Цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
Комментарий к статье 735 Гражданского Кодекса РФ
1. Цена договора бытового подряда является обязательным условием, без которого договор не может считаться заключенным. Цена устанавливается соглашением сторон. Однако свобода договора в отношении цены в данном случае ограничивается вмешательством со стороны соответствующих контролирующих государственных органов. Они вправе устанавливать предельную цену на работы, выше которой любое соглашение сторон будет считаться недействительным.
2. Основным правилом оплаты работы по бытовому подряду является ее оплата после окончательной сдачи заказчику. Оно может быть изменено только с согласия заказчика на один из вариантов:
- оплата полностью при заключении договора;
- оплата путем выдачи аванса.
Навязывание заказчику двух указанных видов оплаты является незаконным.
Другой комментарий к статье 735 ГК РФ
1. Цена договора бытового подряда является существенным условием, так как должна быть определена соглашением сторон до его заключения (п. 1 ст. 731, ст. 735 ГК). В состав цены входят компенсация издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
По общему правилу стороны свободны в определении объема цены договора. В случае когда государственные органы соответствующих уровней утверждают тарифы на выполнение подрядных работ, цена договора не может превышать пределы, установленные этими органами.
С согласия заказчика цена работы может быть уменьшена после окончания работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (абз. 2 п. 12 Правил бытового обслуживания населения).
2. При выполнении работ, имеющих, как правило, продолжительный срок исполнения, цена работы может быть определена твердой или приблизительной сметой, содержащей подробный перечень затрат по их выполнению. Вместе с тем ч. 2 п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей предусматривает обязательное составление сметы в договоре бытового подряда, когда на ее составлении настаивает любая из сторон договора. Изменение твердой цены, закрепленной в смете, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, когда существенно возросла стоимость материалов и оборудования, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. Отказ потребителя от исполнения этого требования наделяет подрядчика правом расторгнуть договор в судебном порядке.
Законодательно допускается повышение приблизительной сметы, когда возникла необходимость выполнения дополнительных работ. Об этом подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика. Отказ заказчика от повышения приблизительной сметы наделяет подрядчика правом отказаться от выполнения работ и потребовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу. Если заказчик не был своевременно предупрежден об изменении приблизительной цены, то подрядчик обязан исполнить обязательства по договору в пределах приблизительной сметы (п. 3 ст. 33 Закона о защите прав потребителей).
3. Расчеты заказчика с подрядчиком осуществляются по общему правилу после завершения работы и сдачи ее результата подрядчику. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. Таким образом, коммент. ст. предусматривает лишь два варианта расчетов. В отличие от этого п. 2 ст. 34 Закона о защите прав потребителей предоставляет сторонам свободно устанавливать порядок расчетов за материал подрядчика. Несмотря на то что возникшая коллизия должна решаться в пользу ГК, реально на практике подобное ограничение вряд ли оправданно. Подрядные работы могут иметь продолжительный характер и значительную стоимость. Заказчик может быть заинтересован в оплате работы в рассрочку, аналогично оплате стоимости материала, предоставленного заказчиком (абз. 2 п. 1 ст. 733 ГК).