1. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.
2. Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию.При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.
Комментарий к статье 1264 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья определяет особенности правовой охраны проектов официальных документов, в том числе проектов официальных переводов таких документов, проектов официальных символов и знаков. Положения данной статьи являются нововведениями комментируемой части, поскольку в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах правовая охрана проектов официальных документов, символов и знаков не предусматривалась.
При применении положений комментируемой статьи прежде всего необходимо учитывать, что сами официальные документы, символы и знаки в соответствии с подп. 1 и 2 п. 6 ст. 1259 комментируемой главы объектами авторских прав не являются. Исходя из положений указанных подпунктов речь идет о таких объектах как: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований.
Часть 1 п. 1 комментируемой статьи признает принадлежность лицу, создавшему проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, проект официального символа или знака, права авторства на соответствующий проект, т.е. согласно п. 1 ст. 1265 комментируемой главы - права признаваться автором соответствующего проекта. При этом в юридико-технических целях для обозначения такого лица введено понятие "разработчик". Создание разработчиком проектов официальных документов, символов и знаков может осуществляться в рамках исполнения договора авторского заказа (ст. 1288) или государственного, муниципального контракта (ст. 1298), а также в рамках создания служебного произведения (ст. 1295).
В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право разработчика проекта официального документа, символа или знака обнародовать соответствующий проект, но при условии отсутствия запрета на это со стороны государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации, по заказу которых разработан проект. Это положение определяет особенность реализации разработчиком права на обнародование произведения, представляющего собой согласно ч. 1 п. 1 ст. 1268 комментируемой главы право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи также предусматривает право разработчика проекта официального документа, символа или знака указать при опубликовании проекта свое имя. Данное положение определяет особенность реализации разработчиком права на имя. Как определено в п. 1 ст. 1265 комментируемой главы, право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно.
Положения п. 2 комментируемой статьи регламентируют использование проекта официального документа, символа или знака государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией:
в случаях, если соответствующий проект обнародован разработчиком для использования соответствующим органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию, то согласно ч. 1 данного пункта этот проект может быть использован соответствующим органом для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика. Соответственно, в иных случаях государственному органу, органу местного самоуправления или международной организации для использования проекта официального документа, символа или знака требуется получение согласие разработчика соответствующего проекта;
часть 2 данного пункта предоставляет государственному органу, органу местного самоуправления или международной организации при подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта право внесения в этот проект дополнений и изменений по своему усмотрению. Как представляется, реализация этого права не должна затрагивать гражданско-правовые отношения между соответствующим органом или организацией и разработчиком;
в случае официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией использование этого проекта в соответствии с ч. 3 данного пункта может осуществляться без указания имени разработчика. Следует подчеркнуть, что речь идет о возможности, а не об обязательности отказа в этом случае от указания имени разработчика.
Другой комментарий к статье 1264 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена проектам официальных документов, символов и знаков. Эта статья неразрывно связана с нормой, содержащейся в п. 6 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой не являются объектами авторского права официальные документы, а также государственные и муниципальные символы и знаки.
Замена ранее примененного для символов и знаков определения "государственный (муниципальный)" на "официальный" никакого правового значения не имеет: речь идет об одних и тех же объектах. Эта замена лишь подтверждает, что данные термины используются как синонимы.
2. В пункте 6 ст. 1259 ГК РФ речь идет об объектах, которые уже признаны официальными, утверждены как официальные. А комментируемая статья посвящена тем же объектам, которые еще не признаны в качестве официальных, но, вероятно, будут ими признаны в дальнейшем.
Нет никаких оснований сомневаться в том, что если такой объект, который еще не признан официальным, отвечает требованиям, предъявляемым к объектам авторского права, то он автоматически охраняется авторским правом как произведение науки, литературы или искусства, несмотря на то что автор назвал его проектом официального документа, символа или знака. При этом необходимо подчеркнуть, что никогда не бывает наверняка известно, что данный проект станет официальным объектом.
Когда такой проект становится официальным (закон подписан, судебное решение оглашено, орден утвержден в качестве официального), то все авторские права на такой объект - как имущественные, так и личные - прекращаются, "погашаются".
Но такое прекращение авторских прав, конечно, может иметь место только с согласия автора.
Само это прекращение авторских прав, осуществляемое при наличии согласия автора, по мнению многих специалистов, противоречит неким "принципам", в частности принципу, состоящему в том, что автор якобы не может отказаться от своих личных прав, прежде всего от права авторства: в п. 1 ст. 1265 ГК РФ торжественно провозглашается, что отказ от права авторства и от права на имя ничтожен.
Запрет такого отказа вполне обоснован, поскольку такой отказ обычно связан с появлением "лжеавтора": отказ действительного автора приводит к присвоению авторства другим лицом.
Однако в данном случае никакого присвоения авторства не происходит, а потому нормы, содержащиеся в ст. 1264 ГК РФ, вполне обоснованны и имеют право на существование.
3. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается, что лицо, создавшее проект официального документа, официального символа или знака, имеет право авторства на этот проект и вправе обнародовать этот объект.
Обнародование такого проекта может быть, однако, запрещено государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией, если такой проект был разработан по заказу этого органа или организации. Из нормы, содержащейся в первой фразе абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, вытекает, что если в договоре заказа, в соответствии с которым разработан проект официального документа или официального символа или знака, не содержится запрета на обнародование этого проекта, то разработчик вправе его обнародовать.
Следует, однако, учитывать, что к данному отношению применимы нормы ст. 1295 ГК РФ, касающиеся служебных произведений.
В отношении служебных произведений никакой презумпции права автора на обнародование служебного произведения не предусмотрено. Поэтому и в данном случае следует полагать, что должно применяться предположение о том, что обнародование проекта может быть произведено при наличии согласия со стороны государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации. Таким образом, норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 1, не совсем точна.
4. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из того, что когда такой проект обнародован разработчиком либо направлен разработчиком в государственный орган, орган местного самоуправления или в международную организацию, то это означает, что разработчик проекта (автор) выразил согласие на то, чтобы этот проект был утвержден и превратился в официальный документ, официальный символ или знак.
Иными словами, разработчик (автор) выразил свое согласие на то, чтобы авторские права на этот объект прекратились, перестали существовать.
В этих условиях соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или международная организация имеют право осуществлять подготовку официального документа, разрабатывать официальный символ или знак и использовать этот проект по своему усмотрению без дальнейшего согласия разработчика (автора). Это использование может выражаться в опубликовании, воспроизведении, распространении экземпляров. При этом в проект могут вноситься изменения и дополнения - также без согласия автора.
Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязанности выплачивать вознаграждения разработчику (автору) за такое использование проекта. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией он может использоваться ими без указания имени разработчика (автора), хотя его авторство сохраняется.
Отметим, что для всех других лиц (кроме соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления и международной организации) такой проект вплоть до его официального принятия остается охраняемым объектом авторского права.
5. В отношении любого произведения, как обнародованного, так и необнародованного, между автором произведения и государственным органом (органом местного самоуправления, международной организацией) может быть заключен договор, в соответствии с которым это произведение будет рассматриваться как проект официального документа, символа или знака либо сразу будет утверждено в качестве официального такого объекта.