1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Комментарий к статье 113 Гражданского Кодекса РФ
1. Государственное и муниципальное предприятия (далее - УП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам ГК. Вместе с тем ст. 113 - 115 ГК определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности. Собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.
Перечисленные особенности, а именно: полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу этого юридического лица.
2. Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в рамках данной организационно-правовой формы (п. 2 комментируемой статьи) наделяет субъект определенными полномочиями, которые носят вещный характер (см. ст. 216 ГК). Имущество принадлежит УП на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любом случае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками унитарного предприятия.
УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
УП должно иметь самостоятельный баланс.
Различный по содержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности выделяет в составе УП следующие разновидности:
УП, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;
УП, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное УП).
Различия между ними определены в ст. 114, 115, 294 - 300 ГК (см. коммент. к ст. 114, 115, 294 - 300).
3. Невозможность существования УП с использованием иной, кроме государственной или муниципальной, формы собственности предопределила принятие нормы п. 5 ст. 6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных имущественных правах, должны были до 1 июля 1999 г. быть преобразованы в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применялись нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297). Кредиторы таких предприятий вправе предъявить иски собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (п. 7 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1).
4. Имущество, закрепленное собственником за УП, отражается в учредительном документе, каковым для подобных предприятий, согласно абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК, является устав. В нем необходимо фиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (см. п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 и коммент. к ст. 49, 52), а также фирменное наименование УП, которое согласно п. 3 комментируемой статьи должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
В настоящее время форма и содержание учредительного документа УП должны соответствовать подзаконному нормативному правовому акту - Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия, утв. распоряжением Минимущества России от 11.12.2003 N 6945-р (БНА РФ, 2004, N 8).
5. Согласно п. 6 комментируемой статьи деятельность УП регулируется ГК и Законом об унитарных предприятиях. Такой Федеральный закон принят 14.11.2002, и этот законодательный акт существенно дополнил правовое положение УП. Данные изменения и дополнения применительно к нормам ГК касаются следующего:
1) создание УП на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
2) государственное или муниципальное предприятие может быть образовано в случае необходимости:
использования имущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в т.ч. реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
3) учредителем УП может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение учредить федеральное государственное предприятие принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение учредить государственное предприятие субъекта Российской Федерации или муниципальное предприятие - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
4) УП считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и особенностями, предусмотренными Законом об унитарных предприятиях;
5) устав УП должен содержать:
полное и сокращенное фирменное наименование предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности УП;
сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества УП;
наименование органа его управления (руководитель, директор, генеральный директор);
порядок назначения на должность руководителя УП, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
иные предусмотренные данным Законом сведения.
Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;
6) имущество УП формируется за счет:
имущества, закрепленного за УП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
доходов УП от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за УП, возникает с момента передачи такого имущества УП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества УП.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются Правительством РФ.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за УП, а также порядок утверждения устава УП и заключения контракта с его руководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
УП должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
7) УП по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Руководитель филиала или представительства назначается УП. Правовое положение филиала и представительства УП определяется ст. 55 ГК (см. коммент. к ней);
8) УП могут быть участниками (членами) коммерческих, а также некоммерческих организаций, в которых федеральным законом допускается участие юридических лиц. Они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии УП в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества УП. То же касается распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими УП акциями;
9) собственник имущества УП в отношении указанного предприятия:
принимает решение о создании УП;
определяет цели, предмет и виды деятельности УП, а также дает согласие на участие УП в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП;
утверждает устав УП, вносит в него изменения, в т.ч. утверждает устав УП в новой редакции;
принимает решение о реорганизации или ликвидации УП в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы УП;
формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
назначает на должность руководителя УП, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
согласовывает прием на работу главного бухгалтера УП, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты УП;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом УП, на совершение иных сделок;
контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего УП имущества;
утверждает показатели экономической эффективности деятельности УП и контролирует их выполнение;
дает согласие (в случаях, предусмотренных федеральным законом) на совершение крупных сделок, сделок, относительно которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Кроме того, собственник имущества УП вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом УП недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК и указанным Законом. Он вправе истребовать имущество УП из чужого незаконного владения;
10) правомочия Российской Федерации как собственника имущества УП не могут быть переданы ее субъекту или муниципальному образованию, а правомочия субъекта Федерации как собственника имущества УП не могут быть переданы иному субъекту Федерации или муниципальному образованию.
Аналогичные ограничения прав предусмотрены для УП, созданных муниципальным образованием;
11) заимствования УП могут осуществляться:
в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации;
путем размещения облигаций или выдачи векселей.
УП вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества УП объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований УП определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
12) УП реорганизуется только по решению собственника его имущества.
УП могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Не является реорганизацией изменение вида УП, а также изменение правового положения УП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию).
В случае изменения вида УП, а также передачи имущества УП другому собственнику в его устав вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав УП изменений.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество УП, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного УП.
Собственник имущества УП принимает решения об утверждении передаточного акта, разделительного баланса, устава вновь возникшего УП (решение о внесении изменений и дополнений в устав) и о назначении соответствующих руководителей;
13) УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование УП в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации;
14) УП может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами.
Ликвидация УП влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случаях принятия решения о ликвидации УП собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами УП. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого УП выступает в суде.
В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Порядок ликвидации УП определяется ГК и иными нормативными правовыми актами.
6. Имущественная ответственность УП принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. УП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний - по долгам и обязательствам УП.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (подробнее об этом см. ст. 56 и 115 и коммент. к ст. 56, 115).
7. Существующий сегодня сектор экономики в значительной мере основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределило достаточно большое число таких предприятий.
В частности, в качестве государственных УП действуют большинство основных предприятий и организаций связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства.
В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК и Закона об унитарных предприятиях, на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 01.04.96 N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" с изм. на 24.08.98 (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1573; 1998, N 35, ст. 4381) определяет имущественные права государственных УП, являющихся участниками таких групп.
По смыслу п. 3 ст. 1013 ГК УП не могут выступать в качестве учредителей доверительного управления, поскольку "передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям". Согласно ст. 1015 ГК эти предприятия не могут выполнять и функции доверительного управляющего.
Другой комментарий к статье 113 ГК РФ
1. В понятии унитарного предприятия, содержащемся в п. 1 комментируемой статьи, указаны два основных признака. Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация. Иными словами, это объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК), являющегося объектом права. В качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию.
Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от хозяйственного товарищества, хозяйственного общества и производственного кооператива, являющихся собственниками принадлежащего им имущества, в состав которого могут входить и предприятия как имущественные комплексы.
На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль. Их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Но это вовсе не означает полного исчезновения предприятий из гражданского оборота. В определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой прежде всего государством.
2. Согласно правовым нормам, содержащимся в комментируемой статье и Законе об унитарных предприятиях, правовой статус унитарного предприятия определяется следующими характеристиками.
Во-первых, статус унитарного предприятия как субъекта права может быть предоставлен только государственному и муниципальному предприятию (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи).
В фирменном наименовании должно содержаться указание на собственника имущества унитарного предприятия, например "федеральное унитарное предприятие".
Во-вторых, все имущество унитарного предприятия, в том числе объекты социального назначения, является неделимым, не подлежащим распределению по вкладам и иным индивидуализированным частям (долям, паям) между отдельными лицами, в том числе работниками предприятия.
В-третьих, собственниками имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями, соответственно являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Унитарное предприятие наделяется правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления на данное имущество. Как следствие этого различаются две разновидности унитарного предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК), и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 115 ГК).
В-четвертых, устанавливается принцип специальной правоспособности унитарного предприятия, что должно быть прямо отражено в его уставе (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи). Закрепляется принцип единоначалия в управлении унитарным предприятием. Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом, которым он и подотчетен.
В-пятых, предусматривается принцип раздельной ответственности по обязательствам унитарного предприятия и собственника имущества. Ответственность унитарного предприятия распространяется на все закрепленное за ним собственником имущество. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника. Собственник же в указанных в законах случаях может привлекаться к ответственности по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает в форме субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) унитарного предприятия, вызванной поведением собственника его имущества. Кроме того, собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий во всех иных случаях при недостаточности их имущества.