Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать:заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;абзац утратил силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа. По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Комментарий к статье 1262 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных. На возможность такой регистрации, осуществляемой по желанию правообладателя, указано в ч. 1 п. 4 ст. 1259 комментируемой главы. Подобная регламентация содержалась в ст. 13 "Право на регистрацию" Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, но положения этой статьи претерпели изменения, о чем подробнее сказано ниже.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность регистрации программы для ЭВМ или базы данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Такая регистрация осуществляется правообладателем по своему желанию в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных. Возможность такой регистрации в течение срока действия авторского права ранее предусматривалась в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ).

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя соответствующее положение п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, исключает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <2>.

--------------------------------
<1> РГ. 1993. 21 сентября. N 182.
<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи также непосредственно предусмотрено, что лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ. В этом отношении следует упомянуть, что за разглашение государственной тайны ст. 283 УК РФ установлена уголовная ответственность.

В положениях п. 2 комментируемой статьи установлены требования к заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на регистрацию"):

часть 1 данного пункта предусматривает, что заявка на регистрацию должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Точно такое же требование содержалось в соответствующем положении п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ;

в части 2 данного пункта, воспроизводящей соответствующие положения п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, установлены требования к содержанию заявки на регистрацию. Законом 2014 г. N 35-ФЗ признано утратившим силу положение рассматриваемой части, предусматривающее включение в заявку на регистрацию документа, подтверждающего уплату государственной пошлины или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты;

часть 3 данного пункта делегирует полномочие по установлению Правил оформления заявки на регистрацию федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Данный вопрос урегулирован Правилами оформления заявки (документов и материалов), представляемой на регистрацию, являющимися приложением N 5 к Регламенту, который утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 на основании п. 4 комментируемой статьи (см. ниже).

Норма, подобная той, которая вошла в ч. 3 п. 2 комментируемой статьи, содержалась в соответствующем положении п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ. В условиях действия данного Закона соответствующим актом являлся Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных" <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2003. 3 апреля. N 63.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи регламентированы действия Роспатента, осуществляемые им на основании заявки на регистрацию: Роспатент проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным п. 2 данной статьи; при положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене Роспатента. Почти в точности такие же положения содержались в п. 3 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень Роспатента "Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем" (периодическое издание, издается и размещается на сайте федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" не реже одного раза в месяц). Названный официальный бюллетень включает в себя:

раздел "Государственная регистрация программ для ЭВМ", в котором публикуются сведения о государственной регистрации программ для ЭВМ в составе: библиографические данные, реферат, технические характеристики программы;

раздел "Государственная регистрация баз данных", в котором публикуются сведения о государственной регистрации баз данных в составе: библиографические данные, реферат, технические характеристики базы данных.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи предусматривает право автора или иного правообладателя по запросу Роспатента либо по собственной инициативе дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию. Это право может быть реализовано лишь до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных. Данное положение претерпело изменение с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ - ранее говорилось о возможности реализации указанного права до публикации сведений в официальном бюллетене. В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемой части были воспроизведены соответствующие положения п. 3 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

В пункте 4 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246), делегированы полномочия по установлению порядка государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, форм свидетельств о государственной регистрации, перечня указываемых в них сведений и перечня сведений, публикуемых в официальном бюллетене Роспатента.

Соответствующим актом является Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2009. N 5.

Норма, подобная той, которая вошла в п. 4 комментируемой статьи, содержалась в п. 4 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ. В условиях действия данного Закона соответствующими актами являлись названный выше Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных", а также Приказ Роспатента от 26 марта 2004 г. N 41 "Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы" <1>.

--------------------------------
<1> СПС.

Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает необходимость государственной регистрации в Роспатенте перехода исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции его ч. 1 устанавливалось, что государственной регистрации в Роспатенте подлежат договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

Ранее в п. 5 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ предусматривалось, что договоры о полной или частичной передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных лишь могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в Роспатенте. Там же устанавливалось, что сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

С учетом введения в п. 5 комментируемой статьи обязательной регистрации в Роспатенте в п. 30 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 разъяснено следующее: как следует из положений ст. 5 Закона 2006 г. N 231-ФЗ, правило п. 5 комментируемой статьи об обязательной государственной регистрации применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных, зарегистрированных как после 31 декабря 2007 г. (в период действия комментируемой части), так и до 1 января 2008 г. (в период действия Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, также предусматривавшего возможность регистрации программ для ЭВМ и баз данных), в случае если договор заключается, а переход исключительного права на них осуществляется после 31 декабря 2007 г.

Пункт 5 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции, т.е. до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения, содержал часть 2, предусматривавшую, что сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене Роспатента. Вместо этого Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью введен п. 5.1, содержащий новую регламентацию внесения изменений в Реестр программ для ЭВМ, Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации:

в части 1 данного пункта предусмотрены случаи внесения Роспатентом изменений в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации по заявлению правообладателя - это внесение изменений, относящихся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменений, связанных с исправлением очевидных и технических ошибок;

часть 2 данного пункта предусматривает случаи внесения Роспатентом изменений в Реестр программ для ЭВМ и Реестр баз данных по собственной инициативе или по просьбе любого лица - это внесение изменений для исправления очевидных и технических ошибок. При этом установлена необходимость предварительного уведомления Роспатентом правообладателя о внесении изменений;

в части 3 данного пункта установлена необходимость публикации Роспатентом в своем официальном бюллетене сведений об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных. О таком официальном бюллетене говорилось выше.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает опровержимую презумпцию достоверности сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных: такие сведения считаются достоверными, поскольку не доказано иное. При этом ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений возложена на заявителя. Тем самым воспроизведены положения п. 6 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, но с одним уточнением - ранее говорилось об ответственности заявителя за достоверность сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, а не сведений, предоставленных для государственной регистрации. Положения п. 6 комментируемой статьи продублированы в п. 65 названного выше Регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324, без какой-либо детализации.

Другой комментарий к статье 1262 ГК РФ

1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что лицо, обладающее авторским правом на программу для ЭВМ или на базу данных, имеет право зарегистрировать этот объект в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее - федеральный орган по интеллектуальной собственности) (см. ст. 1246 ГК РФ и комментарий к ней). В настоящее время функции этого органа выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Обладатель авторского права на программу для ЭВМ или на базу данных вместе с тем не обязан регистрировать принадлежащее ему произведение, он может это сделать по своему желанию. Государственная регистрация является факультативной.

2. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что, если программа для ЭВМ или база данных содержит государственную тайну, они не подлежат государственной регистрации. Поскольку любой обладатель государственной тайны не вправе ее разглашать, попутно указывается, что эта обязанность возлагается и на то лицо, которое (ошибочно и напрасно) подает заявку на регистрацию такой программы для ЭВМ или такой базы данных.

3. Пункты 2 - 4 анализируемой статьи содержат основные положения, касающиеся государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Для регистрации должна быть подана заявка на регистрацию. Она подается правообладателем. Им является автор или то лицо, к которому исключительное право на программу на ЭВМ или на базу данных перешло по закону или которому это право было передано по договору. Заявка может быть подана в любое время в пределах срока действия исключительного права (ст. 1281 ГК РФ).

Заявка должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Как можно понять из комментируемых норм, заявка подается в федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Заявка должна содержать:

1) заявление, содержащее просьбу осуществить государственную регистрацию. В нем должно быть указано имя (наименование) правообладателя, а также его местожительство (или местонахождение). Что касается автора, его имя и местожительство указываются в заявлении только в том случае, если он не отказался быть упомянутым в качестве автора;

2) депонируемые материалы (материалы, сдаваемые на хранение при осуществлении государственной регистрации). Эти материалы должны идентифицировать программу для ЭВМ или базу данных, т.е. позволять отличить их от им подобных. Необходимо особо отметить, что ГК РФ не требует депонировать при осуществлении государственной регистрации копию (экземпляр) регистрируемого произведения целиком; достаточно представить лишь материал, идентифицирующий регистрируемый объект. Можно полагать, что для идентификации достаточно депонировать лишь часть произведения. К депонируемым материалам прилагается реферат;

3) документы об уплате патентной пошлины (см. ст. 1249 ГК РФ и комментарий к ней).

4. Остальные правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

До принятия этих правил сохраняют действие Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденные Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25, в части, не противоречащей новому законодательству.

5. Федеральный орган по интеллектуальной собственности проводит формальную экспертизу поступившей заявки. При этом творческий характер, оригинальность заявляемого объекта и факт принадлежности заявителю авторских прав на заявленный объект не проверяются.

Если формальные требования, предъявляемые к заявке, соблюдены, то федеральный орган по интеллектуальной собственности вносит заявленный объект соответственно в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированном объекте в официальном бюллетене указанного органа. До публикации сведений о регистрации заявитель вправе (по собственной инициативе или в ответ на запрос федерального органа по интеллектуальной собственности) дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы заявки.

В абзаце 2 п. 3 комментируемой статьи указывается, что такие действия может осуществлять "автор или иной правообладатель". Это выражение равнозначно выражению "правообладатель", указанному в п. 1 комментируемой статьи. Иными словами, автор может осуществлять такие действия лишь в том случае, если он является правообладателем.

Спор между заявителем и федеральным органом по интеллектуальной собственности подлежит рассмотрению в суде.

6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что порядок государственной регистрации указанных объектов авторского права, формы и содержание выдаваемых в результате государственной регистрации свидетельств, а также перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. До принятия этого акта сохраняет силу ведомственный нормативный правовой акт, указанный в абз. 2 п. 4 комментария к данной статье.

7. Пункт 5 настоящей статьи предусматривает, что если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то регистрироваться должны также и договоры об отчуждении исключительного права на такой зарегистрированный объект, а также иные случаи перехода (не на основе договора) этого исключительного права к другому лицу. Сведения об изменении правообладателя исключительного права вносятся в соответствующий реестр, а в указанном официальном бюллетене осуществляется соответствующая публикация.

Кто и как будет определять порядок такой регистрации, остается не совсем ясным. Можно полагать, что на этот случай будут распространены нормы, содержащиеся в п. 4 комментируемой статьи, хотя такое толкование является спорным.

Не ясен также и вопрос, в течение какого срока должна быть осуществлена регистрация перехода исключительного права к другому лицу. Если исходить из нормы, содержащейся в п. 1 комментируемой статьи, то следует считать, что такая регистрация может быть осуществлена "в течение срока действия исключительного права".

Хотя в ГК РФ указывается, что переход исключительного права (в том числе по договору) "подлежит" государственной регистрации, не ясны последствия отсутствия такой регистрации. Необходимо отметить, что содержащаяся в п. 2 ст. 1234 ГК РФ норма, в соответствии с которой несоблюдение требования о государственной регистрации договора влечет его недействительность, относится лишь к случаям, указанным в п. 2 ст. 1232 ГК РФ, и не распространяется на случаи, указанные в комментируемой статье, в том числе на те, которые указаны в п. 5 этой же статьи. Поэтому следует сделать вывод, что такой (незарегистрированный) переход исключительного права является действительным.

Пункт 5 комментируемой статьи не предусматривает государственной регистрации лицензионных договоров, касающихся зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных.

8. В пункте 6 данной статьи раскрывается правовое значение регистрации, о которой говорится в данной статье: сведения, внесенные в реестр, являются достоверными (т.е. доказательствами prima facie), поскольку не доказано иное.

Таким образом, произведенная регистрация подтверждает, что на определенную дату заявитель сделал заявление о том, что он владеет исключительным авторским правом на объект, представленный им на регистрацию (на задепонированный материал). При этом "ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений (а точнее - за достоверность зарегистрированных сведений) несет заявитель".

Это означает, что никакие требования и претензии к федеральному органу по интеллектуальной собственности не могут быть предъявлены. Все споры подлежат рассмотрению в суде, и лишь судебное решение может обязать федеральный орган по интеллектуальной собственности внести какие-либо изменения в соответствующие реестры, в частности исключить из них запись о произведенной государственной регистрации.

Остались вопросы по ст 1262 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1262 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.