(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 117 Гражданского Кодекса РФ
1. Статья устанавливает единый правовой режим для общественных и религиозных организаций, но вместе с тем допускает возможность издания законов, определяющих особенности юридического статуса организаций отдельных видов. В настоящее время деятельность общественных организаций (объединений), созданных по инициативе граждан, за исключением религиозных, регламентируется Законом об общественных объединениях. Политические партии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950), далее - Закон о политических партиях. Правовые основы создания и деятельности профессиональных союзов устанавливаются Законом о профессиональных союзах. Правовое положение общественных организаций (объединений), учрежденных в целях осуществления благотворительной деятельности, определяется Законом о благотворительной деятельности. Физкультурно-спортивные объединения и организации действуют с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 18, ст. 2206), далее - Закон о физической культуре и спорте. Правовые особенности деятельности общественных объединений, создаваемых в научных целях, определяются Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4137), далее - Закон о науке и государственной научно-технической политике. Общественные организации в системе высшего и послевузовского профессионального образования создаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4135), далее - Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью религиозных объединений, регулируются Законом о свободе совести.
Правовое влияние на общественные и религиозные организации могут оказывать и акты субъектов Российской Федерации. Так, особенности деятельности благотворительных организаций на территории г. Москвы определяются Законом г. Москвы от 05.07.95 N 11-46 "О благотворительной деятельности" (Ведомости Московской Думы, 1995, N 5).
2. Комментируемая статья рассматривает термины "общественная организация" и "общественное объединение" как тождественные. Однако ст. 7 Закона об общественных объединениях устанавливает различия между этими понятиями. Общественная организация признается одной из форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией. Предметом регулирования ст. 117 ГК являются только те объединения, которые создаются в формах общественной организации, общественного движения и органа общественной самодеятельности. Вопросы создания и деятельности общественных фондов, общественных учреждений, союзов и ассоциаций общественных объединений регулируются иными статьями ГК (см. соответственно коммент. к ст. 118 - 123), а политических партий - специальным законом.
По признаку территориальной деятельности все общественные объединения могут подразделяться на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные (ст. 14 Закона об общественных объединениях).
Для религиозных объединений характерно наличие определенных целей создания (совместное вероисповедание и распространение веры) и особых признаков (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица, и, следовательно, ее деятельность комментируемой статьей не регламентируется (пп. 1, 2 ст. 6; п. 1 ст. 7 Закона о свободе совести). В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.
3. ГК допускает возможность учреждения общественной организации только дееспособными гражданами в количестве не менее 2. Специальные законы конкретизируют это общее правило. Так, учредителями общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, в количестве не менее 3. Наряду с ними в состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Кроме учредителей общественные объединения могут иметь членов, заинтересованных в совместном решении задач объединения, и участников, выразивших поддержку целям объединения или его конкретным акциям. Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане старше 18 лет и юридические лица - общественные объединения. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет.
Для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного лица, достигшего 14 лет и осуществляющего трудовую деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах). (Данное правило вызывает сомнения. Во-первых, профсоюз - это объединение граждан, поэтому учредителей должно быть как минимум двое. Во-вторых, несовершеннолетний по общему правилу ст. 26 ГК не обладает достаточным объемом дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц. Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. Точнее было бы рассматривать лиц, достигших 14 лет, в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов.)
Научно-технические, научно-просветительские общественные организации, общественные академии наук и другие научные общественные объединения могут создаваться только лицами, которые в соответствии со ст. 4 Закона о науке и государственной научно-технической политике могут быть отнесены к научным работникам.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Такое подтверждение выдается, если религиозная группа своевременно в установленном порядке уведомила компетентные органы о своем создании. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести).
4. Наименование общественного объединения должно указывать на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности (ст. 28 Закона об общественных объединениях). В наименовании религиозной организации должны быть отражены сведения о ее вероисповедании (п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК наименования данных юридических лиц должны содержать указания на характер их деятельности.
Особые требования предъявляются к наименованию политических партий - оно не может содержать наименование органов государственной власти и органов местного самоуправления, имя и (или) фамилию гражданина и др. (ст. 6 Закона о политических партиях).
Учредительным документом общественных и религиозных организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК, так и специальным. Для общественных объединений они установлены ст. 20 Закона об общественных объединениях, для политических общественных объединений - п. 2 ст. 21 Закона о политических партиях, для религиозных - п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести.
5. Правоспособность общественных и религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок такой регистрации имеет некоторые особенности, установленные специальными законами о некоммерческих организациях отдельных видов. Так, решение о государственной регистрации политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, а также религиозных организаций принимается органами юстиции. Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого решения осуществляется органами, уполномоченными на его ведение (в настоящее время - налоговыми органами). Процедуры взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с Министерством РФ по налогам и сборам и его управлениями в субъектах Российской Федерации по вопросам регистрации юридических лиц, специальный порядок и сроки регистрации которых установлены специальным законом, определяются Положением о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 442 (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2589).
Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждены Приказом Минюста России от 05.12.2003 N 310 (БНА РФ, 2004, N 4). Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, утверждены Приказом Минюста России от 12.07.2002 N 199 (БНА РФ, 2002, N 31).
6. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Закон о профессиональных союзах допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Закон о благотворительной деятельности запрещает благотворительной организации участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (ст. 12).
Что касается политических партий, то Закон о политических партиях прямо предусматривает те виды деятельности, которые эти организации вправе осуществлять. Это информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих целей и обнародования результатов работы; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности партии имущества (пп. 3, 4 ст. 31).
7. Имущество общественных организаций составляют вступительные и членские взносы, пожертвования, поступления от проводимых мероприятий (выставок, лотерей и др.) и совершаемых сделок, доходы от предпринимательской деятельности, а также движимые и недвижимые вещи, полученные по другим законным основаниям. Вместе с тем формирование имущества отдельных организаций может иметь особенности. Так, политическим партиям запрещается получать материальную помощь от иностранных государств, юридических лиц и граждан; органов государственной власти и местного самоуправления; некоторых других категорий организаций и физических лиц, перечень которых предусмотрен п. 3 ст. 30 Закона о политических партиях. Имущество молодежных и детских общественных объединений формируется с учетом Федерального закона от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503). На порядок формирования имущественной базы военно-патриотических объединений оказывают влияние и нормы Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (СЗ РФ, 2000, N 31, ст. 3292).
Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести). Передача имущества производится с учетом Постановления Правительства РФ от 06.05.94 N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" (СЗ РФ, 1994, N 4, ст. 362), Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (СЗ РФ, 2001, N 28, ст. 2889). Методические рекомендации по передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения утверждены распоряжением Минимущества России от 09.11.2001 N 3236-р.
Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила: не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).
8. Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям (п. 3 ст. 48 ГК). В этой связи имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям не возвращается.
Другой комментарий к статье 117 ГК РФ
1. Определение, данное в п. 1 комментируемой статьи, не разграничивает понятия "общественная организация", "общественное объединение" и "религиозная организация". Между тем эти понятия имеют существенные отличия и не являются синонимами.
Общественное объединение в соответствии с Законом об общественных объединениях - родовое понятие. Под общественным объединением понимается любое добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных в уставе общественного объединения. Общественная организация - только одна из организационно-правовых форм общественных объединений.
Основной особенностью общественных организаций является наличие членства. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, осуществляющих совместную деятельность. Членами общественных организаций могут быть физические лица, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, заинтересованные в совместном решении уставных задач данной организации, если иное не установлено Законом об общественных объединениях и законами об отдельных видах общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений, а также членами профсоюзов могут быть граждане, достигшие 14 лет; членами и участниками детских общественных объединений - граждане, достигшие 8 лет. Членство оформляется на основе индивидуального заявления или документа, позволяющего учитывать количество членов организации. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
К общественным объединениям также относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Их юридический статус определен в Законах об общественных объединениях (ст. ст. 8 - 12), о политических партиях.
Одним из основных отличительных признаков общественного движения следует считать отсутствие фиксированного членства. Общественное движение состоит из участников, которые поддерживают общественное движение, преследующее закрепленные в его уставе социальные, политические и иные общественно полезные цели. Участники общественного движения принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия в движении, если иное не предусмотрено уставом. Высшим руководящим органом общественного движения, так же как в общественных организациях, является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения считается выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Органы общественной самодеятельности - это общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Органы общественной самодеятельности не основаны на членстве. Деятельность органов общественной самодеятельности направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с реализацией уставных целей и программ органов общественной самодеятельности по месту их создания. Органы общественной самодеятельности строят свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей, и не имеют над собой каких-либо вышестоящих органов или организаций.
Политической партией признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
О правовом статусе общественных фондов и общественных учреждений см. коммент. к ст. ст. 118 и 120.
Общественные объединения и общественные организации нельзя отождествлять с религиозными объединениями и религиозными организациями, так как цели, организационные принципы построения и деятельности религиозных объединений и религиозных организаций имеют специфический характер. Именно в силу этого деятельность и правовой статус общественных организаций и религиозных организаций всегда регулировались разными законами. Закон об общественных объединениях не распространяется на религиозные организации.
В настоящее время деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 29.06.2004) <1>. В соответствии с данным Законом религиозная организация является одной из форм религиозных объединений. Религиозная организация подлежит в установленном законом порядке регистрации в качестве юридического лица. Другой формой религиозных объединений является религиозная группа, осуществляющая свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711.
Таким образом, можно считать, что религиозные объединения представляют собой самостоятельную форму некоммерческих организаций.
2. Общественные организации, так же как и другие общественные объединения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако ее ведение ограничено двумя условиями: во-первых, она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная организация (объединение), и, во-вторых, она должна соответствовать этим целям.
Первое условие означает, что доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, используемого для реализации уставных целей. Согласно второму условию предпринимательская деятельность общественных организаций и других общественных объединений по своей направленности должна быть ограничена только сферой уставных задач и не может выходить за рамки этой сферы.
В соответствии с Законом о политических партиях политические партии и их структурные подразделения вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые предусмотрены данным Законом. К ним относятся: а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Поскольку общественные организации и другие общественные объединения в соответствии со ст. 50 ГК относятся к числу некоммерческих организаций, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью данной организации, т.е. той деятельностью, для осуществления которой они создавались. Предпринимательская деятельность этих организаций должна носить дополнительный характер, выражающийся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы им более интенсивно и плодотворно реализовать свои уставные цели.
Закон о некоммерческих организациях определяет, что предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (ст. 24).
3. Для получения прав юридического лица общественные объединения обязаны пройти государственную регистрацию. Только после государственной регистрации, со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц общественное объединение приобретает права юридического лица и присущую юридическому лицу правоспособность.
Государственная регистрация общественных объединений осуществляется на основе Законов об общественных объединениях и о государственной регистрации.
Профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичные профсоюзные организации должны пройти государственную уведомительную регистрацию (см. ст. 8 Закона о профессиональных союзах). Уведомительный порядок регистрации означает, что профсоюзы, изъявившие желание приобрести статус юридического лица, именно уведомляют о регистрации регистрирующий орган, а не обращаются к нему по этому поводу с просьбой. Регистрирующий орган не вправе отказать им в регистрации.
Общественное объединение вправе не проходить государственную регистрацию. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Однако политические партии по истечении 6 месяцев подлежат государственной регистрации в обязательном порядке. Регистрация политических партий осуществляется в соответствии с Законом о политических партиях.
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется на основе Закона о государственной регистрации и в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Общественная организация, как и другие общественные объединения, на основании ст. 48 ГК может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В качестве органа юридического лица, через который согласно ст. 53 ГК общественная организация приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, выступает постоянно действующий коллегиальный руководящий орган, указанный в уставе.
Являясь юридическими лицами, общественные объединения обладают специальной правоспособностью, определяемой уставными целями объединения.
4. Общественные объединения, в том числе общественные организации, имеют право собственности на переданное им и приобретенное ими имущество. Исключение составляют общественные учреждения, которые управляют имуществом на основе закрепленного за ними права оперативного управления.
Каждый отдельный участник общественного объединения или член общественной организации не имеет права собственности на долю в имуществе, принадлежащем общественному объединению, даже в случае выхода из общественной организации ее члена.
Общественное объединение как юридическое лицо отвечает принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам своих участников или членов. Участники или члены общественных объединений также не отвечают по обязательствам общественных объединений.