1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.
2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Комментарий к статье 104 Гражданского Кодекса РФ
1. Реорганизация и ликвидация акционерного общества осуществляются в соответствии с общими нормами ГК, устанавливающими основания и порядок их проведения и действующими в отношении любых юридических лиц (см. коммент. к ст. 57 - 64), а также специальными правилами, предусмотренными Законом об акционерных обществах (ст. 15 - 24). При реорганизации права и обязанности переходят к юридическому лицу (лицам), создаваемому на базе реорганизованного общества, в порядке универсального правопреемства. При ликвидации общество прекращает свою деятельность без правопреемства.
2. В законодательстве названы 5 возможных форм реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив). По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.
Реорганизация может быть проведена добровольно - по инициативе самого общества (решению общего собрания акционеров) либо по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом. Примером проведения принудительной реорганизации может быть, в частности, разделение общества, осуществляемое в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции.
Федеральным законом от 09.10.2002 N 122-ФЗ внесены дополнения и изменения в Закон о конкуренции, предусматривающие усиление контроля со стороны антимонопольных органов не только за созданием коммерческих организаций, но и за их реорганизацией в форме слияния и присоединения (с учетом балансовой стоимости активов реорганизуемых организаций). Государственная регистрация юридических лиц в связи с проведенной реорганизацией, а также внесение записи об исключении юридических лиц из единого государственного реестра должны осуществляться только при наличии предварительного согласия антимонопольного органа. Невыполнение юридическим лицом указанных требований может служить основанием для ликвидации его по иску антимонопольного органа (см. ст. 17 Закона о конкуренции, п. 2 ст. 61 ГК).
В Законе об акционерных обществах определена последовательность действий при проведении реорганизации, начиная от принятия решения общим собранием акционеров, подготовки и утверждения разделительного баланса (при разделении и выделении общества) и передаточного акта (при иных формах реорганизации) и кончая утверждением уставов вновь создаваемых обществ и государственной регистрацией их.
Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесен ряд дополнений и уточнений в ст. 15 - 20 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г., касающихся условий проведения реорганизации, в т.ч. определяющих перечень вопросов, подлежащих рассмотрению общим собранием акционеров, принимающим решение о реорганизации. В качестве наиболее существенных изменений и дополнений Закона следует выделить следующие:
1) статья 15 дополнена п. 3, предусматривающим, что формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это означает, что при проведении реорганизации общества не допускается привлечение дополнительных средств акционеров, а также участие лиц, не являющихся акционерами общества. О том, что иные лица, кроме акционеров, не могут участвовать в реорганизации акционерного общества (становиться на этом этапе его акционерами), говорится в Указе Президента РФ N 1210 (п. 1);
2) статья 60 ГК и п. 5 ст. 15 Закона об акционерных обществах обязывают общество не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации в письменной форме уведомить об этом своих кредиторов, которые получают в этом случае право требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ обязывает общества наряду с направлением кредиторам указанных уведомлений помещать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятых решениях о реорганизации.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных юридических лиц осуществляются в соответствии с Законом об акционерных обществах и Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 14) при наличии доказательств уведомления кредиторов. Отсутствие таких доказательств является основанием для отказа в государственной регистрации (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Помимо указанных норм на защиту прав кредиторов направлено положение, содержащееся в п. 3 ст. 60 ГК и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах, предусматривающее, что если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Постановлением Пленума ВАС РФ N 19 это положение распространено и на случаи, когда из разделительного баланса видно, что при разделении или выделении общества произведено явно несправедливое распределение имущества: одному обществу передана основная часть активов реорганизованного общества, а другому - почти все его обязательства, которые значительно превышают стоимость реально полученного им имущества. Подобные действия, направленные на то, чтобы уйти от ответственности перед кредиторами, к сожалению, нередко встречаются на практике;
3) Закон дополнен нормами, защищающими интересы акционеров (в основном владеющих небольшими пакетами акций) при реорганизации общества.
Указом Президента РФ N 1210 предусмотрено, что при разделении или выделении акционерных обществ выбор акций создаваемых обществ для обмена на акции реорганизуемого общества осуществляется только по желанию их владельца. Однако это условие иногда нарушалось, в основном тогда, когда акционер не участвовал в общем собрании, принимавшем решение о реорганизации общества, или голосовал против этого решения. В подобных случаях акции, принадлежащие таким акционерам, без их согласия обменивались, как правило, в интересах влиятельных акционеров (владеющих крупными пакетами акций, занимающих должности в органах управления общества) на акции более слабого экономически общества, создаваемого в результате реорганизации. Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесены дополнения в ст. 18 и 19 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г., согласно которым каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения (выделения), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу этих акций. Данная норма исключает возможность ущемления прав указанных акционеров при реорганизации общества.
Акционер, не участвовавший в голосовании или голосовавший против принятия решения о реорганизации общества, может воспользоваться альтернативным способом защиты своих интересов, а именно - потребовать на основании ст. 75 Закона об акционерных обществах выкупа обществом принадлежащих ему акций. Порядок и условия выкупа определены ст. 76 Закона. Выкупленные акции в этом случае подлежат погашению, а отношения акционера с обществом (если у акционера выкуплены все акции) прекращаются;
4) Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ дополняет п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г. положением, допускающим возможность реорганизации общества в форме выделения, в результате которой единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество (в Законе говорится о том, кто в этом случае должен утверждать устав выделившегося общества и принимать решение об образовании его органов управления). Эта норма, заимствованная из документов ФКЦБ, находится в противоречии с отмеченными выше условиями, которые должны соблюдаться при реорганизации акционерных обществ, а именно с тем, что участниками обществ, создаваемых при реорганизации, могут быть только акционеры реорганизуемого общества. Само реорганизуемое общество, следовательно, не может в результате реорганизации стать акционером выделившегося общества. Возможность стать единственным акционером другого создаваемого общества у юридического лица есть, если оно выступит учредителем нового общества, образует его уставный капитал путем внесения соответствующего вклада в счет оплаты акций и т.д., но эта форма создания обществ не имеет отношения к реорганизации. В указанном случае не составляется, в частности, разделительный баланс, поскольку общая стоимость имущества общества-учредителя не уменьшается, взамен внесенных в уставный капитал нового общества денежных средств или иного имущества общество-учредитель приобретает в свой актив акции учрежденного общества.
Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц; с этого момента реорганизованные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность (кроме случаев реорганизации в форме выделения). При присоединении реорганизация завершается с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (подробнее см. ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
3. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно (по решению общего собрания акционеров) либо по решению суда. Причинами добровольной ликвидации могут быть: истечение срока, на который создано общество, достижение цели, ради которой оно учреждалось, признание акционерами недостаточной эффективности работы общества и нецелесообразности ее продолжения. В некоторых случаях Закон об акционерных обществах обязывает общество принять решение о своей ликвидации, например, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимальной величины уставного капитала, предусмотренной Законом (ст. 26, 29, п. 5 ст. 35 Закона). Ликвидация общества по решению суда осуществляется в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК: при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми и неоднократными нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом. Разъяснения о применении судами указанных норм даны в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 (п. 23). Ликвидация акционерных обществ в связи с несостоятельностью (банкротством) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве (см. ст. 65 и коммент. к ней).
Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в реестр государственной регистрации юридических лиц.
Требование о принудительной ликвидации акционерного общества может быть предъявлено в суд органом, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК). (См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.97 N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" - Вестник ВАС РФ, 1998, N 2, с. 64; также Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 - Вестник ВАС РФ, 2000, N 3, с. 23.) В настоящее время таким правом наделены:
налоговый орган - при нарушении налогового законодательства (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК), а также в качестве органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах; п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
прокурор (ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");
ЦБР - в отношении банков и иных кредитных организаций (ст. 20 Закона о банках);
федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - в случае нарушения юридическим лицом требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг);
антимонопольный орган - при создании или реорганизации общества в форме слияния либо присоединения, а также изменении состава его участников с нарушением требований антимонопольного законодательства, приводящим к ограничению конкуренции (п. 9 ст. 17 Закона о конкуренции).
Другой комментарий к статье 104 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит некоторые принципиальные положения, касающиеся реорганизации и ликвидации АО.
Вопросы добровольной реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 1 ст. 103 ГК).
В случаях, установленных законом, допускается реорганизация общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК), а также ликвидация общества по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК). При этом принудительная реорганизация общества может быть проведена только в форме разделения или выделения.
Основания принудительной реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются ГК, Законом об АО и другими федеральными законами. Подробнее см. ст. ст. 57 - 65 и коммент. к ним.
О специальных основаниях реорганизации (в форме преобразования) или ликвидации общества см. абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК.
2. Норма п. 2 комментируемой статьи ограничивает возможности преобразования АО в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. АО вправе преобразоваться в ООО или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
Данное положение предопределяет также возможности реорганизации АО (слияния, присоединения, разделения или выделения), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Об этом же см. п. 1 коммент. к ст. 57 ГК.
Например, в системе коммерческих организаций в результате разделения АО могут быть образованы одновременно и ООО, и АО, и производственный кооператив; допускается слияние АО с ООО и производственным кооперативом и т.д.
В то же время является невозможным, в частности, любой вид реорганизации ООО, результатом которого будет создание хозяйственного товарищества или унитарного предприятия.
Возможность преобразования АО в некоммерческую организацию следует считать исключением из правила. Случаи, в которых допускается такое преобразование, а также виды некоммерческих организаций, в которые могут преобразовываться АО, должны быть определены федеральным законом. Например, ст. 20 Закона об АО предусматривается, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.
3. Комментируемая статья не касается вопроса о преобразовании ОАО в закрытое акционерное общество и обратного преобразования, поскольку такое преобразование не является реорганизацией юридического лица.