1. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам, с государственной регистрацией залога этих прав и предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации по договору, взимаются соответственно патентные и иные пошлины. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. Перечень юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются государственные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Перечень иных, кроме указанных в абзаце первом настоящего пункта, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2008 года Федеральным законом от 30 июня 2008 года N 104-ФЗ.
Комментарий к статье 1249 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья содержит унифицированные нормы о патентных и иных пошлинах, взимаемых за совершение юридически значимых действий, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.
В пункте 1 данной статьи установлено, что патентные и иные пошлины взимаются соответственно за совершение юридически значимых действий, связанных:
с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара;
с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам, с государственной регистрацией залога этих прав и предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации по договору. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось о действиях, связанных с государственной регистрацией договоров о распоряжении этими правами. Данное изменение соответствует изменениям, внесенным этим же Законом в ст. 1232 комментируемой главы, регламентирующую государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Часть 1 п. 2 комментируемой статьи в отношении перечня юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются государственные пошлины, их размеров, порядка и срока уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата отсылает к законодательству РФ о налогах и сборах.
Соответствующее регулирование содержится в положениях гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ. Наряду с прочим ст. 333.30 названной главы установлены размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы.
В части 2 п. 2 комментируемой статьи Правительству РФ делегированы полномочия по установлению перечня иных, кроме указанных в ч. 1 данного пункта, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеров, порядка и сроков уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата.
В первоначальной редакции ч. 2 п. 2 комментируемой статьи говорилось об иных действиях, нежели указанные в п. 1 данной статьи, а не в ч. 1 п. 2 статьи. Изменение внесено Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 104-ФЗ "О внесении изменения в статью 1249 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>, поскольку из прежней формулировки оставалось неясным, каким правовым актом регулируются отношения, связанные с взиманием патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3122.
Подобное делегирование полномочий Правительству РФ содержалось в положениях ст. 33 Патентного закона 1992 г., в условиях действия которых в Определении КС России от 10 декабря 2002 г. N 283-О <1> выражена следующая правовая позиция: делегирование федеральным законом Правительству Российской Федерации полномочия по установлению размеров пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, с учетом характера данных платежей как сбора не нарушает конституционное предписание о законно установленных налогах и сборах и закрепленное Конституцией РФ разграничение компетенции между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ; при этом вводимые Правительством РФ ставки пошлин должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с установлением патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания и с предоставлением правовой охраны соответствующей промышленной собственности. На то, что изложенная правовая позиция сохраняет свою силу, указано, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. N 674-О-О <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5289.
<2> СПС.
В рамках реализации предоставленных полномочий издано Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941, которым утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
Названное Положение в соответствии с его п. 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 <1>) устанавливает перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 39. Ст. 5487.
До издания названного Постановления действовало Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" <1>.
--------------------------------
<1> САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3182.
Также в рамках реализации рассматриваемых полномочий Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735 утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом <1>, которое устанавливает:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4488.
а) перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению;
б) размеры, порядок и сроки уплаты пошлин;
в) основания для освобождения от уплаты пошлин и уменьшения их размеров;
г) основания отсрочки уплаты пошлин или их возврата.
До издания названного Постановления действовало Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080.
Другой комментарий к статье 1249 ГК РФ
1. В комментируемой статье предусматривается, что за совершение некоторых юридически значимых действий, касающихся приобретения и осуществления интеллектуальных прав, взимаются патентные и иные пошлины. Определяется также, кто устанавливает размеры и порядок взимания этих пошлин.
Отношения, касающиеся уплаты пошлин, не являются гражданскими отношениями; они не регулируются и не могут регулироваться гражданским правом. Очевидно, что именно поэтому вопросы уплаты пошлин даже не упоминаются в других статьях ГК РФ, как это имеет место, например, в ст. 11 (защита гражданских прав в суде), ст. 23 (государственная регистрация предпринимательской деятельности граждан), ст. 49 (выдача административной лицензии юридическому лицу), ст. 51 (государственная регистрация юридических лиц), ст. 163 (нотариальное удостоверение сделок), ст. 165 (государственная регистрация сделок) и т.д.
В связи с этим нормы, содержащиеся в комментируемой статье, не регулируют правоотношения по уплате патентных и иных пошлин, а просто констатируют наличие обязанности по их уплате.
2. В настоящее время пошлины, указанные в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, установлены НК РФ (ст. 333.30 и др.), а пошлины, указанные в абз. 2 п. 2, - в Положении о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков и т.д., утвержденном Постановлением Совета Министров РФ от 12 августа 1993 г. N 793 (с последующими изменениями).