1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (статья 1244).
3. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Комментарий к статье 1245 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья регламентирует право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Ранее такое регулирование устанавливалось положениями ст. 26 "Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения" и некоторых других статей Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Комментируемая статья содержится в комментируемой главе, что подразумевает установление данной статьей общих положений. Как представляется, речь идет о том, что положения статьи являются общими для авторского права и смежного права.
В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. На это право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений указывает норма п. 2 ст. 1273 комментируемой части для случаев, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях. В свою очередь, в том числе к указанной ст. 1273 отсылает ст. 1306 данной части, регламентирующая использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения.
Как определено в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Статья 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержала положения, подобные тем, о которых говорилось выше, но несколько с другими формулировками. При этом непосредственно детализировалось, о каком оборудовании каких материальных носителях шла речь: оборудование - аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование; материальные носители - звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители.
Согласно разъяснению, данному в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях переходит к наследникам авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений.
В части 2 п. 1 комментируемой статьи Правительству РФ делегированы полномочия по утверждению перечня оборудования и материальных носителей, а также размера и порядка сбора соответствующих средств. О соответствующем акте Правительства РФ сказано ниже. Здесь же представляется целесообразным упомянуть об Определении КС России от 28 мая 2013 г. N 945-О <1>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на п. 1 комментируемой статьи. Как отмечено в данном Определении, КС России неоднократно указывал, что предоставление Правительству РФ подобных полномочий в сфере обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности (следовательно, и в сфере защиты и охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности)) в силу конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), предполагающего в сфере правового регулирования разграничение законодательной функции, возложенной на Федеральное Собрание РФ, и функции обеспечения исполнения законов, возложенной на Правительство РФ, направлено на реализацию соответствующих положений Конституции РФ.
--------------------------------
<1> СПС.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией, т.е. организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе регламентирована положениями ст. 1244 комментируемой главы, к которым и сделана отсылка. В подпункте 4 п. 1 указанной ст. 1244 среди сфер коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию, со ссылкой на комментируемую статью определено осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
В пункте 3 комментируемой статьи определена пропорция, в которой подлежит распределению вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях: 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. При этом предусмотрено, что распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно осуществляться пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Пункт 2 ст. 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах определял такую же пропорцию распределения вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, но предусматривал, что эта пропорция подлежит применению, если иное не предусмотрено соглашением между организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Кроме того, устанавливалось, что размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом России.
Пункт 3 комментируемой статьи также делегирует Правительству РФ полномочия по утверждению порядка распределения вознаграждения и его выплаты. На основании данных положений, а также упомянутых выше положений ч. 2 п. 1 данной статьи, делегирующих Правительству РФ соответствующие полномочия, издано Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" <1>, которым утверждены:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5398.
Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате изготовителями таких оборудования и материальных носителей;
Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате импортерами таких оборудования и материальных носителей;
Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;
Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;
Положение о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
В пункте 3 данного Постановления предусматривалось, что оно действует до вступления в силу межгосударственного соглашения государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, регулирующего правоотношения в сфере сбора, распределения и выплаты авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Однако указанный пункт Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. N 1157 <1> признан утратившим силу.
--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 18 декабря.
В условиях действия Закона 1993 г. об авторском и смежных правах Указом Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" <1> Правительству РФ поручалось:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6016.
утвердить перечень оборудования и материальных носителей, применительно к которым участники внешнеторговой деятельности - импортеры этих товаров и отечественные изготовители выплачивают вознаграждение, предусмотренное ст. 26 данного Закона, размер, а также порядок и условия выплаты вознаграждения, в случае если не будет достигнуто соглашение, предусмотренное абз. 3 п. 2 указанной статьи;
утвердить порядок контроля за ввозом на таможенную территорию Российской Федерации оборудования и материальных носителей, предназначенных для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения.
Однако сведений об издании Правительством РФ соответствующих актов во исполнение указанного поручения не было.
Пункт 4 комментируемой статьи исключает взимание средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Данные положения детализированы в названном выше Положении о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829.
Так, в п. 2 данного Положения определено, что под профессиональным оборудованием понимается оборудование, которое в силу своих конструктивных особенностей и потребительских свойств не используется для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 11 данного Положения средства для выплаты вознаграждения не взимаются с изготовителей таких оборудования и материальных носителей, которые являются предметом экспорта, при условии представления изготовителем оборудования и материальных носителей документов, подтверждающих факт помещения указанных оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта и фактического их вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества для постоянного нахождения за ее пределами; указанные документы должны быть представлены в аккредитованную организацию в срок не позднее 90 календарных дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта, если иное не предусмотрено договором, заключенным изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией; изготовитель оборудования и материальных носителей предоставляет аккредитованной организации информацию об оборудовании и материальных носителях, являющихся предметом экспорта, включенную в отчет о реализации.
Другой комментарий к статье 1245 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает особые сборы, которые должны выплачиваться изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых гражданами для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях.
О понятии фонограммы см. ст. 1304 ГК РФ; о понятии аудиовизуального произведения - ст. 1263 ГК РФ.
2. Обязанность уплачивать эти сборы возлагается на изготовителей и импортеров такого оборудования и материалов не потому, что они фактически воспроизводят фонограммы и аудиовизуальные произведения с помощью этого оборудования и материалов, а потому, что они создают возможность для граждан, действующих исключительно в личных целях, воспроизводить с помощью этого оборудования и материалов фонограммы и аудиовизуальные произведения.
3. Из пункта 1 комментируемой статьи следует, что граждане, которые фактически воспроизводят фонограммы и аудиовизуальные произведения в личных целях, могут осуществлять такие действия свободно, т.е. без необходимости заключать договоры с правообладателями. В отношении авторских произведений, включая и аудиовизуальные, такое свободное воспроизведение действительно возможно в соответствии со ст. 1273 ГК РФ, а в отношении исполнений и фонограмм - в соответствии со ст. 1306 ГК РФ.
4. В пункте 1 комментируемой статьи указывается на то, что суммы сборов (они именуются "вознаграждение") носят компенсационный характер. Это означает, что эти суммы должны компенсировать авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений те материальные потери, которые они несут в связи с неполучением вознаграждения от граждан, которые воспроизводят (или будут воспроизводить) их охраняемые объекты с помощью этого оборудования и материалов.
Несмотря на то, что указанные суммы сборов должны уплачивать изготовители и импортеры оборудования и материалов, используемых гражданами для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, эти изготовители и импортеры путем увеличения цены данного оборудования и материалов, продаваемых отдельным гражданам, перелагают суммы этих сборов на граждан-покупателей.
5. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи указанными сборами не облагаются оборудование и материальные носители, которые идут на экспорт или не предназначены для использования в домашних условиях, т.е., очевидно, не продаются отдельным гражданам.
6. Правительство РФ должно определить перечень оборудования и материальных носителей, которые будут облагаться указанными сборами, а также установить размеры и порядок сбора соответствующих средств.
Можно предполагать, что эти сборы будут определяться в виде процента от продажной цены соответствующего оборудования и материалов (аудио- и видеомагнитофоны, компакт-диски, дискеты, диски и т.п.). Строго говоря, указанными сборами должны облагаться и персональные компьютеры.
7. В соответствии с п. 2 сбор указанных сумм будет осуществлять аккредитованная организация. Таким образом, ни сами авторы, исполнители, изготовители фонограмм и изготовители аудиовизуальных произведений, ни неаккредитованные организации по коллективному управлению не вправе получать это вознаграждение.
8. Пункт 3 устанавливает важные принципы распределения собранного вознаграждения, а также содержит норму, предоставляющую Правительству РФ право установить (утвердить) порядок распределения вознаграждения и его выплаты.
Нормы, содержащиеся в этом пункте, базируются на том, что указанное вознаграждение вначале собирается в единое целое, в единый "котел", а затем делится в императивно определенной пропорции: 40% - авторам, 30% - исполнителям, оставшиеся 30% - изготовителям фонограмм и изготовителям аудиовизуальных произведений.
После того, как такое деление на "три доли" произведено, каждая "доля" в свою очередь делится между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и изготовителями аудиовизуальных произведений "пропорционально соответствующему использованию" охраняемых объектов.
Эта последняя норма сформулирована настолько общо, что допускает применение разнообразных способов распределения данных сумм.
9. О пункте 4 данной статьи см. п. 5 комментария к данной статье.
10. В настоящее время сохраняет силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" (СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6016). На практике нормы этого Указа не применяются.