1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Комментарий к статье 794 Гражданского Кодекса РФ
1. Статья сохраняет основные начала ответственности перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств с предоставлением сторонам права определять такую ответственность в их соглашении (п. 1). Таким соглашением могут быть, в частности, договоры об организации перевозок (см. ст. 798 и коммент. к ней).
2. Действующими транспортными уставами и кодексами ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 144 УЖД, ст. ст. 180 - 182 УВВТ, ст. 86 ВК, ст. 127 УАТ). На морском транспорте по этому вопросу были изданы специальные акты Правительства СССР. В связи с инфляцией размер этих штрафов Постановлениями Правительства РФ периодически повышается, см. последнее Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 433 (СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1762).
3. Ввиду сложности и значимости перевозок экспортных грузов при нарушении грузовладельцами, железными дорогами и портами их обязательств по таким перевозкам применяется система штрафов, установленная Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936.
4. В п. 2 ст. 794 сохранен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, причем этот перечень может быть расширен в транспортных уставах и кодексах. Следовательно, такая ответственность перевозчика и грузоотправителя, в отличие от ответственности перевозчика за несохранность груза и багажа, наступает независимо от наличия вины.
Другой комментарий к статье 794 ГК РФ
1. Действующими транспортными уставами и кодексами ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов и пени, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 100 - 102 УЖТ, ст. 115 КВВТ). УАТ представляет собой принципиально новое правовое регулирование, предусматривая наряду с уплатой перевозчиком неустойки в виде штрафа или пени также и возможность взыскания грузоотправителем (фрахтователем) с перевозчика (фрахтовщика) причиненных убытков "в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" (ч. 4 ст. 34 УАТ). КТМ не содержит специального регулирования (ст. 128 КТМ говорит лишь о возможности в случае неподачи судна в обусловленный срок расторжения фрахтователем договора и предъявления требования о возмещении убытков). Воздушный кодекс норм по этому вопросу не содержит, и ответственность сторон должна определяться в договорах об организации перевозок.
2. Пунктом 2 ст. 794 предусмотрены общие случаи освобождения сторон договора перевозки от ответственности в случае неподачи или неиспользования транспортных средств. Детализация таких случаев возможна в специальном транспортном законодательстве (см., например, ст. 116, 117 УЖТ, 36 УАТ, 115 КВВТ).