Статья 96. Основные положения об акционерном обществе

1. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Комментарий к статье 96 Гражданского Кодекса РФ

1. Положения п. 1 ст. 96 получили развитие в Законе об акционерных обществах <*> (ст. 1), где дается более полное определение этих обществ с учетом ст. 66 ГК, посвященной хозяйственным обществам в целом, и п. 2 ст. 48 ГК, определяющего экономические и правовые основы отношений юридического лица и его учредителей (участников).

--------------------------------
<*> Разъяснения по применению Закона об акционерных обществах даны в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19. В связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N 19 признано утратившим силу Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 02.04.97 N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

В Закон об акционерных обществах, принятый 26 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 января 1996 г. (далее - Закон об акционерных обществах в ред. 1995 г.), внесены существенные изменения и дополнения, главным образом - Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ - СЗ РФ, 2001, N 33, ст. 3423 (далее - Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ), а также федеральными законами от 21.03.2002 N 31-ФЗ (СЗ РФ, 2002, N 12, ст. 1093); от 31.10.2002 N 134-ФЗ (СЗ РФ, 2002, N 45, ст. 4436); от 27.02.2003 N 29-ФЗ (СЗ РФ, 2003, N 9, ст. 805); от 24.02.2004 N 5-ФЗ (СЗ РФ, 2004, N 11, ст. 913); от 06.04.2004 N 17-ФЗ (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1343).

В правовой характеристике акционерного общества необходимо выделить следующее:

а) акционерное общество - коммерческая организация, т.е. такая, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли (п. 2 ст. 50 ГК). Оно может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п. 1 ст. 49 ГК). Изъятия из общей правоспособности устанавливаются законодательством лишь для отдельных категорий акционерных обществ (например, действующих в банковской, страховой, инвестиционной сферах);

б) уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция - ценная бумага (ст. 142, 143 ГК), наделяющая любого ее владельца (акционера) равными правами;

в) отношения между акционером и обществом носят корпоративный характер; при этом лицо, вкладывающее свои средства в капитал общества, приобретает обязательственные права по отношению к обществу - право на получение части доходов (дивидендов) и ряд других. Денежные средства и иные имущественные ценности, передаваемые акционером в счет оплаты акций, становятся собственностью общества, и акционер не вправе требовать их возврата; не может он соответственно вернуть обществу приобретенные акции в целях выхода из него. Акции можно лишь продать, подарить, завещать, т.е. уступить новому акционеру в установленном законом порядке. Подчеркивая возникновение у акционера обязательственных прав, ГК и Закон об акционерных обществах устраняют тем самым ошибочную трактовку его отношений с обществом, которая давалась в Законе о предприятиях (п. 3 ст. 11) и в п. 43 Положения об акционерных обществах, утв. Постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 N 601 (СП РСФСР, 1991, N 6, ст. 92), где говорилось, что имущество акционерного общества закрытого типа (оно необоснованно отождествлялось с товариществом с ограниченной ответственностью) принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Имущество общества принадлежит только ему (п. 1 ст. 66 ГК).

Указанный принцип построения отношений, характерный для акционерных обществ, гарантирует устойчивость их финансовой базы - уставного капитала: на его размер не влияет смена акционеров (в отличие, например, от выхода участников из состава товарищества). Отдельные изъятия из этого правила установлены для участников народных предприятий (см. п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3, пп. 4 - 6 ст. 6, ст. 7 Закона о народных предприятиях), а также в случаях наделения акционеров правом требовать выкупа акций обществом (при наступлении обстоятельств, указанных в ст. 75 Закона об акционерных обществах).

2. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам, а общество - по долгам своих участников. В этих положениях Закона отражен принцип самостоятельной ответственности каждого субъекта гражданско-правовых отношений. Исключения допускаются лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части принадлежащих им акций. Данная норма основана на обязанности акционеров оплачивать приобретаемые акции в течение установленного срока; она одновременно защищает интересы кредиторов общества, экономической гарантией которых должен служить его уставный капитал, формируемый за счет оплаты акций (см. ст. 99 ГК).

В ст. 3 Закона об акционерных обществах предусмотрен еще один случай, когда акционеры могут быть привлечены к ответственности по долгам акционерного общества, - при наступлении несостоятельности (банкротства) общества по вине акционеров, имеющих право и возможность определять действия общества. К ним относятся акционеры, занимающие руководящие должности в органах управления общества либо владеющие контрольными пакетами акций. Ответственность акционеров в этих случаях носит субсидиарный (дополнительный) характер (ст. 399 ГК).

Вопрос об имущественном риске акционеров - в пределах стоимости принадлежащих им акций - возникает обычно при ликвидации общества, в т.ч. в связи с его банкротством, и недостаточности средств для погашения долгов перед всеми кредиторами. В ст. 64 ГК установлена очередность платежей в таких случаях, и акционеры рискуют, что их очередь на получение какой-либо компенсации за имеющиеся акции может не подойти. Определенный риск связан и с падением курса акций, снижением их рыночной стоимости. В этих случаях затрагивается экономический интерес участников общества, рассчитывающих на получение доходов за счет роста котировок акций, которые они намерены продать.

3. Фирменное наименование общества должно отвечать требованиям ст. 54 ГК, а также специальным требованиям, содержащимся в п. 2 ст. 96 ГК и ст. 4 Закона об акционерных обществах. Эта статья Закона предусматривает, что общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, т.е. государственном языке Российской Федерации. Оно может также иметь соответствующее наименование на языках народов Российской Федерации (наряду с русским) и иностранных языках. В фирменном наименовании необходимо указывать организационно-правовую форму юридического лица (акционерное общество), его тип (открытое или закрытое), название, индивидуализирующее общество, например: открытое акционерное общество "Прогресс". В ст. 4 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г. Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесено дополнение, согласно которому в сокращенном наименовании общества на русском языке может использоваться аббревиатура "ЗАО" или "ОАО". Иные термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму общества, в т.ч. заимствованные из иностранных языков, не должны включаться в его фирменное наименование, если иное не предусмотрено федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации. Согласно действующему законодательству в наименовании некоторых коммерческих организаций, осуществляющих специализированные виды деятельности, должны содержаться слова, свидетельствующие о принадлежности их к этим организациям, например "банк" (ст. 7 Закона о банках).

Фирменное наименование регистрируется путем включения общества под ним в государственный реестр юридических лиц. Оно относится к исключительным правам общества и защищается в установленном законом порядке (см. п. 4 ст. 54 ГК).

4. Действие Закона об акционерных обществах, определяющего правовое положение общества, права и обязанности акционеров, распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено данным Законом или другими федеральными законами. В ст. 1 (пп. 3 - 5) Закона названы три группы обществ, особенности правового регулирования которых могут предусматриваться специальными нормативными актами. Это акционерные общества, действующие в банковской, страховой и инвестиционной сферах (п. 3 ст. 1), а также общества, созданные на базе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (п. 4 ст. 1). Особенности правового регулирования названных обществ определяются специальными федеральными законами. К ним относятся: Закон о банках, Закон о ЦБР, Закон об организации страхового дела и ряд других актов, в т.ч. изданных в развитие этих Законов. Впредь до принятия и введения в действие федеральных законов, устанавливающих особенности правового регулирования для акционерных обществ в агропромышленном комплексе, должны были действовать ранее изданные правовые акты, касающиеся этих вопросов, - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (п. 5 ст. 94 Закона об акционерных обществах). В настоящее время некоторые из них признаны утратившими силу.

По Закону об акционерных обществах в ред. 1995 г. специальным законодательством могли устанавливаться особенности создания и правового положения акционерных обществ. Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ расширил для названных выше обществ круг вопросов, которые могут регулироваться специальным законодательством, включив в их число также особенности реорганизации и ликвидации соответствующих обществ.

Для кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, в т.ч. банков, комментируемая статья предусматривает возможность определения в специальном законодательстве прав и обязанностей акционеров таких обществ. Дополнение по этому вопросу внесено в ст. 96 ГК Федеральным законом от 08.07.99 N 138-ФЗ (СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3471).

Особое регулирование предусмотрено и для обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г., касающиеся таких обществ. С 1 января 2002 г. установлен следующий порядок. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий. К иным правовым актам относятся соответствующие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты других федеральных органов, изданные в соответствии с их компетенцией. Регулирование многих вопросов было отнесено Законом о приватизации 1997 г. к Государственной программе приватизации, которая должна была приниматься в виде законодательного акта, но в период действия данного Закона не была принята. В связи с этим в указанный период продолжали действовать, в частности, положения Указов Президента РФ от 24.12.93 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (САПП РФ, 1994, N 1, ст. 2); от 22.07.94 N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1478); от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (САПП РФ, 1992, N 7, ст. 386). Они применялись в части, не противоречащей Закону о приватизации 1997 г. (ст. 31). Указом Президента РФ от 26.03.2003 N 370 (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1229) эти акты (в т.ч. Типовой устав, утв. Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721) признаны утратившими силу.

21 декабря 2001 года принят новый Закон о приватизации, вступивший в силу с 26 апреля 2002 года. В гл. VII названного Закона предусмотрены особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной и муниципальной собственности.

В ст. 37 Закона о приватизации, определяющей особенности создания акционерных обществ путем преобразования унитарных предприятий, содержится указание о том, что в уставах таких обществ должны быть учтены требования Закона об акционерных обществах и установленные Законом о приватизации особенности. В уставе такого общества должны быть указаны цели и предмет его деятельности.

В ст. 38 Закона о приватизации отражены особенности правового положения обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"). Оно принимается при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или одновременно с решением об исключении открытого общества из перечня стратегических акционерных обществ, независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. "Золотая акция" может использоваться с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. В период ее действия представители Российской Федерации или ее субъекта, назначенные в органы управления общества, имеют право вето при вынесении общим собранием акционеров решений по наиболее важным вопросам (о внесении изменений в устав, реорганизации или ликвидации общества, совершении крупных сделок и др.).

Закон о приватизации в отличие от ранее действовавшего не предусматривает закрепление пакетов акций в государственной собственности (ср. ст. 5 Закона об акционерных обществах), а вводит категорию стратегических акционерных обществ, перечень которых утверждает Президент РФ. До нахождения общества в этом перечне оно действует с учетом специальных правил, установленных законодательством о приватизации. Исключение общества из перечня либо принятие решения о сокращении степени участия Российской Федерации в соответствующем акционерном обществе, в т.ч. для последующей приватизации его акций, может осуществляться по предложению Правительства РФ (ст. 6 Закона о приватизации).

Особенности правового положения обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, определяются ст. 39 действующего Закона о приватизации. Права акционеров этих обществ осуществляют соответственно Российская Федерация или уполномоченный ею орган исполнительной власти либо специализированное учреждение. В субъектах Федерации от их имени выступают органы власти данного субъекта, а в отношении объектов муниципальной собственности - органы местного самоуправления.

Следует обратить внимание еще на два момента. Закон о приватизации упразднил привилегированные акции типа "Б" (находившиеся в распоряжении фондов имущества), придав им статус обыкновенных голосующих акций. Предусмотрено также, что не реализованные в установленном порядке привилегированные акции типа "А" отчуждаются на возмездной основе в соответствии с этим Законом. Отмеченные положения и ряд других свидетельствуют о сближении многих норм, содержащихся в правовых актах о приватизации, с общими нормами акционерного законодательства.

Закон о приватизации не полностью охватывает особенности создания и правового положения обществ, возникающих в результате приватизации. В соответствии с данным Законом некоторые вопросы должны регулироваться другими федеральными законами или правовыми актами Правительства РФ. До их принятия в соответствии со ст. 43 этого Закона должны применяться ранее изданные акты Президента РФ и Правительства РФ, регулирующие соответствующие отношения, в части, не противоречащей Закону.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах особенности правового положения обществ, созданных при приватизации, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Под окончанием срока приватизации следует понимать дату проведения завершающего конкурса или аукциона по продаже акций соответствующего общества, предусмотренную планом его приватизации (см. п. 10 Указа Президента РФ N 1210). Действие "золотой акции" прекращается с момента принятия решения об этом органом, которым она была введена.

Поскольку ГК и Закон об акционерных обществах предусматривают возможность специального регулирования лишь по определенному кругу вопросов, во всем остальном перечисленные общества должны руководствоваться общими нормами Закона (см. пп. 2 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

Помимо обществ, названных в пп. 3 - 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах, особенности правового регулирования устанавливаются еще для некоторых обществ в случаях, предусмотренных другими его нормами или иными федеральными законами.

Пункт 6 ст. 9 Закона об акционерных обществах предусматривает, что особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Данная норма расширяет сферу действия Закона об акционерных обществах, поскольку в первоначальной его редакции (1995 г.) указывалось, что создание общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях, что исключало возможность применения к таким обществам норм общего закона, регулирующих порядок создания акционерных обществ.

В соответствии с Законом о народных предприятиях создаются акционерные общества работников. Этот Закон затрагивает не только особенности создания и правового положения указанных обществ, но и права, а также обязанности их участников, устанавливает дополнительные гарантии и способы защиты акционеров, являющихся работниками народного предприятия. Цель Закона - обеспечение наиболее благоприятных условий участия в акционерном предпринимательстве работников соответствующих предприятий. Но для ее достижения Законом введен ряд условий, определяющих порядок деятельности указанных обществ, не вполне согласующихся с основными принципами построения корпоративных отношений в рамках акционерного общества. Например, на общем собрании акционеров допускается голосование не только по принципу "одна акция - один голос", но и (по отдельным вопросам) по принципу "один акционер - один голос". Устанавливается обязанность общества выкупать акции у акционеров, не являющихся работниками предприятия, в т.ч. уволившихся с него, и ряд других нетипичных правил. Общие положения Закона об акционерных обществах применяются в отношении народных предприятий в части, не урегулированной Законом о народных предприятиях.

Другой комментарий к статье 96 ГК РФ

1. Статья определяет основные конституирующие признаки АО, его права и обязанности как юридического лица, в том числе связанные с индивидуализацией общества в гражданском обороте.

2. АО относится к категории коммерческих организаций, основанных на объединении капиталов. Коммерческий характер общества полагает основной целью деятельности общества получение прибыли и возможность ее распределения между акционерами, а также определяет характер правоспособности общества.

Как организация, основанная на объединении капиталов, АО (наряду с ООО) традиционно противопоставляется хозяйственным товариществам, являющимся объединениями лиц. Разумеется, лица и капиталы имеются как в товариществах, так и в обществах. Приведенное разграничение, которое к тому же нельзя абсолютизировать, преследует лишь одну цель - определение исходных начал в характере деятельности соответствующих коммерческих организаций.

В отличие от хозяйственных товариществ, в которых определяющую роль играют личные качества самих участников, в деятельности общества главным фактором служит капитал, управление которым могут осуществлять профессионально подготовленные лица, не являющиеся акционерами. Основной обязанностью акционеров является внесение (формирование) уставного капитала общества. Поэтому личность акционеров в деятельности общества не имеет решающего значения. На этих посылках основывается, в частности, возможность создания общества одного лица, что исключается для хозяйственных товариществ.

Если акционер состоит с обществом в трудовых отношениях, то прекращение в установленном порядке указанных отношений само по себе не влечет изменения статуса данного лица как акционера (см. п. 29 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

В организационном отношении объединение капиталов различных лиц имеет следствием создание нового самостоятельного субъекта гражданского оборота, функционирующего на основании устава, имеющего собственные органы управления с основанной на законе компетенцией, строящего отношения с акционерами на принципах их членства, участия в делах общества.

АО является организацией, имеющей самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее акционеров. Имущество АО обособлено от имущества акционеров и учитывается на балансе общества. АО может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде.

Являясь коммерческой организацией, общество обладает общей правоспособностью: оно вправе совершать сделки, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

3. В силу закона общество обязано иметь уставный капитал, который не может быть менее размера, предусмотренного Законом об АО. Уставный капитал является условной (учетной) величиной, показывающей минимальный размер имущества общества, которым оно гарантирует интересы своих кредиторов (см. ст. 99 ГК).

Индивидуализирующая общество черта состоит в делении его уставного капитала на акции. Хозяйственные товарищества, а также ООО и общества с дополнительной ответственностью права выпускать акции не имеют (см. п. 7 ст. 66 ГК). Понятие акции имеет двойственный характер. С одной стороны, под акциями понимаются доли (части) определенного размера, совокупность которых составляет величину уставного капитала общества, зафиксированную в уставе общества. С другой стороны, понятие акции употребляется в значении ценной бумаги, удостоверяющей определенные права ее владельца и принадлежащей акционеру на праве собственности или ином вещном праве.

В акционерном праве действует принцип свободного обращения акций, размещенных обществом, на вторичном рынке ценных бумаг. В закрытом акционерном обществе право акционеров отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества (в лице любых его органов управления) реализуется в порядке, установленном ст. 97 ГК, т.е. с соблюдением права преимущественной покупки продаваемых акций другими акционерами.

4. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи сформулировано одно из исходных положений, касающихся характера ответственности в АО.

Правило, согласно которому акционеры не отвечают по обязательствам общества, связано с наличием в структуре общества оплаченного акционерами уставного капитала. Именно уставный капитал выступает гарантом интересов кредиторов общества. Личная ответственность акционеров по долгам общества по общему правилу исключается. Акционеры несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Норма абз. 2 п. 1 предусматривает возможность привлечения акционеров, не выполнивших свои обязанности по оплате акций, к солидарной ответственности по обязательствам общества в пределах не оплаченной акционером стоимости принадлежащих ему акций. Указанная ответственность предполагает, что кредиторы общества вправе требовать исполнения обязательства (полностью или в его части) как от всех акционеров, не полностью оплативших акции, совместно, так и от любого из них в отдельности; при этом ответственность каждого такого акционера ограничивается суммой денежных средств или стоимостью имущества, которые не были своевременно внесены акционером в оплату принадлежащих ему акций (о солидарной ответственности см. ст. ст. 322 - 325 ГК).

5. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи АО имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Дополнительно к этому действующий Закон об АО предусматривает необходимость указания в фирменном наименовании типа АО (закрытое или открытое). О наименовании и месте нахождения юридического лица см. ст. 54 и коммент. к ней.

6. Специфика АО предопределяет необходимость детального регулирования данной организационно-правовой формы предпринимательства специальным законом.

Закон об АО, принятый в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, входит в систему отрасли гражданского законодательства. Основу норм закона составляют положения ст. ст. 48 - 68 и 96 - 106 гл. 4 ГК, содержащие общие положения о юридических лицах, и в частности об АО. Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров; положения Закона направлены на защиту прав и интересов акционеров.

6.1. Особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются Законом о приватизации и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Такими актами являются, в частности, Указы Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в ред. от 16.08.2004) <1>, от 22.07.1994 N 1535 "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (в ред. от 25.11.2003) <2>, решения Правительства РФ по вопросам приватизации государственных и муниципальных предприятий и соответствующие нормативные акты иных федеральных органов, изданные в пределах их компетенции, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

--------------------------------
<1> САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2; СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1064; 1998. N 29. Ст. 3538; 2000. N 31. Ст. 3252; N 32. Ст. 3343; 2002. N 14. Ст. 1255; 2003. N 13. Ст. 1229; N 32. Ст. 3172; N 47. Ст. 4520; 2004. N 34. Ст. 3540.
<2> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; 1999. N 5. Ст. 651; 2003. N 13. Ст. 1229; N 48. Ст. 4659.

При этом имеются в виду особенности создания ОАО путем преобразования унитарного предприятия, особенности правового положения ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), а также ОАО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

6.2. Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме АО, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Прежде всего имеются в виду Законы о ЦБ РФ, о банках, о банкротстве кредитных организаций.

Статья 1 Закона об АО предусматривает, что федеральными законами определяются также особенности создания и правового положения АО в сферах страховой и инвестиционной деятельности, а также АО, созданных на базе реорганизованных в рамках земельной реформы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей.

Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (в ред. от 21.03.2002) <1> предусматривает, что к народным предприятиям применяются правила Закона об АО о ЗАО, если иное не предусмотрено этим Законом.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093.

Организационно-правовая форма народного предприятия ГК не предусмотрена. От АО народное предприятие отличается по целому ряду принципиальных позиций, которые не могут быть подведены под категорию особенностей правового положения АО. Указанные противоречия между федеральными законами должны быть устранены законодателем.

Остались вопросы по ст 96 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 96 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.