1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Комментарий к статье 1263 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье определены особенности правового режима аудиовизуального произведения. Ранее подобная регламентация содержалась в ст. 13 "Авторское право на аудиовизуальные произведения" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет содержание понятия аудиовизуального произведения - таковым является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Подобное определение содержалось в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (при этом среди средств, аналогичных кинематографическим, непосредственно назывались не только теле- и видеофильмы, но и диафильмы, слайдфильмы). Там же было дано определение понятию изготовителя аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.
В пункте 2 комментируемой статьи определены авторы аудиовизуального произведения. В качестве таковых названы: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Такой же состав авторов аудиовизуального произведения был определен в п. 1 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, при этом для обозначения автора сценария использовалось также понятие "сценарист", а понятие "композитор" вводилось для обозначения автора музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения.
Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает сохранение за авторами музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения права на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения сводятся к тому, что в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о сохранении соответствующего права за композитором, являющимся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении.
Еще ранее в п. 3 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержалась менее содержательная подобная норма: при публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения. Но в отношении данной нормы в п. 33 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15 предписывалось иметь в виду, что указанное право принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. Как представляется, именно эта правовая позиция учтена при изложении Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 3 комментируемой статьи в новой редакции.
Там же, в п. 33 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15, даны следующие разъяснения, сохраняющие свою практическую значимость: автор музыкального произведения (с текстом или без текста) имеет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения при каждом публичном показе аудиовизуального произведения, в том числе в кинотеатрах; в случае невыплаты этого вознаграждения он имеет право лишь на его получение; заявленные таким лицом требования, предусмотренные статьей 49 "Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, не могут быть удовлетворены.
Определением КС России от 27 мая 2010 г. N 690-О-О <1> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму п. 3 комментируемой статьи, в которой указывалось, что данное законоположение закрепляет неравенство между композиторами и другими авторами фильмов. Как отмечено при этом, дополнение действующего гражданского законодательства правом режиссера-постановщика на получение вознаграждения на аналогичных с авторами-композиторами условиях составляет прерогативу федерального законодателя и КС России неподведомственно.
--------------------------------
<1> СПС.
В пункте 10.4 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 в условиях действия прежней редакции п. 3 комментируемой статьи разъяснялось, что даже в случае, когда исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.
Также в условиях действия прежней редакции п. 3 комментируемой статьи в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума ВС России от 15 сентября 2010 г. <1>, на примере конкретного дела изложена рекомендация, согласно которой композитор, написавший музыку к кинофильму, имеет самостоятельное право на получение авторского вознаграждения за публичный показ этого фильма.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2010. N 12.
Положения п. 4 комментируемой статьи регламентируют права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание этого произведения (для обозначения такого лица использовано понятие "продюсер"):
часть 1 данного пункта в рамках определения прав изготовителя аудиовизуального произведения отсылает к положениям ст. 1240 комментируемой части, регламентирующим использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта. В соответствии с ч. 1 п. 1 указанной статьи лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (см. комментарий к указанной статье);
согласно части 2 данного пункта изготовителю аудиовизуального произведения принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом. Это норма сформулирована диспозитивно - установлено, что договорами, заключенными изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, указанными в п. 2 комментируемой статьи, могут быть предусмотрены отступления от изложенного общего правила;
в части 3 данного пункта предусмотрено право изготовителя аудиовизуального произведения при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При этом закреплена презумпция признания изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Презумпция определена как опровержимая - предусмотрено, что она действует лишь при отсутствии доказательств иного. Рассматриваемое право изготовителя аудиовизуального произведения соответствует общей норме п. 4 ст. 1240 комментируемой части, согласно которой при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Пункт 4 комментируемой статьи также изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции (так же как и предыдущий пункт), но нововведением являются лишь положения ч. 2 данного пункта, определяющие принадлежность изготовителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение. В частях 1 и 3 данного пункта в новой редакции в точности воспроизведены соответственно положения ч. ч. 1 и 2 данного пункта в прежней (первоначальной) редакции.
Ранее понятие изготовителя аудиовизуального произведения было определено в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах как физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Там же была закреплена презумпция, которая вошла в п. 4 комментируемой статьи: при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.
В пункте 2 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержалось еще одно положение, которое вошло с соответствующими изменениями в п. 4 комментируемой статьи: изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
В остальном положения п. 2 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах формулировались иным образом: заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре; указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает сохранение каждым автором произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автора произведения, положенного в основу сценария, и других), так и созданного в процессе работы над ним (оператора-постановщика, художника-постановщика и других), исключительного права на свое произведение. При этом указано на исключение из данного общего правила - это случаи, когда соответствующее исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Подобное правило о пользовании каждым из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, авторским правом на свое произведение, но без упоминания о соответствующих исключениях.
В Постановлении Президиума ВАС России от 19 ноября 2013 г. N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166 <1> на основе положений п. 5 комментируемой статьи отмечено следующее: при переработке аудиовизуального произведения, в том числе для создания пародии на него, требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось; при создании пародии первоначальное оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2014. N 4.
Другой комментарий к статье 1263 ГК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение аудиовизуального произведения. Впервые этот термин в отечественном законодательстве появился 3 августа 1992 г., когда на территории России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где термин "аудиовизуальное произведение" был употреблен в ст. 134. Гражданский кодекс РФ воспринял основные нормы, касающиеся правового регулирования аудиовизуальных произведений, содержавшиеся в ст. 4 и 13 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".
2. Тремя основными видами произведений, входящих в понятие "аудиовизуальные произведения", являются кинофильмы, телефильмы и телепрограммы.
Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью соответствующих технических устройств создают иллюзию движения.
Основное предназначение аудиовизуального произведения - зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.
Аудиовизуальные произведения не являются составными (сборными) произведениями. Это единые произведения, хотя и сложные, вобравшие в себя большое число первоначальных произведений.
Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.
Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения, строго говоря, выходит за рамки, указанные в ст. 1270 ГК РФ.
Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), "поглощаются" аудиовизуальным произведением, "растворяются" в нем. Аудиовизуальное произведение - это новое, единое и самостоятельное произведение; это "сплав", "сгусток", вобравший в себя ранее существовавшие произведения.
3. В пункте 2 комментируемой статьи названы лица, которые считаются авторами аудиовизуального произведения. Это режиссер-постановщик (именуемый также "режиссер"), автор сценария (сценарист) и композитор, создавший музыкальное произведение специально для этого аудиовизуального произведения (композитор оригинальной музыки).
Они считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона. В процессе создания аудиовизуального произведения результаты творческого труда (произведения) вносят различные лица: как те три лица, которые указаны в п. 2 комментируемой статьи, так и иные лица - оператор-постановщик, художник-постановщик, лица, занимающиеся монтажом, авторы "вставных" песен. Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.
Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются только три лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Объясняется это тем, что именно эти три лица внесли наибольшие вклады в создание аудиовизуального произведения.
Поэтому очевидно, что указанные три лица не "являются авторами аудиовизуального произведения", как об этом сказано в ГК РФ, а признаются (считаются) авторами аудиовизуального произведения. Иными словами, здесь есть доля условности.
4. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за композитором - автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, право на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.
Это право распространяется как на автора оригинальной музыки, так и на автора известной музыки, использованной в аудиовизуальном произведении.
Указанное право не является исключительным, это лишь право на получение вознаграждения. Оно может реализовываться посредством организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1242 - 1244 ГК РФ), в том числе посредством одной такой организации, получившей государственную аккредитацию (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).
В комментируемой норме установлено, что автор музыкального произведения в указанных случаях "сохраняет" право на вознаграждение. Это свидетельствует о том, что данная норма является исключительной, а потому, как и любая исключительная норма, должна толковаться ограничительно. Это, в частности, означает, что данная норма не может применяться при других случаях использования аудиовизуального произведения, а именно при воспроизведении, распространении, импорте, прокате экземпляров, при доведении произведения до всеобщего сведения (подп. 1, 2, 4, 5 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Более того, эта норма не должна применяться и в том случае, если показ аудиовизуального произведения осуществляется без сопровождения звука, как упоминается в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
5. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения.
При этом абз. 1 этого пункта относится к имущественным, а абз. 2 - к личным неимущественным правам изготовителя.
Абзац 1 п. 4 содержит определение изготовителя аудиовизуального произведения: это лицо, организовавшее создание такого произведения.
Дается и второе название такого лица - продюсер. Толковые словари определяют продюсера как доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма (Большой энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия, 1998).
Однако для гражданского права доверенное лицо - это представитель, не являющийся самостоятельным субъектом гражданского права (ст. 182 ГК РФ).
Между тем, как вытекает из содержания ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного произведения (т.е. в данном случае - изготовитель, продюсер), самостоятельно приобретает исключительные авторские права, а потому является самостоятельным субъектом гражданского права.
Поэтому следует считать, что в данном случае изготовителем (продюсером) выступает само представляемое лицо, т.е. юридическое или физическое лицо, которое само организует и финансирует создание аудиовизуального произведения.
Объем прав изготовителя (продюсера) на созданное аудиовизуальное произведение определяется положениями ст. 1240 ГК РФ, к которой содержится отсылка к абз. 1 п. 4 комментируемой статьи.
Изготовитель (продюсер) заключает договоры с авторами и иными правообладателями результатов интеллектуальной деятельности о включении этих результатов в аудиовизуальное произведение. При этом если речь идет о специально созданном или создаваемом для включения в аудиовизуальное произведение результате (произведении), то предполагается (презюмируется), что заключаемый договор является договором об отчуждении исключительного права, а не лицензионным договором.
Но даже в тех случаях, когда такой договор либо договор о включении в состав аудиовизуального произведения тех произведений, которые не были специально для этого созданы, является лицензионным договором, такой лицензионный договор не может содержать условий, ограничивающих право использования аудиовизуального произведения; кроме того, предполагается, что такой договор заключается на весь срок действия передаваемых прав и в отношении территории всех стран, где они получают охрану (см. также п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ и комментарий к ним).
6. Абзац 2 п. 4 комментируемой статьи посвящен личным неимущественным правам изготовителя (продюсера).
Поскольку права изготовителя не являются первоначальными авторскими правами, изготовитель не имеет права авторства.
Однако изготовитель приобретает право на имя. Это не то право на имя, которое указано в ст. 1265 ГК РФ, это - иное право.
Объем прав изготовителя на имя прямо указан в абз. 2 п. 4: при любом использовании аудиовизуального произведения изготовитель вправе указывать свое имя или наименование, а если аудиовизуальное произведение используется другим лицом - требовать от этого лица такого указания.
Отметим, что в данной норме ГК РФ говорится об "имени или наименовании" изготовителя (продюсера). Это значит, что им может быть как физическое, так и юридическое лицо.
7. Во второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи содержится отдельная, самостоятельная норма, устанавливающая, что лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре аудиовизуального произведения "обычным образом" (т.е., вероятно, в титрах или в конце произведения), считается изготовителем аудиовизуального произведения при отсутствии доказательств иного.
8. Пункт 5 данной статьи относится ко всем авторам тех произведений, которые вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. Как прямо указано, к числу этих авторов относятся: автор произведения, положенного в основу сценария; оператор-постановщик; художник-постановщик. Поскольку указывается, что данная норма относится к "каждому" такому автору, очевидно, что данная норма распространяется и на тех авторов, которые перечислены в п. 2 комментируемой статьи.
Основная норма, содержащаяся в п. 5, предусматривает, что после того, как то или иное определенное произведение вошло составной частью в аудиовизуальное произведение, автор этого определенного произведения "сохраняет" исключительное право на свое произведение.
Это означает, что само по себе включение определенного произведения в аудиовизуальное произведение не приводит к прекращению исключительного права на любое произведение, вошедшее составной частью в аудиовизуальное произведение.
Но это только общая норма - из нее есть исключения, которые общим образом указаны в конце п. 5.
Прежде чем переходить к рассмотрению этих исключений, отметим, что указанная выше общая норма применяется как к тем отдельным произведениям, которые были созданы независимо от создания аудиовизуального произведения, так и к тем отдельным произведениям, которые были специально созданы для включения в состав аудиовизуального произведения.
Вместе с тем среди этих последних произведений имеется группа произведений, которые создаются (возникают в объективной форме) только в процессе создания аудиовизуального произведения, только вместе с аудиовизуальным произведением. К числу этих произведений относятся результаты творческого труда режиссера-постановщика, оператора-постановщика и, по-видимому, художника-постановщика. Эти произведения существуют только в составе аудиовизуального произведения, и потому у их авторов не может возникать никакого отдельного исключительного права на эти произведения. Попытка сконструировать исключительные права на идеи, использованные режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком (и художником-постановщиком), наталкивается на норму, содержащуюся в п. 5 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой на идеи авторское право не распространяется.
Таким образом, ГК РФ допускает неточность, говоря о сохранении исключительного права за авторами таких произведений.
9. Из общей нормы, содержащейся в п. 5 комментируемой статьи, устанавливающей, что автор определенного произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, имеются следующие исключения:
1) в отношении использования этих отдельных произведений в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право перешло к изготовителю на основании норм, содержащихся в ст. 1240 ГК РФ (см. также п. 6 комментария к данной статье);
2) в отношении использования этих отдельных произведений не в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право могло перейти к изготовителю или к другому лицу на основании договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ) или без договора (ст. 1241 ГК РФ).
При этом нормы, содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ, не применяются.
Таким образом, если между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен (или считается заключенным - абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ) договор об отчуждении исключительного права, то к изготовителю переходят все права на это определенное произведение, в том числе исключительное право на его использование не в составе аудиовизуального произведения.
Если же между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен лицензионный договор, этот договор может особо предусматривать предоставление изготовителю права использования этого определенного произведения не в составе аудиовизуального произведения, а также условия такого использования.
10. Нормы, содержащиеся в ст. 1263 ГК РФ, не применяются к аудиовизуальным произведениям, созданным за пределами России (см. п. 3 ст. 1256 и комментарий к нему).
11. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент воздания произведения.
Исходя из этой нормы, авторы и первоначальные правообладатели:
1) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1993 г. по 31 декабря 2007 г., определяются на основе Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 13 и др.);
2) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., - на основе Закона СССР от 31 мая 1991 г. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (ст. 134 и др.);
3) кинофильмов и телефильмов, созданных на территории СССР (России) в период с 1 октября 1964 г. по 2 августа 1992 г., - на основе гражданских кодексов союзных республик бывшего СССР (в частности, ГК РСФСР - ст. 484, 486);
4) кинофильмов, созданных в СССР в 1928 - 1964 гг., - на основе законодательства об авторском праве 1928 г.
(См. также: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. С. 93 - 106.)