1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.
2. В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случаях, предусмотренных статьями 1401-1405 настоящего Кодекса, указанные в настоящем пункте действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.
6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1246 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье содержатся унифицированные нормы о государственном регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности. Данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения претерпели только положения п. п. 2 и 5 статьи (в том числе ряд положений п. 5 перенесен в новый п. 6), о чем подробнее сказано ниже.
Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, необходимо упомянуть, что общие положения об издании Правительством РФ, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти актов, содержащих нормы гражданского права, закреплены в п. п. 4 и 7 ст. 3 части первой ГК РФ: на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права; министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, которые установлены данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Также следует упомянуть, что Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <1>, согласно п. 2 которых нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 утверждены разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
<2> РГ. 2007. 24 мая. N 108.
В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено издание федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, в случаях, установленных ГК РФ, нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации", является Минкультуры России.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет общие полномочия по изданию нормативных правовых актов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности:
определены цели, в которых осуществляется издание таких актов, или, говоря иначе, определена сфера издания соответствующих нормативных правовых актов - регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров. Эти положения введены в данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ;
предусмотрено, что указанный федеральный орган исполнительной власти утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в п. 3 данной статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ.
Указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 <1>, является Минобрнауки России.
--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 7 июня.
В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено осуществление федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, - также иных действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" <1>, является Роспатент.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1627.
В данном пункте также указано, что в случаях, предусмотренных ст. ст. 1401 - 1405 комментируемой части, указанные действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Речь идет об осуществлении указанных действий в отношении секретных изобретений федеральными органами исполнительной власти, определенными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" (см. комментарий к ст. 1401).
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что в отношении селекционных достижений функции, указанные в п. п. 2 и 3 данной статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" <1>, является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.
Там же, в п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 августа 2008 г. N 584 <1>), установлено, что Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Соответственно, в настоящее время в п. 4 комментируемой статьи говорится об одном и том же федеральном органе исполнительной власти.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 32. Ст. 3791.
В условиях действия Закона 1993 г. о селекционных достижениях в соответствии с этим Законом Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 390 "Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" <1> (признано утратившим силу указанным выше Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2008 г. N 584) при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ на базе Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, ее организаций, учреждений и предприятий была образована Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений (в настоящем комментарии обозначается как Госсортокомиссия).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 100.
В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено право Правительства РФ по установлению ставок, порядка и сроков выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Такие полномочия Правительства РФ устанавливались в ч. 1 данного пункта в прежней редакции, но в них говорилось об установлении соответствующих минимальных ставок, а не ставок. Нововведениями Закона 2014 г. N 35-ФЗ являются положения, предусматривающие, что указанные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.
Пункт 5 был введен в первоначальную редакцию комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>, которым одновременно была признана утратившей силу часть 4 п. 4 ст. 1370 комментируемой части, предусматривавшая, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.
--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 23 июля.
В рамках реализации указанных в новой редакции п. 5 комментируемой статьи полномочий Правительством РФ издано Постановление от 4 июня 2014 г. N 512, которым утверждены Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы <1>. В пункте 1 данных Правил в соответствии с приведенными выше положениями установлено, что действие этих Правил не распространяется на случаи заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.
--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2014. 6 июня.
Положения п. 6 комментируемой статьи предусматривают права Правительства РФ по установлению:
минимальных ставок, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения;
ставок вознаграждения, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.
Вместо этого в ч. 2 п. 5 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривалось, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав. Как говорилось выше, п. 5 был введен в первоначальную редакцию комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ. Этим же Законом была признана утратившей силу часть 3 п. 4 ст. 1286 комментируемой части, в которой указывалось, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.
Такими изменениями предполагалось упорядочить все возможные случаи полномочий Правительства РФ по государственному регулированию вопросов установления и порядка взимания вознаграждения. В обоснование этих изменений авторами их проекта отмечалось следующее:
в соответствии с Законом 1993 г. об авторском и смежных правах было принято Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", которое содержало, помимо ставок вознаграждения, также и порядок их применения. Данное Постановление продолжило действовать после вступления в силу комментируемой части с 1 января 2008 г.;
однако в ст. 1286 комментируемой части нет указания на то, что Правительство РФ вправе устанавливать также порядок применения ставок. Отсутствие указанного правомочия у Правительства РФ послужило основанием для принятия решений ВС России от 12 сентября 2007 г. N ГКПИ07-910 и от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-503 о признании недействующими и не подлежащими применению разделов II и III Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218, регулирующих порядок начисления и взимания авторского вознаграждения.
Наряду с названным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" <1> во исполнение Закона 1993 г. об авторском и смежных правах также были изданы Постановления Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)" <2> и от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." <3>, которые сохранили свою силу и после вступления в силу комментируемой части.
--------------------------------
<1> САПП РФ. 1994. N 13.
<2> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.
<3> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2476.
Сведений же об издании соответствующих постановлений Правительства РФ на основании положений п. 6 комментируемой статьи до настоящего времени нет.
Следует также упомянуть, что на основании п. 3 ст. 1326 комментируемой части издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 "Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях" (см. комментарий к указанной статье).
Другой комментарий к статье 1246 ГК РФ
1. Нормы комментируемой статьи не несут никакой правовой нагрузки: они не имеют ни теоретического, ни практического значения.
2. В пункте 1 устанавливается, что ГК РФ может определить случаи, когда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, будет вправе издавать нормативные правовые акты по урегулированию правоотношений, связанных с объектами авторского права и смежных прав.
Разумеется, ГК РФ может это делать и без такого общего указания. В настоящее время в ГК РФ не предусмотрено ни одного такого случая. О понятии "уполномоченного" органа см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.
3. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что ГК РФ может определить случаи, когда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, будет вправе издавать нормативные правовые акты по урегулированию правоотношений, связанных с объектами патентного права, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, а также с наименованиями мест происхождения товаров.
Разумеется, ГК РФ может это делать и без такого общего указания.
Следует считать, что в приведенном перечне под "базами данных" имеются в виду объекты, охраняемые по нормам гл. 70, а не гл. 71 ГК РФ.
В настоящее время в ГК РФ такие случаи предусмотрены в ст. 1262, 1363, 1374, 1390 и др.
О понятии "уполномоченного" органа см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.
4. В первой фразе п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности имеет право и обязан осуществлять ряд действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Некоторые из этих действий перечислены в данной норме, другие могут быть предусмотрены в законе.
В настоящее время в различных статьях ГК РФ содержатся конкретные нормы, предписывающие упомянутому федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности совершать определенные действия (ст. 1262, 1346 и др.).
Следует полагать, что упомянутый федеральный орган совершает указанные юридически значимые действия не на основе п. 3 комментируемой статьи, а на основе иных конкретных норм ГК РФ.
Иными словами, ГК РФ может возлагать определенные функции на упомянутый федеральный орган и без общего указания, содержащегося в первой фразе п. 3 данной статьи; эта последняя норма не является нормой прямого действия.
Упоминаемый здесь "федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности" также должен быть определен ("управомочен"): см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.
В настоящее время функции федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности фактически осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
5. В пункте 4 комментируемой статьи предусматривается, что в отношении селекционных достижений (охраняемых в соответствии с гл. 73 ГК РФ) функции, указанные в п. 2 этой статьи, выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, а функции, указанные в п. 3 данной статьи, - федеральный орган исполнительной власти по сельскому хозяйству.
Данное указание является избыточным. См. п. 3 и 4 комментария к данной ст., а также п. 23 комментария к ст. 1244.