(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 103 Гражданского Кодекса РФ
Законодательством предусмотрены три уровня органов управления акционерным обществом: общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет); исполнительный орган (органы) общества. Кроме того, создается ревизионная комиссия, которая выполняет контрольные функции и взаимодействует с названными органами управления.
1. В п. 1 ст. 103 определены вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров: изменение устава общества; избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора), а также досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и других перечисленных в подп. 4 п. 1 документов, а также распределение прибыли и убытков общества; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества. В указанном перечне названы ключевые для деятельности общества вопросы, но он не является исчерпывающим. Законом об акционерных обществах к компетенции общего собрания акционеров отнесен еще ряд вопросов, в т.ч.:
установление предельного размера объявленных акций;
утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
принятие решения об участии в холдинговых компаниях и иных объединениях коммерческих организаций;
утверждение аудитора общества;
принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 79 и 83); о приобретении обществом акций в случаях, предусмотренных Законом (ст. 72); о консолидации и дроблении акций (ст. 74);
определение порядка ведения собрания, формы (способов) информирования акционеров о предстоящем собрании (подп. 1 - 19 п. 1 ст. 48, ст. 50, 52).
ГК допускает передачу полномочий по формированию исполнительных органов общества в ведение совета директоров. Закон об акционерных обществах предусматривает возможность отнесения к компетенции совета директоров и принятия решений об увеличении размера уставного капитала путем размещения дополнительных акций, кроме случаев размещения их путем проведения закрытой подписки, а также размещения по открытой подписке обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных (подробнее см. коммент. к ст. 100), и о приобретении акций у акционеров (ст. 72). Прочие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, не могут передаваться на решение иных органов общества.
Закон об акционерных обществах устанавливает, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции данным Законом; уставом общества компетенция указанного органа не может быть расширена.
Акционер вправе оспорить решение общего собрания в судебном порядке в случаях и по основаниям, которые предусмотрены ст. 49 Закона об акционерных обществах: если оно принято с нарушением закона, иных правовых актов Российской Федерации или устава общества, ущемляет права и законные интересы данного акционера и если акционер не участвовал в общем собрании либо голосовал против принятия этого решения. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий требование акционера о признании решения общего собрания недействительным не подлежит удовлетворению. Вместе с тем в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19 содержится разъяснение, согласно которому в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, при отсутствии кворума, предусмотренного законом, либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона (п. 26 Постановления).
Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ установил предельный срок для обращения в суд с таким заявлением - 6 месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении (п. 7 ст. 49 Закона об акционерных обществах).
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает этот срок как сокращенный срок исковой давности, который в исключительных случаях при пропуске его физическим лицом по уважительной причине (тяжелая болезнь и т.п.) может быть восстановлен судом (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).
2. В обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет). Такой орган может создаваться и в обществах с меньшим количеством акционеров, но в этих случаях вопрос решается по их усмотрению.
Совет директоров наделен широкими полномочиями, хотя Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ они частично перераспределены в пользу общего собрания. К его компетенции относятся: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, утверждение повестки дня собрания; размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг; рекомендации по размеру дивиденда и порядку его выплаты (общее собрание не может принять решение о выплате дивидендов в большем размере, чем предложил совет директоров); использование резервного и иных фондов общества; утверждение внутренних документов (кроме тех, утверждение которых входит в компетенцию общего собрания акционеров либо исполнительных органов общества); создание филиалов и открытие представительств общества и др. (ст. 65 Закона об акционерных обществах).
В отличие от норм, ограничивающих компетенцию общего собрания акционеров, ст. 64 и 65 Закона об акционерных обществах предусматривают возможность расширения сферы деятельности совета директоров как за счет передачи в его ведение отдельных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (об увеличении размера уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, о приобретении акций обществом и о формировании его исполнительных органов), так и иных вопросов деятельности общества. О значительной роли совета директоров свидетельствует также то, что многие вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, могут рассматриваться последним только при внесении их советом директоров, в т.ч. о реорганизации общества, заключении крупных сделок.
Совет директоров переизбирается ежегодно (его полномочия сохраняются до проведения очередного годового собрания при условии, если оно проводится в установленный Законом срок (см. п. 1 ст. 66 и п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах). В то же время общее собрание акционеров наделено правом досрочного прекращения полномочий членов совета (подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах).
Федеральным законом от 25.02.2004 N 5-ФЗ в ст. 66 Закона об акционерных обществах внесены поправки, предусматривающие, что избрание совета директоров общества во всех случаях осуществляется кумулятивным голосованием и что число членов совета не может быть менее пяти.
3. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), подотчетным общему собранию акционеров и совету директоров.
Вместе с тем Закон об акционерных обществах разрешает создание в обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов. В последнем случае в уставе должна быть предусмотрена компетенция коллегиального органа.
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю - управляющему (п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах).
Компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу - он может решать все вопросы руководства текущей деятельностью общества, кроме тех, которые отнесены к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.
Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено к компетенции совета директоров общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов общества. В тех случаях, когда образование этих органов отнесено уставом к компетенции совета директоров общества, таким же правом наделен и совет.
Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ внес дополнение в ст. 69 Закона об акционерных обществах, расширяющее контрольные функции и права совета директоров по отношению к единоличному исполнительному органу в случаях, когда образование исполнительных органов общества входит в компетенцию общего собрания. Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров принимать в этих случаях решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) либо управляющей организации (управляющего) при наличии оснований для осуществления таких мер. Одновременно с указанным решением совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий ранее сформированного органа и образовании нового.
Закон об акционерных обществах с 1 января 2002 г. наделяет совет директоров аналогичным правом в отношении единоличного исполнительного органа, образованного решением общего собрания акционеров, в случаях, когда генеральный директор (директор, управляющая организация или управляющий) не может исполнять свои обязанности (например, из-за продолжительной болезни соответствующего лица). В этом случае совет директоров вправе принять решение об образовании временного исполнительного органа и проведении внеочередного общего собрания акционеров независимо от того, имеются указания на этот счет в уставе общества или нет.
Порядок принятия решений общим собранием акционеров, советом директоров общества и коллегиальным исполнительным органом определяется соответственно ст. 49, 68, 70 Закона об акционерных обществах.
4. ГК обязывает акционерные общества, которые должны на основании ст. 97 Кодекса и Закона об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, названные в этих актах (годовой отчет и др.) ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом или его участниками (например, не может быть аудитором лицо, владеющее акциями данного общества, состоящее с ним или его участниками в партнерских отношениях в сфере предпринимательской деятельности).
Порядок проведения аудита определен Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3422), далее - Закон об аудиторской деятельности.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должна проводиться не только в открытых акционерных обществах, но и в любых кредитных и страховых организациях, инвестиционных фондах и ряде других организаций (в т.ч. не относящихся к акционерным обществам). Кроме того, обязательный аудит предусмотрен для организаций (и индивидуальных предпринимателей), у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса на конец года превышает в 200 тыс. раз указанный размер оплаты труда.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Аудиторские проверки не освобождают общество от осуществления внутреннего контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, проводимого ревизионной комиссией (ревизором) общества (ст. 85 Закона об акционерных обществах).
По требованию акционеров, владеющих 10 или более процентами акций общества, аудиторская проверка подлежит проведению в любое время. Это положение распространяется и на общества, не обязанные публиковать свои документы (отчеты и пр.). В практике встречаются случаи, когда общества уклоняются от выполнения подобных требований. Акционеры (или акционер), владеющие соответствующим пакетом акций, вправе обратиться в таком случае за защитой своего права в суд с иском о присуждении к исполнению обществом своей обязанности, предусмотренной законом.
Утверждение аудитора общества осуществляется общим собранием акционеров. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (ст. 86 Закона об акционерных обществах). Условия проведения аудиторской проверки (оказания аудиторских услуг) определяются договором, заключаемым обществом с аудитором (аудиторской организацией). При проведении аудиторской проверки аудитор руководствуется законодательством и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, устанавливающими единые требования к ее осуществлению (ст. 9 Закона об аудиторской деятельности).
Другой комментарий к статье 103 ГК РФ
1. Общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган общества являются органами управления обществом.
В зависимости от количества акционеров статья предусматривает двухзвенную (общее собрание акционеров, исполнительный орган) и трехзвенную (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган) структуру органов управления обществом. Трехзвенная структура обязательна для использования в обществах с числом акционеров более 50.
Разграничение компетенции между общим собранием акционеров и другими органами управления общества основано на функциональном принципе. Задача общего собрания акционеров ограничивается формированием воли общества по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров. В функции совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительного органа общества входит руководство деятельностью общества, включающее осуществление воли общества, выраженной в решениях общего собрания акционеров.
В Законе об АО вопросы функционирования органов управления акционерным обществом регулируются гл. VII "Общее собрание акционеров" и гл. VIII "Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества".
2. Пункт 1 комментируемой статьи провозглашает общее собрание акционеров высшим органом управления обществом и определяет основные вопросы его компетенции.
Общее собрание акционеров состоит из акционеров - владельцев обыкновенных и голосующих привилегированных акций общества. Посредством общего собрания акционеры реализуют свои основные права, вытекающие из статуса акционера, прежде всего право участвовать в управлении делами общества и право принимать участие в распределении прибыли общества (см. ст. 67 ГК).
Общее собрание акционеров не является постоянно действующим органом. Закон об АО предусматривает проведение годового (очередного) и внеочередных общих собраний акционеров. Проведение общего собрания акционеров по окончании каждого финансового года является обязанностью общества.
2.1. Хотя общее собрание акционеров именуется в статье высшим органом общества (т.е. самым главным, руководящим), данное определение во многом является номинальной, а не правовой характеристикой.
Термин "высший" содержит определенную оценку законодателем места, занимаемого общим собранием акционеров в акционерном обществе, исходя из того что оно объединяет экономических собственников общества, в исключительную компетенцию которых входит решение ключевых вопросов функционирования АО, указанных в п. 1 комментируемой статьи.
Вместе с тем компетенция общего собрания акционеров не является всеобъемлющей. Она ограничивается перечнем вопросов, предусмотренных комментируемой статьей ГК и соответствующими статьями Закона об АО.
Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции законом, отменять или изменять решения, принятые советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительным органом общества в соответствии с их компетенцией (см. ст. 48 Закона об АО). Ряд вопросов общее собрание может решать только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества. Кроме того, общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, утверждаемую советом директоров (наблюдательным советом) общества, а также изменять повестку дня (см. ст. 49 Закона об АО).
Принятие общим собранием акционеров решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции, рассматривается судами в качестве существенного нарушения законодательства.
В случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания акционеров, суды исходят из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, и разрешают спор, руководствуясь нормами закона.
2.2. Вопросы, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, относятся к компетенции общего собрания акционеров. Указанный перечень дополняется ст. 48 Закона об АО.
Вопросы, отнесенные законом к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.
Вместе с тем в комментируемой статье ничего не говорится о том, может ли часть компетенции общего собрания акционеров передаваться в ведение совета директоров (наблюдательного совета) общества. Данный вопрос положительно решается Законом об АО: отдельные вопросы могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества в случаях, предусмотренных Законом об АО.
3. Особенностью АО, отличающей его от других хозяйственных обществ, является наличие в структуре управления АО совета директоров (наблюдательного совета) (в ООО создание совета директоров не является обязательным). Термины "совет директоров общества" и "наблюдательный совет общества" равнозначны.
Создание совета директоров (наблюдательного совета) является обязательным для обществ с числом акционеров более 50. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50, в котором не создан совет директоров (наблюдательный совет), его функции осуществляются общим собранием акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня (см. ст. 64 Закона об АО).
Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров. В состав совета директоров (наблюдательного совета) общества наряду с акционерами могут включаться представители от кредиторов общества, наемных работников общества, основных потребителей продукции общества.
3.1. Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, сочетающее стратегическое планирование деятельности общества, контрольные (наблюдательные) и управленческие функции, включая реализацию воли общества, выраженной в решениях общего собрания акционеров.
ГК не устанавливает перечня вопросов, входящих в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) АО. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи данный перечень должен определяться уставом общества в соответствии с Законом об АО.
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется ст. 65, другими статьями Закона об АО и может быть расширена уставом соответствующего общества.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет приоритетные направления деятельности общества, решает вопрос о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня, образует исполнительный орган общества и прекращает его полномочия (если уставом общества это отнесено к его компетенции), контролирует в интересах акционеров его деятельность (в том числе с точки зрения ее целесообразности), рассматривает и в предварительном порядке утверждает годовой отчет исполнительного органа и представляет его общему собранию акционеров, принимает решения о совершении исполнительным органом крупных сделок, осуществляет иные действия, предусмотренные законом и уставом общества.
3.2. Совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.
Общее собрание акционеров не вправе отменять или изменять решения совета директоров (наблюдательного совета) общества или иным образом вмешиваться в его компетенцию. Контроль за деятельностью совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляется общим собранием акционеров в основном путем реализации его компетенции по рассмотрению итогов деятельности общества за год, избранию членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и досрочному прекращению их полномочий.
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция исполнительного органа общества соотносятся следующим образом.
Вопросы, отнесенные уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. И наоборот, уставом общества компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть расширена за счет изъятия отдельных вопросов из компетенции исполнительного органа общества.
4. Исполнительный орган общества является постоянно действующим органом управления общества, подотчетным совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Как следует из п. 3 комментируемой статьи, в компетенцию исполнительного органа входит текущее руководство деятельностью общества. Содержание такого руководства охватывает юридические и фактические действия, совершаемые исполнительным органом во внутренней и внешней сферах деятельности общества. В задачи исполнительного органа входит: материальное и организационное обеспечение деятельности общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества, реализация принятых ими решений; организация производственной деятельности общества, включая управление рабочей силой, ведение бухгалтерского учета, хранение правоустанавливающих и иных документов общества; совершение от имени общества действий, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей общества. Компетенция исполнительного органа определяется методом изъятия из нее вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
При решении вопросов своей компетенции исполнительный орган действует самостоятельно: ни совет директоров (наблюдательный совет) общества, ни общее собрание акционеров не вправе давать ему юридически обязательные указания.
Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности коммерческих организаций (см. ст. 49 ГК). Исполнительный орган общества вправе заключать любые сделки, не запрещенные законом.
Вместе с тем в уставе общества может содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующее общество вправе заниматься. В этом случае сделки, совершенные обществом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в уставе общества, являются оспоримыми и могут быть признаны судом недействительными на основании ст. 173 ГК "Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности" по иску общества или его акционера, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Иначе решается вопрос в отношении действительности сделок кредитной, страховой или иной организации, обладающей в соответствии с законом специальной правоспособностью. Данные организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки не создают обязательств организации перед третьими лицами, они являются ничтожными на основании ст. 168 ГК "Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам". Об этом см. п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.
Для совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, исполнительному органу требуется одобрение совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров (см. ст. ст. 79, 83 Закона об АО).
Компетенция исполнительного органа может быть ограничена уставом общества по сравнению с тем, как она определена законом: вопросы, входящие в компетенцию исполнительного органа, могут быть отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, в том числе путем установления правила о даче советом директоров (наблюдательным советом) общества согласия на совершение исполнительным органом определенных сделок.
Если исполнительный орган при заключении сделки вышел за пределы указанных ограничений, установленных уставом общества, такая сделка является оспоримой и может быть признана судом недействительной на основании ст. 174 ГК "Последствия ограничения полномочий на совершение сделки" по иску лица, в интересах которого установлены ограничения (т.е. прежде всего самого общества или его акционеров). Подробнее см. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок" <1>.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 1998. N 7.
5. Исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. В единоличном органе функции по руководству текущей деятельностью общества осуществляются одним лицом - директором или генеральным директором. Коллегиальность предполагает наличие в составе исполнительного органа, именуемого правлением или дирекцией, двух или более лиц, а следовательно, и специальный порядок принятия решений таким органом.
Пункт 3 комментируемой статьи допускает отсутствие в акционерном обществе единоличного исполнительного органа при наличии коллегиального исполнительного органа. В отличие от этого нормы ст. ст. 69 и 70 Закона об АО такую возможность исключают.
АО должно иметь единоличный коллегиальный орган; наличие коллегиального исполнительного органа в акционерном обществе возможно, но не обязательно. Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).
Таким образом, Закон об АО исходит из единства исполнительного органа даже при наличии в обществе единоличного и коллегиального исполнительного органа. Единоличный коллегиальный орган фактически действует как основная часть коллегиального исполнительного органа.
Коллегиальный исполнительный орган руководит деятельностью общества в соответствии со своей компетенцией, закрепленной в уставе общества. В большинстве случаев речь идет об относительно узком круге вопросов, за пределами которого руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества. При этом решения коллегиального исполнительного органа претворяются в жизнь не кем иным, как единоличным исполнительным органом, действующим без доверенности от имени общества.
Члены коллегиального исполнительного органа вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы, заключать сделки и подписывать документы от имени общества, не иначе как по доверенности, выданной единоличным исполнительным органом.
Практический смысл данной конструкции коллегиального исполнительного органа сводится к известному ограничению весьма широкой распорядительной власти единоличного исполнительного органа. Имеется в виду, что определенные уставом общества вопросы исполнительный орган должен предварительно выносить на рассмотрение коллегиального исполнительного органа и действовать в соответствии с принятым им решением.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
По смыслу закона управляющей организации или управляющему могут быть переданы как все полномочия исполнительного органа, так и часть его полномочий. В последнем случае, следовательно, будет иметь место сосуществование исполнительного органа, образованного в соответствии с уставом общества, и управляющей организации (управляющего).
Передача полномочий оформляется гражданско-правовым договором, определяющим, в частности, содержание и объем прав и обязанностей управляющей организации (управляющего) по руководству текущей деятельностью общества, порядок взаимодействия с органами управления общества (в том числе с исполнительным органом, если он сохраняется), размер и порядок выплаты вознаграждения, ответственность за результаты хозяйственной деятельности общества. В случаях, установленных ст. 18 Закона о конкуренции, для заключения такого договора требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа.
6. Пункт 5 комментируемой статьи содержит положения, касающиеся проверки финансово-хозяйственной деятельности общества независимым профессиональным аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом или его акционерами. Случаи, в которых общество обязано привлекать аудитора для проверки своей деятельности, определяются ГК и иными федеральными законами.
Ежегодная аудиторская проверка проводится в целях подтверждения правильности годовой финансовой отчетности АО. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитором составляется заключение, в котором должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества; информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Аудиторское заключение предназначено как для проверяемого общества и его акционеров, так и для третьих лиц, которые, вступая в отношения с обществом, должны иметь ясное представление о его финансовом положении.
Ежегодную аудиторскую проверку обязаны проводить:
1) АО, обязанные в соответствии с законом осуществлять публичную отчетность, а именно:
- ОАО (п. 1 ст. 97 ГК, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности");
- ЗАО, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг (п. 2 ст. 97 ГК, ст. 92 Закона об АО). Подробнее см. п. 2.4 коммент. к ст. 97. Ежегодные аудиторские проверки проводятся в течение срока обращения облигаций или иных ценных бумаг, размещенных путем открытой подписки;
2) закрытые общества при осуществлении ими банковской (см. ст. 42 Закона о банках), страховой (см. ст. 29 Закона об организации страхового дела) и некоторых других видов деятельности, а также если объем выручки общества от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за 1 год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ МРОТ (см. ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").
Кроме того, аудиторская проверка деятельности общества, в том числе закрытого общества (ежегодная или иная), должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет 10% и более.
В других случаях общество вправе по своему усмотрению решать вопрос о необходимости проведения аудиторских проверок своей финансово-хозяйственной деятельности.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности АО определяется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и уставом общества.