1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.
Комментарий к статье 282 Гражданского Кодекса РФ
1. Комментируемая статья посвящена принудительному выкупу земельного участка (см. коммент. к ст. 281) в связи с состоявшимся решением об изъятии его у собственника (см. коммент. к ст. 279). Во всех случаях это возможно по иску, заявленному в суд в связи с решением об изъятии у собственника земельного участка. Предъявление такого иска ограничено двумя годами начиная с момента предварительного направления собственнику земельного участка уведомления органом, принявшим решение (см. коммент. к ст. 279).
Этот срок избран законодателем с учетом годичного срока, отведенного по закону для информирования в письменной форме граждан и юридических лиц - собственников изымаемых земельных участков. При этом образовались различия в определении начала этого срока по ГК и по Земельному кодексу (ст. 31). Если ГК исходит из момента, когда принимается решение об изъятии с выкупом земельного участка, то Земельный кодекс (ст. 31) - из даты предварительного решения о возможном изъятии земельного участка и назначения, следовательно, возможной выкупной цены, действующего в течение трех лет, как вероятной основы последующего окончательного решения.
2. Возможны споры по двум вопросам. Первый - возражение собственника земельного участка против изъятия у него участка. Выбор земельного участка для строительства детально регламентирован земельным законодательством (ст. 31 Земельного кодекса), и вариантов может быть несколько с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий и недр в ее границах. Варианты размещения будущего объекта проходят процедуры согласования (см. Комментарий судебной практики: Вып. N 8. М., 2002. С. 29 - 43). При этом Земельный кодекс (ст. 31) наделяет всех граждан, общественные организации (объединения) и органы территориального, общественного самоуправления правом участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в т.ч. путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих участков для строительства.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей при предоставлении земельных участков для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по решениям органов власти, затрагивающим законные интересы названных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать решения о предварительном согласовании мест размещения будущих объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.
Второй возникший при выкупе участка вопрос - возражение собственника земельного участка по предложенной выкупной цене или другим условиям выкупа (см. коммент. к ст. 281).
Акт о выборе земельного участка сопровождается расчетом выкупной цены изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытков, которые причиняются собственнику изъятием участка. Условия могут предусматривать и права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки (землепользователей, землевладельцев - см. коммент. к ст. 283), поскольку Земельный кодекс (ст. 56) устанавливает возможность ограничения прав на землю по основаниям, названным Кодексом, федеральными законами и связанным с изъятием земельных участков путем их выкупа в публичных интересах.
Другой комментарий к статье 282 ГК РФ
Комментируемая статья гарантирует собственнику право судебной защиты при изъятии его земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом собственник земельного участка либо может быть не согласен с самим фактом изъятия его участка, либо, будучи согласен с лишением его земельного участка, - возражать против условий такого изъятия: размера выкупной цены, условий ее выплаты, отказа в предоставлении нового земельного участка взамен изымаемого. При этом истцом является не собственник земельного участка, а соответствующий государственный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.