1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Комментарий к статье 262 Гражданского Кодекса РФ
1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как "территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городах и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления" (ст. 40 Градостроительного кодекса).
Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе - земельный участок.
Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее - Закон об объектах культурного наследия).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.
Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления. В их числе - памятники природы, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, земли, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут быть использованы для профилактики и лечения заболеваний. Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (см. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425 - СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5798).
2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий - проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).
Другой комментарий к статье 262 ГК РФ
1. Земли общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются частью земель городов и иных поселений. Они состоят из земель, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, бульварами, пляжами и т.д.
Такие же земельные участки находятся и в составе земель лесного фонда. Статья 86 ЛК разрешает гражданам пребывать в лесах (а следовательно, и на землях лесного фонда) для сбора для собственных нужд дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений.
Земельные участки общего пользования могут также находиться и в составе земель рекреационного назначения. В первую очередь это земли за пределами городской черты, занятые лесопарками и другими зелеными насаждениями, являющиеся местом отдыха населения.
На землях особо охраняемых территорий также могут находиться земельные участки общего пользования, занятые дорогами, проездами, автомобильными стоянками и т.д.
На земельных участках общего пользования могут находиться водные объекты общего пользования для купания, катания на лодках, водопоя скота и т.д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования могут быть запрещены.
2. Если в п. 1 комментируемой статьи речь шла в основном о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, то в п. 2 речь идет о земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Лица, проходящие через земельный участок собственника, не должны причинять последнему ущерб и беспокойство. Если понятие "ущерб" выражается в четких юридических категориях - ущерб может быть возмещен собственнику в порядке, установленном законом, то "беспокойство" - более размытое понятие. Возможно, что беспокойство может быть связано с шумом, проходом одновременно больших групп людей и т.д. Таким образом, собственник сам определяет, какие факторы причиняют ему беспокойство при проходе через его участок, и вправе действовать в соответствии со ст. 304 ГК (см. коммент. к этой статье).