1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.
Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
Комментарий к статье 114 Гражданского Кодекса РФ
1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в действие части первой ГК, определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113, 114, 294) по этому вопросу используется формулировка "право хозяйственного ведения". Исключение слова "полное" свидетельствует о том, что права таких предприятий по самостоятельному пользованию и распоряжению имуществом ограничены.
Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении), либо на правах оперативного управления (казенные УП) с еще более узким объемом прав (см. ст. 115, 296, 297 и коммент. к ст. 115, 296, 297).
Относительно объема имущественных прав таких УП говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем отмечается, что начиная с 8 декабря 1994 г. данные юридические лица могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника, в связи с чем совершенные ими без такого согласия сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).
2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его учредителем (участником) части уставного капитала, уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного УП определяется в рублях и должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. МРОТ.
Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого уставный фонд УП формироваться не может.
3. Пункты 5, 6 комментируемой статьи преследуют цель обеспечить экономическую (финансовую) устойчивость УП. Это достигается требованиями о необходимости выдерживать соотношение стоимости чистых активов с размером уставного фонда, а также защиты интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного капитала. Закон об унитарных предприятиях предусматривает порядок увеличения и уменьшения уставного фонда.
В первом случае увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Это может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда УП собственник его имущества вносит соответствующие изменения в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации таких изменений, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в регистрирующий орган. Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав изменений.
При снижении стоимости чистых активов УП собственник его имущества вправе (а в случаях, предусмотренных упомянутым Законом, обязан) уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного в соответствии с Законом об унитарных предприятиях минимального размера уставного фонда.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан уменьшить его уставный фонд до размера, не превышающего стоимость его чистых активов.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного упомянутым Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена, собственник имущества УП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
В случаях, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной ситуации УП определена редакцией нормы ГК ("может быть"). Вероятно, учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до необходимого уровня.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если в предусмотренных случаях собственник имущества УП в пределах 6 месяцев по окончании финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
В течение 30 дней с даты, когда принято решение уменьшить уставный фонд, УП обязано в письменной форме уведомить об этом всех известных ему кредиторов, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы УП вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления (или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения) потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при наличии доказательств уведомления об этом кредиторов в указанном выше порядке.
4. Закон об унитарных предприятиях предусматривает, что УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом УП. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков УП.
УП за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом УП. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы УП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом УП.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В этом случае оно ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
5. В целях совершенствования деятельности УП и поиска новых наиболее эффективных организационно-правовых форм управления государственным и муниципальным имуществом Правительство РФ установило для федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях управления, обязанность ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий по установленной форме.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ, 2002, N 15, ст. 1440).
Другой комментарий к статье 114 ГК РФ
1. В комментируемой статье определяются особенности правового положения унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по сравнению с другими видами коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами. В качестве собственника данного имущества может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Непосредственные же действия по созданию предприятия осуществляются уполномоченным на то соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Содержание права хозяйственного ведения определяется в ст. ст. 294 и 295 ГК.
2. Особенности, касающиеся уставного фонда предприятия, определяются в п. п. 3 - 6 комментируемой статьи. Согласно Закону об унитарных предприятиях размер уставного капитала государственного предприятия должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия, а муниципального унитарного предприятия - составлять 1000 МРОТ. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном указанным Законом порядке.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного указанным Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Если в случаях, предусмотренных ст. 15 указанного Закона, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение 6 календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном п. 4 ст. 15 указанного Закона.
3. В п. 7 комментируемой статьи устанавливается общее правило о том, что собственник не отвечает по обязательствам унитарного предприятия. Вместе с тем предусматривается одно исключение из данного правила, о котором говорится в п. 3 ст. 56 ГК.