Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 119 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья допускает возможность изменения устава фонда его органами, если в самом уставе предусмотрен такой порядок. В противном случае, а также при уклонении компетентного органа фонда от внесения необходимых изменений устав изменяется в судебном порядке.

Возникновение на практике ситуации, при которой устав фонда не содержит положений о порядке его изменения, маловероятно. Пункт 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, определяя требования к учредительным документам некоммерческих организаций, предусматривает обязательное включение в них правил о порядке внесения изменений в устав. При этом несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 51 ГК). Наиболее распространены случаи, когда органы фонда отказываются или уклоняются внести необходимые изменения в устав, что негативно влияет на деятельность фонда в целом. Кроме того, устав фонда может прямо предусматривать, что его изменение допустимо только в судебном порядке.

2. Обратиться в суд с требованием о внесении изменений в устав фонда вправе любой единоличный или коллегиальный орган фонда, а также государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью фонда. К примеру, по отношению к общественным фондам такой компетенцией наделены: прокуратура; орган, осуществляющий регистрацию фонда; финансовые и некоторые другие органы.

3. Комментируемая статья допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке, что обусловлено особым характером данной организации. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Правом обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда обладают любые заинтересованные лица (учредители фонда, кредиторы, контролирующие органы и др.). Вместе с тем фонд может быть признан банкротом, причем как по решению суда, так и путем объявления о своем банкротстве (п. 4 ст. 61, п. 2 ст. 65 ГК). Объявление о банкротстве и, следовательно, ликвидация фонда во внесудебном порядке допускаются только по соглашению с кредиторами, требования которых фонд не в состоянии удовлетворить.

Определенные противоречия существуют в правовом регулировании вопросов ликвидации общественного фонда, т.к. он одновременно является и формой общественного объединения, и видом некоммерческой организации. Общественные объединения, в т.ч. созданные в качестве фондов, не могут признаваться несостоятельными (ст. 65 ГК). Вместе с тем как самостоятельная форма некоммерческих организаций любые фонды, включая общественные, могут быть банкротами. Кроме того, если решение о ликвидации общественного фонда как вида некоммерческой организации может быть принято только судом, то как форма общественной организации фонд может быть ликвидирован и в добровольном порядке - по решению съезда (конференции) или общего собрания (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может передаваться лицам, осуществляющим деятельность в аналогичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Другой комментарий к статье 119 ГК РФ

1. Нормы, изложенные в п. 1 комментируемой статьи, регулируют порядок изменения устава фонда с учетом особенностей фондов как юридических лиц. Устав фонда может быть изменен органами фонда, но при условии, если уставом фонда предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения таких изменений, ГК не определяет. В соответствии со ст. 29 Закона о некоммерческих организациях изменение устава фонда относится к компетенции высшего органа управления фонда - съезда (конференции), общего собрания.

Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает судебный порядок внесения изменений в устав фонда. Для этого предусмотрены следующие условия: 1) если возможность изменения, устава в нем не предусмотрена, хотя сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда; 2) если устав не изменяется, хотя такая необходимость имеется. В комментируемой статье не указано, каким конкретно органам фонда дано право подачи заявления в суд. Этот вопрос должен регулироваться уставом фонда.

Устанавливая право суда на внесение изменений в устав фонда по заявлению органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, комментируемая статья не конкретизирует, какой орган имеется в виду под органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда. Основными органами надзора за деятельностью фонда являются попечительские советы и прокуратура. Контрольно-надзорные функции осуществляют также органы, регистрирующие фонды и налоговые органы.

Изменения, внесенные в устав фонда, подлежат регистрации в том же порядке, что и устав при регистрации фонда.

2. В качестве обязательного правила п. 2 комментируемой статьи предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.

В п. 2 комментируемой статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако комментируемая статья не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в комментируемой статье оснований для ликвидации фондов ГК установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, т.е. банкротом (см. ст. 65 ГК).

В то же время необходимо обратить внимание на имеющееся несоответствие между комментируемой статьей, устанавливающей ликвидацию фонда только в судебном порядке, и п. 2 ст. 65 ГК, допускающим ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Никаких оговорок относительно неприменения этой нормы к фондам названная норма не делает. Приведенная норма подвергают сомнению императивную норму ст. 119 ГК о том, что решение о ликвидации фонда может принять только суд.

Особенности ликвидации в судебном порядке общественных фондов установлены Законом об общественных объединениях.

Ликвидация фонда считается завершенной, а фонд прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

3. Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях - суд. Если фонд был ликвидирован по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <1>, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 61 - 64 ГК.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Остались вопросы по ст 119 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 119 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.