Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);
4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);
5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);
6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса.

5. Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1244 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах такую процедуру не устанавливал. В отношении же нововведений авторами проекта комментируемой части отмечалось следующее: по новым правилам право управлять авторскими и смежными правами на коллективной основе без прямо выраженного согласия правообладателей предоставляется лишь организациям, получившим на конкурсной основе государственную аккредитацию; только эти организации будут иметь право собирать и распределять компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях; это положение призвано обеспечить функционирование существовавшей уже 12 лет только на бумаге системы сбора соответствующих средств с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, используемых для такого воспроизведения, и последующего их распределения среди правообладателей.

Положения ч. 1 п. 1 комментируемой статьи определяют перечень сфер коллективного управления, на осуществление деятельности в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию. Подпункты 1 и 2 данного пункта изложены Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения сводятся к включению в подп. 1 отсылки к подп. 8.1 п. 2 ст. 1270 комментируемой главы и замене в подп. 2 понятия композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, на понятие авторов музыкальных произведений. Тем самым учтены изменения, внесенные тем же Законом в п. 2 ст. 1270 и п. 3 ст. 1263 комментируемой главы.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи определяет принципы осуществления государственной аккредитации - открытость процедуры и учет мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, а также делегирует Правительству РФ полномочие по определению порядка осуществления государственной аккредитации.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992, которым утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1>. В соответствии с п. 3 данного Положения аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав. Указанным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" <2>, является Минкультуры России, а ранее согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия" <3>, являлась Росохранкультура.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.
<2> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.
<3> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2584.

В пункте 20 указанного Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, предусмотрено, что государственная аккредитация предоставляется на пять лет для организаций, аккредитуемых впервые, и на срок от пяти до десяти лет для организаций, аккредитованных ранее и не имевших замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов.

На основании данного Положения Приказом Минкультуры России от 27 мая 2013 г. N 567 утверждено Положение об аккредитационной комиссии <1>, в п. 1 которого определено, что аккредитационная комиссия образуется при Минкультуры России в целях соблюдения принципов открытости и гласности процедуры государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.

--------------------------------
<1> РГ. 2013. 25 сентября. N 214.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. При этом часть 2 п. 2 комментируемой статьи допускает, что организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минкультуры России (адрес сайта: http://mkrf.ru), аккредитованными организациями являются:

Наименование организации Сфера коллективного управления Приказ об аккредитации

Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество" (РАО) Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 15 августа 2013 г. N 1164

Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 15 августа 2013 г. N 1165

Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) Управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 16 декабря 2013 г. N 2105

Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (ВОИС) Осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 21 июля 2014 г. N 1273

Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 21 июля 2014 г. N 1274

Общероссийская общественная организация "Российский союз правообладателей" (РСП) Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ) Приказ Росохранкультуры от 24 сентября 2010 г. N 167

Часть 3 п. 2 комментируемой статьи исключает применение по отношению к деятельности аккредитованной организации ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством. Ранее такие положения содержались в п. 1 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах и касались они, соответственно, всех организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Основным актом антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1>, который согласно ч. 1 ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "аккредитованная организация"), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 комментируемой главы, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Об этом праве аккредитованной организации говорится в положениях ч. 1 п. 3 и ч. 2 п. 5 указанной ст. 1242.

В части 2 п. 3 комментируемой статьи установлено, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи. Однако в силу прямого указания в данной части такая другая организация в отличие от аккредитованной организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 комментируемой главы.

Положения п. 4 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют возможность отказа правообладателя, не заключившего с аккредитованной организацией указанного в п. 3 данной статьи договора о передаче полномочий по управлению правами, от управления этой организацией его правами:

такой правообладатель в соответствии с ч. 1 данного пункта вправе отказаться от управления этой организацией его правами в любой момент, причем как полностью, так и частично, путем письменного уведомления аккредитованной организации о своем решении. В случае частичного отказа от управления аккредитованной организацией его правами правообладатель представляет этой организации перечень соответствующих исключаемых авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав;

аккредитованная организация согласно ч. 2 данного пункта по истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. На аккредитованную организацию также возлагается обязанность уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 1243 комментируемой главы.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС России от 19 ноября 2013 г. N 9152/13 по делу N А40-127535/11-20-521 <1>, обязательства аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе о выплате правообладателю, не являющемуся членом этой организации, сумм авторского вознаграждения определены моментом волеизъявления правообладателя в установленной законом форме, т.е. моментом востребования.

--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2014. N 4.

В пункте 94 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9 при рассмотрении дел по требованиям о защите унаследованных исключительных прав судам предписано учитывать, что при отсутствии договора о передаче полномочий по управлению правами с аккредитованной организацией, осуществляющей управление правами и сбор вознаграждения в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, наследник, как и любой другой правообладатель, вправе в любой момент полностью или частично письменно отказаться от управления этой организацией его правами, даже в том случае, если наследодатель от такого управления его правами не отказывался.

Пункт 5 комментируемой статьи возлагает на аккредитованную организацию обязанность принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Разумность и достаточность мер являются оценочными категориями, и их оценка зависит от обстоятельств соответствующего дела, но при этом необходимо учитывать следующий общий принцип, который определен в п. 5 ст. 10 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ): добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В пункте 5 комментируемой статьи также установлен запрет отказа аккредитованной организацией в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. При этом указано, что законом могут быть предусмотрены изъятия из данного запрета. Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законом подразумеваются данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Положениями п. 6 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Речь идет о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем аккредитацию организаций, т.е. о Минкультуры России (см. выше). Приказом Минкультуры России от 23 декабря 2011 г. N 1224 утвержден Административный регламент исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2012. N 41.

Часть 2 данного пункта возлагает на аккредитованную организацию обязанности ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.

Определение понятия общероссийских средств массовой информации следует из положений законодательства РФ о выборах и референдумах. Так, согласно положениям п. 5 ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) <1> общероссийские организации телерадиовещания - это организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов РФ, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов РФ; общероссийские периодические печатные издания - это издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.

Форма отчета аккредитованной организации о своей деятельности согласно ч. 2 п. 6 комментируемой статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основании данной нормы форма отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе утверждена Приказом Росохранкультуры от 9 сентября 2009 г. N 169 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <1>, а затем на замену ей - Приказом Росохранкультуры от 15 октября 2010 г. N 182 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <2>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2010. N 10.
<2> БНА ФОИВ. 2010. N 50.

В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено утверждение типового устава аккредитованной организации. При этом полномочие по определению порядка утверждения такого типового устава делегировано Правительству РФ.

В рамках реализации указанного полномочия п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 219 <1>) установлено, что типовой устав аккредитованной организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, утверждается Министерством культуры РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1429.

На основании данной нормы издан Приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <1>, которым утверждены Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе и Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2008. N 23.

Названный Типовой устав включает в себя разделы I "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме общественной организации", II "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства" и III "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации".

Другой комментарий к статье 1244 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена понятию государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе; она также устанавливает дополнительные права и обязанности таких аккредитованных организаций.

Разумеется, аккредитованные организации пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены ст. 1242 и 1243 ГК РФ.

2. В абзацах 1 - 7 п. 1 комментируемой статьи названы сферы, в которых могут осуществлять свою деятельность аккредитованные организации.

Всего таких сфер шесть. Из них только первая относится к случаям, когда правообладатели владеют исключительным правом на использование; именно это право и передается в коллективное управление. Остальные пять сфер относятся к случаям, когда у правообладателей исключительные права на использование отсутствуют, а потому в коллективное управление передается лишь право на получение вознаграждения при использовании.

3. В подпункте 1 п. 1 данной статьи устанавливается возможность получения государственной аккредитации в сфере публичного исполнения, сообщения в эфир и сообщения по кабелю. Эти сферы указаны в подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Следует отметить, что произведения, доведенные до всеобщего сведения, в частности, через Интернет (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в число этих сфер не входят. Государственная аккредитация, осуществляемая на основе подп. 1 комментируемой статьи, должна относиться только к обнародованным музыкальным произведениям, в том числе с текстом, и к обнародованным отрывкам из музыкально-драматических произведений.

На объекты смежных прав этот случай государственной аккредитации не распространяется.

Учитывая основополагающее указание, содержащееся в п. 1 ст. 1242 ГК РФ (организации по коллективному управлению создаются в тех случаях, когда осуществление исключительных прав в индивидуальном порядке затруднено), следует считать, что в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи речь идет о музыкальных произведениях "малых форм" (т.е. небольших по времени звучания) и о незначительных отрывках из музыкально-драматических произведений.

4. В подпунктах 2 и 3 п. 1 рассматриваемой статьи указывается еще на два случая, в которых возможно получение организацией, осуществляющей коллективное управление, государственной аккредитации.

И тот и другой случай относятся к авторским произведениям, а не к объектам смежных прав.

5. Случаи, указанные в подп. 2 - 6 п. 1, содержат стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

Эти случаи осуществления коллективного управления аккредитованной организацией по своему объему (т.е. по видам использования и по категориям используемых объектов) полностью совпадают с объемом конкретных норм, к которым даются отсылки.

6. В подпунктах 4 - 6 п. 1 комментируемой статьи содержатся стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

В свою очередь, в этих конкретных нормах ГК РФ указывается на то, что в данных случаях сбор вознаграждения осуществляет аккредитованная организация.

Это означает, что вознаграждение может собираться и выплачиваться его получателям только аккредитованной организацией: ни неаккредитованная организация, ни сам получатель вознаграждения не вправе его получать. Поэтому нормы, предусмотренные абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, на данные случаи не распространяются.

7. Абзац 8 п. 1 данной статьи определяет принципы, применяемые при государственной аккредитации, и указывает на то, что порядок государственной аккредитации устанавливается Правительством РФ.

Само существо государственной аккредитации прямо в ГК РФ не раскрыто, но косвенно вытекает из содержания ст. 1242 и 1244 ГК РФ.

Аккредитованная организация получает право представлять - при управлении правами на коллективной основе - и тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договоров об управлении правами на коллективной основе (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи).

При этом указанное право, действующее в какой-либо сфере коллективного управления из перечисленных в п. 1 данной статьи, может быть закреплено только за одной такой аккредитованной организацией (абз. 1 п. 2).

Таким образом, аккредитованная организация получает монопольное право собирать суммы вознаграждения для тех правообладателей, которые этой организации никаких прав на такие действия не передавали и которые, вполне вероятно, этой организации не известны, а может быть, вообще являются "мертвыми душами".

Кому, когда и как эти суммы будут выплачены, неизвестно, но пока они будут получены такой аккредитованной организацией, причем получены на законном основании. Все это делает государственную аккредитацию чрезвычайно привлекательной.

Дополнительные обязанности, которые ГК РФ налагает на аккредитованную организацию, - это "мелочь" по сравнению с получаемыми ею правами.

Таким образом, суть государственной аккредитации - представление государством права осуществлять определенную деятельность, т.е. выдача лицензии.

Но поскольку лицензирование в нашей стране постепенно сокращается, а в данном случае оно, наоборот, вводится, в ГК РФ применен термин "аккредитация", несмотря на то что этот термин здесь не подходит и существа возникающих отношений не раскрывает.

8. В абзаце 8 п. 1 комментируемой статьи названы два принципа осуществления государственной аккредитации: 1) открытость процедуры и 2) учет мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.

Самый главный такой принцип, к сожалению, не названный в ГК РФ, вытекает из существа государственной аккредитации. Аккредитацию должна получать та организация, которая имеет наилучшие возможности разыскивать тех неизвестных правообладателей, которым предназначены суммы вознаграждения, собираемые этой организацией, и выплачивать это вознаграждение правообладателям (п. 5 комментируемой статьи). Следует считать, что к государственной аккредитации по аналогии применимы нормы ст. 447 - 449 ГК РФ.

См. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 (СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114).

9. В абзаце 1 п. 2 данной статьи указывается, что получить государственную аккредитацию в той или иной сфере коллективного управления, где может быть получена такая аккредитация, может лишь одна организация.

Таким образом, даже при наличии нескольких претендентов получает государственную аккредитацию лишь один из них.

10. В абзаце 2 п. 2 предусматривается, что одна организация по коллективному управлению может получить государственную аккредитацию в одной, нескольких или даже во всех сферах управления правами, в которых может быть получена такая аккредитация.

11. Из норм, содержащихся в абз. 1 и 2 п. 2, следует, что государственная аккредитация не может быть предоставлена той организации, которая осуществляет деятельность по коллективному управлению только в части какой-либо одной из сфер, указанных в п. 1.

Иными словами, каждая сфера деятельности, указанная в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи, является единой и неделимой.

12. В абзаце 3 п. 2 содержится норма, в соответствии с которой к деятельности аккредитованной организации не должны применяться ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Говоря о "деятельности аккредитованной организации", ГК РФ имеет в виду ту ее деятельность, которую эта организация осуществляет на основе полученной аккредитации. На иную деятельность этой организации данная норма не распространяется.

Под антимонопольным законодательством в настоящее время следует понимать Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Этот Закон, в частности, определяет способы предупреждения и пресечения монополистической деятельности. К ним относятся:

1) признание хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение (ст. 5 Закона);

2) установление запретов на совершение таким субъектом определенных действий (ст. 10 Закона);

3) запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и на совершение хозяйствующими субъектами согласованных действий (ст. 11 Закона);

4) формальности и ограничения при предоставлении государственной или муниципальной помощи (ст. 19 - 20 в силу указанного Закона).

Применение антимонопольного законодательства к деятельности аккредитованных организаций по коллективному управлению правами ограничивается также тем, что антимонопольное законодательство распространяется в основном на хозяйствующие субъекты. К числу таких субъектов отнесены и некоммерческие организации (а организации по коллективному управлению являются некоммерческими), но только те некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, приносящую им доход (подп. 5 ст. 4 этого же Закона), и, очевидно, только в связи с осуществлением такой деятельности. Таким образом, возможность применения к деятельности аккредитованных организаций норм антимонопольного законодательства является ограниченной.

13. Абзац 1 п. 3 комментируемой статьи предоставляет аккредитованной организации право осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договорных отношений.

Ссылки на это право ранее встречались в абз. 1 п. 3 и в абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ.

Таким образом, аккредитованная организация получает право действовать от имени неопределенного круга лиц, от имени всех правообладателей, чьи охраняемые объекты используются так, как это указано в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи.

Нет никаких сомнений в том, что эта норма при применении ее к случаям, указанным в подп. 1 - 3 п. 1 анализируемой статьи, является серьезным, существенным ограничением гражданских прав правообладателей, а именно права на свободу договора (ст. 421 ГК РФ) и даже права на свободу осуществления и защиты своих прав (ст. 1 и 9 ГК РФ). Поэтому эти ограничения ("представительство по закону") являются допустимыми и оправданными лишь в той мере, в какой они служат интересам правообладателей. См. также п. 7 комментария к данной статье.

14. В абзаце 2 п. 3 комментируемой статьи указывается, что даже после получения одной организацией государственной аккредитации для определенной сферы деятельности по коллективному управлению в этой же сфере может осуществлять деятельность другая организация по коллективному управлению (или даже несколько таких организаций). Поскольку эта другая организация не получила (да и не могла получить) государственной аккредитации, она, естественно, будет представлять только тех правообладателей, с которыми она фактически заключила договоры.

Такая "другая" организация, как это прямо указано в данной норме, может быть создана после получения государственной аккредитации одной организацией. Вместе с тем, если какая-либо организация образована и осуществляет свою деятельность до проведения государственной аккредитации, она, конечно, вправе продолжать свою деятельность и после того, как какая-то иная организация получит государственную аккредитацию.

Более того, в соответствии с прямой нормой, содержащейся во второй фразе абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, такие неаккредитованные организации имеют право заключать прямые договоры с пользователями в интересах правообладателей, фактически предоставивших им полномочия по управлению правами на коллективной основе. Следовательно, такие неаккредитованные организации вправе на основе этих прямых договоров также получать суммы вознаграждения от пользователей и сведения об использовании охраняемых объектов.

Таким образом, даже в тех сферах коллективного управления, где может (и фактически должна) применяться система коллективного управления посредством аккредитованной организации, и даже после предоставления прав такой аккредитованной организации пользователи вынуждены будут заключать несколько договоров - с несколькими организациями по коллективному управлению.

Между тем введение системы коллективного управления правами посредством аккредитованных организаций, по идее, должно облегчать положение пользователей, приводить к тому, что пользователь, заключив договор с одной аккредитованной организацией, может полагать, что он вправе использовать любые охраняемые объекты.

Нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, не могут применяться в сферах коллективного управления, указанных в подп. 4 - 6 п. 1 данной статьи, поскольку в ст. 1245 и 1326 ГК РФ указывается, что сбор и выплату вознаграждения в данных случаях осуществляют аккредитованные организации, что исключает посредничество неаккредитованных организаций.

15. Когда организация по коллективному управлению получает государственную аккредитацию, возникают две законные презумпции. Считается, что: 1) все правообладатели передали свои соответствующие права такой организации; 2) пользователи не будут являться нарушителями всех соответствующих прав, которые они будут использовать, если заключат и будут исполнять договоры с аккредитованной организацией.

В пункте 4 комментируемой статьи указывается, как правообладатель может опровергнуть эти презумпции.

Для того чтобы эти презумпции перестали действовать, правообладатель должен подать в аккредитованную организацию письменное уведомление о том, что он отказывается от услуг этой организации.

Это уведомление об отказе может касаться либо всех прав и объектов данного правообладателя, либо лишь некоторых прав и (или) объектов.

Следует считать, что если в уведомлении об отказе не упоминаются отдельные права и объекты, принадлежащие данному правообладателю, то уведомление относится ко всем правам и объектам, принадлежащим данному правообладателю, в том числе к тем, которые могут быть созданы или получены этим правообладателем в будущем.

Что касается уведомления о частичном отказе, то в абз. 1 п. 4 комментируемой статьи предусматривается, что правообладатель должен представить при этом перечень прав и (или) объектов, исключаемых из числа тех прав и объектов, которыми вправе управлять аккредитованная организация.

Можно сделать вывод о том, что правообладатель может поступить и по-иному, а именно: указать на те права и (или) объекты, которыми вправе управлять аккредитованная организация; тем самым все иные права и объекты будут исключены из сферы коллективного управления, осуществляемого аккредитованной организацией.

Надо полагать, что такие уведомления об отказе могут быть направлены аккредитованной организации не самими правообладателями, а их представителями, например неаккредитованными организациями по коллективному управлению. Этот вывод основывается на нормах, содержащихся в абз. 2 п. 3 данной статьи.

16. Хотя норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 4, изложена не совсем четко, общий ее смысл понятен и состоит в том, что в течение трех месяцев со дня получения от правообладателя такого уведомления об отказе (именно в течение трех месяцев, а не "по истечении трех месяцев") аккредитованная организация обязана исключить указанного субъекта - правообладателя или, соответственно, указанные права и объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Под указанной информационной системой, очевидно, имеется в виду Интернет.

Что касается исключения данных сведений из договоров с пользователями, то, разумеется, вместо индивидуальных оповещений в договорах может содержаться общая ссылка на общедоступную информационную систему, в которой время от времени могут появляться подобные уведомления об отказе.

Все эти действия аккредитованная организация обязана совершать в течение трех месяцев со дня получения ею уведомления об отказе, а по истечении трех месяцев она более не должна управлять данными правами. По истечении трех месяцев пользователи не имеют права использовать указанные права без согласия самого правообладателя или организации по коллективному управлению, заключившей договор с правообладателем.

Следует считать, что в уведомлении об отказе правообладатель может указать более продолжительный, чем три месяца, срок, в течение которого аккредитованная организация должна прекратить управление соответствующими правами.

17. Согласно второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю, направившему уведомление об отказе, причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей за тот период, когда действовали презумпции, указанные в п. 15 комментария к данной статье. Кроме того, такому пользователю должен быть представлен отчет об использовании его прав.

Данная норма распространяется также на случаи, когда вознаграждение для правообладателя, не заключившего договор, получено аккредитованной организацией после прекращения действия указанной презумпции.

Нормы, содержащиеся во второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи, разумеется, распространяются и на тех правообладателей, которые не подавали уведомлений об отказе.

18. Следует считать, что правообладатель, направивший аккредитованной организации уведомление об отказе, может позже уведомить эту организацию об отзыве такого заявления - полностью или в некоторой его части.

19. Очевидно, что правила, содержащиеся в п. 4 комментируемой статьи, должны по аналогии применяться к тем правообладателям, которые фактически заключили договоры с аккредитованной организацией. В любом случае правообладатель, заключивший договор с аккредитованной организацией, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с тем правообладателем, который такого договора не заключал.

20. Пункт 5 комментируемой статьи возлагает на аккредитованную организацию обязанность принимать меры по установлению правообладателей, имеющих право на вознаграждение, полученное этой организацией по договорам с пользователями.

Данные меры должны быть "разумными и достаточными". Это выражение аналогично содержащемуся в ст. 10 ГК РФ выражению "разумно и добросовестно".

В случае спора относительно "разумности и достаточности" принятых мер решение может выносить суд.

В отличие от прежнего законодательства, которое устанавливало, что организация по коллективному управлению "вправе. по истечении трех лет с даты. поступления. невостребованного вознаграждения" обращать его на другие нужды (п. 4 ст. 45 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), тем самым косвенно увязывая право организации на использование невостребованного вознаграждения с истечением срока исковой давности, исчисляемого с момента поступления вознаграждения на счет организации (что, конечно, было несправедливо), новая норма не устанавливает никаких сроков прекращения поисков правообладателей.

21. Смысл второй фразы п. 5 комментируемой статьи состоит в том, что аккредитованная организация не вправе отказаться заключить договор с любым правообладателем, обратившимся к ней с этой просьбой, если аккредитованная организация получила (или получала) от пользователей определенные суммы вознаграждения, причитающиеся этому правообладателю.

Исключение составляют случаи, установленные законом.

К числу этих исключений относится уже указанный в ГК РФ случай - данный правообладатель является членом другой организации по коллективному управлению, например иностранной (абз. 2 п. 3 ст. 1242 ГК РФ).

22. В пункте 6 комментируемой статьи устанавливается, что контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Этот орган вправе (и даже должен) установить форму отчета о деятельности аккредитованной организации, который такая организация обязана ежегодно представлять в указанный федеральный орган. Кроме того, аккредитованная организация обязана публиковать эти ежегодные отчеты в общероссийском средстве массовой информации.

Поскольку сферы, в которых должны осуществлять свою деятельность аккредитованные организации, являются разными, очевидно, что будут утверждены разные формы этих отчетов.

Разумеется, контроль со стороны указанного федерального органа за деятельностью аккредитованных организаций не ограничивается представлением указанных отчетов.

23. В пункте 6 данной статьи говорится о наличии "уполномоченного" федерального органа исполнительной власти. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о том, кто и как определяет ("уполномочивает") этот орган. Представляется, что это может сделать лишь федеральный закон или указ Президента РФ (п. 2 и 3 ст. 3 ГК РФ); постановления Правительства РФ для этого недостаточно.

Этот вывод распространяется и на другие случаи, когда в ГК РФ содержатся указания на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (например, ст. 1246 ГК РФ).

Несмотря на то, что в разных статьях ГК РФ упоминаются разные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (в частности, в комментируемой статье и в ст. 1246 ГК РФ), возможно, что закон (или указ) возложит осуществление всех этих функций на один федеральный орган либо, напротив, разделит функции, относящиеся к одному федеральному органу, между несколькими такими органами.

24. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено право (и даже обязанность) Правительства РФ определить порядок утверждения типового устава аккредитованной организации. Разумеется, Правительство РФ вправе само утвердить такой типовой устав.

Эта норма является конкретизацией общей нормы, содержащейся в п. 1 ст. 52 ГК РФ: "В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида".

Остались вопросы по ст 1244 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1244 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.