не является таким отображением звуков.
5. В подпункте 2 п. 1 данной статьи фонограммы определяются как "исключительно" звуковые записи. Это означает, что если запись звуков сочетается с записью изображений, с визуальной записью, то такая запись не подпадает под определение фонограммы, и поэтому не пользуется охраной.
Это подтверждает и оговорка, содержащаяся в этом подпункте; смысл этой оговорки состоит в том, что звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, не считается фонограммой.
Однако если эта запись звуков будет использоваться отдельно от аудиовизуального произведения, то она будет охраняться как фонограмма.
6. В подпункте 3 п. 1 указан третий объект смежных прав - сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания.
Как поясняется в ст. 1329 ГК РФ, под "передачей" имеется в виду "совокупность звуков и (или) изображения или их отображений". (Термин "отображения звуков" пояснен в последней фразе ст. 1305 ГК РФ; очевидно, что аналогично должно пониматься и "отображение изображений".)
Хотя в ГК РФ употребляются термин "сообщение передач", а более простой и понятный термин "передача" не применяется, этот термин следует считать равнозначным термину "передача".
7. Поскольку указывается, что сообщение передач может быть "в частности" создано либо самой организацией эфирного или кабельного вещания, либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией, это пояснение - благодаря наличию слов "в частности" - не позволяет отграничить охраняемые сообщения передач от иных, не охраняемых объектов: охраняемыми сообщениями передач являются и такие объекты, которые созданы не самой организацией эфирного или кабельного вещания, не по ее заказу и не за счет средств другой организации.
Единственный указанный здесь критерий, выделяющий такое сообщение передачи из круга других (не охраняемых) объектов, это сам факт сообщения такой передачи в эфир или по кабелю.
Этот основополагающий признак охраняемости этих объектов смежных прав, хотя и присутствовал в прежнем законодательстве, но был выражен менее ясно и иногда непоследовательно. Кем, как, с помощью чьих средств создавались материальные носители (материалы), затем переданные в эфир или по кабелю, - значения не имеет; важно, что они были сообщены, переданы в эфир или по кабелю.
8. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи четвертый объект смежных прав называется "базы данных".
Здесь, однако, имеются в виду, не те указанные в п. 2 ст. 1260 ГК РФ базы данных, которые являются результатами интеллектуальной деятельности и выступают как объекты авторского права, а иные объекты, которые не считаются результатами интеллектуальной деятельности и не охраняются как таковые.
Хотя этот объект смежных прав может в некоторых случаях совпадать с базой данных как объектом авторского права, охрана на основе смежного права и охрана на основе авторского права никогда не объединяются, не сливаются воедино: они всегда существуют независимо друг от друга, причем владельцами правовой охраны являются разные лица.
В сфере смежных прав охрана предоставляется не всем базам данных - см. ст. 1334 ГК РФ.
Поэтому фактически смежные права распространяются на содержание некоторых объемных (массивных) баз данных.
Содержащееся в подп. 4 п. 1 указание на то, как охраняется содержание таких баз данных, является характеристикой не объекта, а существа предоставляемой охраны.
9. В подпункте 5 п. 1 комментируемой статьи указан пятый объект смежных прав.
Пытаясь определить этот объект с учетом норм, содержащихся в ст. 1337 ГК РФ, следует считать, что это некоторые произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные в то время, когда исключительные авторские права на них на территории России не действуют.
Этот объект не является результатом интеллектуальной деятельности его владельца - публикатора.
10. Пункт 2 комментируемой статьи является повторением, применительно к смежным правам, нормы, содержащейся в абз. 1 п. 4 ст. 1259 ГК РФ, распространяющейся на произведения.
Устанавливая правило об отсутствии формальностей, российский законодатель тем самым не воспользовался возможностью, которая представлена ст. 11 Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
Тем не менее для обеспечения прав российских производителей фонограмм и исполнителей в некоторых странах за рубежом следует выполнять определенную формальность: помещать на экземплярах опубликованных фонограмм или на их упаковке специальную надпись, состоящую из знака Р, за которым следует год первого издания, а также фамилию обладателя права (и изготовителя фонограммы или обладателя лицензии).
Кроме того, должны указываться фамилии основных исполнителей.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 5 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
Термин "производитель фонограммы" применялся в прежнем российском законодательстве, а ныне применяется в официальных русских текстах некоторых международных договоров Российской Федерации. В ГК РФ применяется термин "изготовитель фонограммы". Эти термины являются синонимами.
11. Пункт 3 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичен абз. 1 п. 4 ст. 1256 ГК РФ, но последний относится к авторскому праву.
12. В настоящее время на территории России исполнения, фонограммы и сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания охраняются на основе следующих международных договоров:
1) Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Россия стала ее участницей с 26 мая 2003 г. В Конвенции участвуют свыше 80 стран, в том числе Австрия, Беларусь, Бразилия, Великобритания, Испания, Канада, Франция, ФРГ, Чехия, Япония и др.;
2) Конвенции об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. Россия является ее участницей с 13 марта 1995 г. и охраняет иностранные фонограммы, выпущенные в свет после 12 марта 1995 г.
В Конвенции участвуют свыше 70 стран, в том числе Австрия, Аргентина, Беларусь, Великобритания, Венгрия, Испания, Италия, Китай, США, Украина, Франция, ФРГ, Чехия, Швеция, Япония и др.
13. О содержании по существу нормы, содержащейся в п. 3 комментируемой статьи, см. п. 12 комментария к ст. 1256 ГК РФ.
По сути дела эта норма применима только в тех случаях, когда соответствующий международный договор Российской Федерации либо предусматривает те же правила, либо вообще не предусматривает никаких правил на этот счет.
Если же международный договор Российской Федерации предусматривает либо более широкую или, наоборот, более узкую сферу своего действия, то в силу "приоритета" норм международного договора (ст. 7 ГК РФ) должны применяться нормы международного договора, а не нормы, содержащиеся в п. 3 комментируемой статьи.
14. О понятии "страны происхождения" см. ст. 4, 5 и 6 Римской конвенции, а также ст. 2 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм.