(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 118 Гражданского Кодекса РФ
1. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Фонд является собственником имущества, в т.ч. взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, пп. 3, 4 ст. 213 ГК). Фонд не основан на членстве, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается.
В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действовать в соответствии с Законом об общественных объединениях. Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии с Законом о благотворительной деятельности. Кроме того, правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами (см., например Указ Президента РФ от 06.03.95 "О национальном фонде молодежи" (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 965); Указ Президента РФ от 13.04.96 "О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1836)).
В Российской Федерации действует значительное количество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, в форме учреждений (см., например, Постановление Правительства РФ от 13.12.95 N 1232 "О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм" (СЗ РФ, 1995, N 51, ст. 5073); Постановление Правительства РФ от 12.04.96 N 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1901)).
2. Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. Комментируемая статья не устанавливает каких-либо особых требований к субъектному составу участников фонда. Однако специальные законы, регулирующие деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматривают. Так, учредителями общественного фонда правомочны выступать граждане и юридические лица, созданные исключительно в форме общественных объединений. Закон об общественных объединениях прямо предусматривает, что учредителями общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 19). Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут оказывать поддержку фондам, создаваемым гражданами и юридическими лицами (см., например, Постановление Правительства РФ от 10.04.96 "О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы" - СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1830), либо принимать участие в их учреждении. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного имущества, именуются общественно-государственными. В частности, таким является Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.95 N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4501).
3. Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Им также запрещается использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).
4. Комментируемая статья возлагает на фонд обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. При этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.
5. Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. При этом соответствующие разделы устава должны отвечать требованиям ст. 28 - 30 Закона о некоммерческих организациях, а также: если фонд общественный - требованиям ст. 10 Закона об общественных объединениях, если фонд благотворительный - требованиям ст. 10 Закона о благотворительной деятельности.
Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Следует отметить, что попечительский совет действует исключительно на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Порядок создания и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда.
6. Пункт 4 комментируемой статьи предъявляет к содержанию устава фонда специальные требования, которые должны быть соблюдены наряду с общими, определенными п. 2 ст. 52 ГК. Устав общественного фонда также должен соответствовать ст. 20 Закона об общественных объединениях. Для некоторых категорий фондов, осуществляющих деятельность в особо значимых целях, разработаны типовые уставы (см., например, Типовой устав Фонда пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 789 - СЗ РФ, 1996, N 30, ст. 3653).
Другой комментарий к статье 118 ГК РФ
1. ГК впервые в качестве юридических лиц выделяет фонды, дает определение фонда, закрепляет их правовой и имущественный статус. Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов: а) фонды относятся к некоммерческим организациям; б) фонды не являются членскими организациями; в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами; г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.
В то же время, как нам представляется, основным признаком фонда (хотя он не указан в комментируемой статье) следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.
ГК не дает классификацию фондов. Между тем фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя из этого критерия, могут существовать: 1) частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи; 2) корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями; 3) общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями; 4) государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ; 5) муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях.
Среди фондов широкое распространение получили общественные фонды. Особенности их деятельности регулируются законодательством об общественных объединениях и прежде всего Законом об общественных объединениях.
Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды - Закон о благотворительной деятельности.
Деятельность некоторых фондов регулируется специальным законодательством. Так, правовой статус и деятельность негосударственных пенсионных фондов определяется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 09.05.2005) <1>. Согласно названному Закону негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2001. N 7. Ст. 623; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 166; 2004. N 49. Ст. 4854; 2005. N 19. Ст. 1755.
Некоторые организации хотя и именуются фондами, но, по существу, являются государственными финансово-кредитными учреждениями. К таким фондам относятся, в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Поскольку на целый ряд организационных структур, носящих название "фонд", не распространяется действие ни комментируемой статьи, ни Закона о некоммерческих организациях, встает вопрос о неприменении названия "фонд" к таким структурам.
2. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
Комментируемая статья не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фондов. Только указано, что фонд учреждается на основе "добровольных имущественных взносов". Под добровольными имущественными взносами следует прежде всего иметь в виду имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем). В этом случае переданное имущество перестает быть собственностью учредителей и становится собственностью фонда. Фонд может иметь и другие источники формирования обособленного у него имущества, а именно: различного рода пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, например лекций, выставок, лотерей и т.д.; доходы, получаемые от соответствующей уставу предпринимательской деятельности; другие не запрещенные законом поступления.
Особенность реализации имущества фонда состоит в том, что оно должно использоваться не на реализацию внутренних интересов фонда, а на общественно полезные цели. Поэтому учредители и лица, осуществляющие управленческие функции в фонде, не вправе использовать имущество в своих интересах.
3. В определении, данном в комментируемой статье, указано, что фонд учреждается как некоммерческая не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Эти цели должны быть закреплены в уставе фонда. Учитывая общественно полезную направленность целевых задач фондов, многие из них являются благотворительными. Понятие благотворительной деятельности и статус благотворительной организации, в том числе благотворительных фондов, разработаны в Законе о благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью фондов следует понимать деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
4. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий: а) она должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд; б) она должна соответствовать этим целям.
Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, которое используется только на реализацию уставных целей. Второе условие предполагает, что предпринимательская деятельность фондов по своей направленности должна ограничиваться сферой уставных целей фонда.
Согласно п. 2 комментируемой статьи для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать только хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, создание различного рода товариществ для фондов полностью исключается. Между тем в соответствии со ст. 37 Закона об общественных объединениях общественным фондам предоставляется возможность создавать не только хозяйственные общества, но и хозяйственные товарищества.
5. Фонды приобретают права юридического лица после их государственной регистрации со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). На основании ст. 48 ГК фонд как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
От имени фонда права юридического лица осуществляет его постоянно действующий орган управления согласно компетенции, закрепленной в уставе. В фондах создаются попечительские советы, которые являются не органами управления, а органами надзора. Попечительский совет осуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу, за правильностью принятия другими органами фонда решений и за обеспечением их исполнения, а также за использованием средств фонда и др. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрено также создание контрольно-ревизионного органа, к компетенции которого относится проверка финансово-хозяйственной деятельности фонда.
6. Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав. В п. 4 комментируемой статьи указаны сведения, которые должен содержать устав.