1. Пункт утратил силу с 8 декабря 2006 года - Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.
2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения .
3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Комментарий к статье 261 Гражданского Кодекса РФ
1. Гражданское (см. коммент. к ст. 2) и земельное (ст. 3 Земельного кодекса) законодательство признает в качестве объекта соответствующих отношений обособленный, самостоятельный индивидуализированный земельный участок: в качестве объекта права собственности, других вещных прав и сделок с землей - в гражданских отношениях; в качестве части поверхности земли (в т.ч. поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, - в земельных отношениях.
Земельный кодекс (ст. 25) связывает возникновение прав на участок (ст. 15 - 19, 20 - 24) с основаниями, установленными гражданским законодательством (ст. 8 ГК) применительно к природному объекту, имеющему естественное происхождение.
Земельный участок занимает особое положение среди объектов гражданских прав: с его свойствами связано деление вещей на движимые и недвижимые, исходя из признака наличия или отсутствия фундаментальной связи с землей (см. коммент. к ст. 130).
Земля - важнейшая в числе объектов недвижимости. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) все разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и иных объектах недвижимости, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом с информацией об этом участке.
Прежде чем земельный участок станет объектом права собственности в гражданских правоотношениях, он должен быть индивидуализирован в земельных правоотношениях - определены цель его использования, размер (площадь) и границы (местоположение), его кадастровый номер. ГК отсылает к земельному законодательству, предусматривающему условия и порядок формирования земельного участка, проведение работ по его формированию. Эти отношения урегулированы: Земельным кодексом, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (СЗ РФ, 2001, N 26, ст. 2582), Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149), Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 (СЗ РФ, 2000, N 37, ст. 3726). Ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий, о порядке ведения см. Постановление Правительства РФ от 19.10.96 N 1249 (СЗ РФ, 1996, N 44, ст. 5014).
По земельному законодательству земельный участок может быть сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом. Он делим на части (если это технически и нормативно возможно), каждая из которых после раздела либо также образует самостоятельный участок, либо остается в границах прежнего земельного участка. При этом разрешенное пользование может осуществляться без перевода участка в состав земель иной категории, хотя допускаются и исключения (т.е. должно сохраняться прежнее целевое назначение).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков зависят от целей их использования и устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной форме собственности, либо в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией.
Установление территориальных границ земельного участка на местности выполняется землеустроительной службой и проводится в обязательном порядке при: предоставлении или изъятии земельных участков; изменении их границ и определении границ ограниченных в использовании частей земельных участков; перераспределении уже используемых земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства; выявлении нарушенных земель и в других случаях, названных в Федеральном законе "О землеустройстве" (ст. 3).
В процессе территориального землеустройства: а) образуются новые и упорядочиваются существующие участки земли, в частности, в целях устранения недостатков (чересполосицы, вклинивания, изломанности в их расположении), совершения сделок с земельными участками; б) выполняются работы по их межеванию.
В результате землеустроительных работ составляется карта (план) земельного участка, которая является основой для нанесения его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план), и заводится землеустроительное дело, включающее землеустроительную документацию по каждому участку.
Земельные участки подлежат государственному кадастровому учету независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования участка, формируемого и учитываемого в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Земельному участку присваивается кадастровый номер, который состоит из: а) кадастрового номера кадастрового квартала (он представляет наименьшую единицу кадастрового деления территории, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель и ведется дежурная кадастровая карта (план); б) номера земельного участка в этом квартале. Сведения землеустройства и государственного земельного кадастра носят открытый характер. Эти работы выполняются службами по ведению государственного земельного кадастра.
2. Право на земельный участок требует признания и подтверждения со стороны государства (см. коммент. к ст. 213). С этой целью правообладатель, стороны договора (или уполномоченные ими на это лица) представляют вместе с заявлением правоустанавливающие документы, отвечающие требованиям, установленным Законом о регистрации прав на недвижимость, в орган, осуществляющий такую регистрацию (см. коммент. к ст. 131).
Фактом государственной регистрации прав фиксируется возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на земельный участок, что становится единственным доказательством существования собственности и других вещных прав (ст. 216). При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и в правоустанавливающем документе приоритет имеет последний. Если это несоответствие возникает в результате технической ошибки в записях, она исправляется. Если же есть основания полагать, что ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей либо третьих лиц, ошибка исправляется по судебному решению (ст. 12, 21 Закона о регистрации прав на недвижимость).
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на земельный участок, данные об этом участке и сведения о правообладателях. На земельный участок заводится дело, которое включает в себя все соответствующие правоустанавливающие документы и является неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав. Другая его составляющая - книга учета документов, где фиксируются данные о: принятых на регистрацию документах о земельном участке, его правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав и об иных документах.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру (см. п. 1 коммент. к комментируемой статье). Поэтому обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются надлежаще удостоверенные план земельного участка, план участка недр и (или) план здания, строения, сооружения (если они находятся на земельном участке) с указанием их кадастрового номера. Кадастровый план земельного участка не требуется, если он ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (ст. 17 Закона о регистрации прав на недвижимость).
Уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании: сведений, представленных службой по ведению государственного земельного кадастра, при письменном согласии правообладателя (правообладателей) земельного участка; заявления правообладателя. Если между ними имеется спор, то уточненные данные о границах и площади земельного участка могут быть внесены только в соответствии с судебным решением. Вместе с тем наличие судебного спора о границах земельного участка не служит основанием для отказа в государственной регистрации прав на него (ст. 20 Закона о регистрации прав на недвижимость).
Наличие судебного спора об уже зарегистрированном праве также не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода данного права и (или) сделки с земельным участком, если отсутствуют причины, препятствующие такой регистрации (ст. 28 Закона о регистрации прав на недвижимость).
Судебные органы обязаны направлять копии судебных постановлений в отношении прав на недвижимость, вошедшие в законную силу, в течение трех дней в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с момента вступления этих актов в законную силу.
3. Требование к правообладателям объектов недвижимости регистрировать правоустанавливающие документы введены с 31.01.98, т.е. с даты вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость. Обладатели прав, возникших до этой даты, признаются таковыми изначально; обязанности зарегистрировать прежние правоустанавливающие документы у них нет. В то же время они могут осуществить государственную регистрацию своих прав на земельный участок, если сочтут нужным.
В контексте принятого решения Вводный закон к Земельному кодексу придал всем свидетельствам, государственным актам о праве собственности, выданным гражданским и юридическим лицам до вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость, юридическую силу, равную записям в Едином государственном реестре прав. Также признаются действительными государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по ранее утвержденным формам.
Если же обладатели ранее возникших прав на землю захотят передать свои права другим лицам или осуществить сделки с участком, то право на такой участок потребуется зарегистрировать согласно Закону о регистрации прав на недвижимость. То же касается и случаев ограничения (обременения) прежних прав после введения в действие названного Закона.
В противном случае участники этих отношений лишаются государственного признания перехода (или изменения) прав на земельный участок; т.е. новые права (или ограничения прежних прав) не возникают. Государственная регистрация перехода прав на земельный участок или сделки с ним возможна только при условии государственной регистрации ранее возникших прав на него.
Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с находящимися на них жилыми домами, приобретенными до вступления в силу Закона СССР от 06.03.90 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, могут зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с нормами ст. 30 Земельного кодекса.
Изложенные выше правила регистрации не касаются права государственной собственности на землю до тех пор, пока не будет завершено ее разграничение. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение ею осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством. Однако порядок распоряжения ею (до разграничения государственной собственности) определяется Правительством РФ. Такое Постановление принято 07.08.2002 N 576 (см. п. 5 коммент. к ст. 260).
Необходимость государственной регистрации прав на земельный участок возникла также в связи с требованием Земельного кодекса (ст. 15, 20 - 24) и Вводного закона к Земельному кодексу в отношении переоформления тех прав на землю, которые не предусмотрены названными статьями Земельного кодекса со дня его введения в действие. Статья 3 названного Федерального закона предусматривает переоформление прав: по одним основаниям переоформления - в течение установленных сроков, по другим основаниям - без ограничения сроков (см. коммент. к ст. 269). Для переоформления прав на земельный участок закон требует:
подачу юридическим лицом заявления: о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии со ст. 3 Вводного закона к Земельному кодексу либо о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или ст. 22 Земельного кодекса, при переоформлении этого права в соответствии с п. 2 и 5 ст. 3 Вводного закона к Земельному кодексу;
принятия решения исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и (или) ее субъекта или органом местного самоуправления (ст. 29 Земельного кодекса) о предоставлении земельного участка на соответствующем праве из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В заключение правообладатель осуществляет государственную регистрацию переоформленных прав.
4. На недра в границах земельного участка, кроме общераспространенных полезных ископаемых (см. коммент. к ст. 260), сохраняется государственная собственность, они не относятся к предметам купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме (ст. 1.2 Закона о недрах).
Если на участке обнаружатся подземные пресные воды, а также будут находиться закрытые водоемы, то собственник вправе их использовать и проводить мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы с разрешения и в соответствии с экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими требованиями.
Что касается древесно-кустарниковой растительности, находящейся в границах земельного участка, то она согласно ст. 20 Лесного кодекса принадлежит собственнику.
В соответствии со ст. 136 (см. коммент. к этой статье и ст. 40 Земельного кодекса) плоды и доходы, посевы и посадки сельскохозяйственных культур принадлежат собственнику земельного участка. Если он передает участок в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование, то лишается права собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, а также на полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации.
Другой комментарий к статье 261 ГК РФ
1. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован. Он имеет границы, площадь и местоположение. Эти сведения содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на земельный участок.
Территориальные границы земельного участка могут изменяться в результате сделок с землей, например при продаже части земельного участка либо его дарении. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.
2. Конституция (ст. 9) допускает право частной собственности не только на землю, но и на иные природные объекты. Однако действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. Так, в соответствии со ст. 19 ЛК лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
В частной собственности может находиться только не входящая в лесной фонд древесно-кустарниковая растительность (защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, деревья и группы деревьев на приусадебных и дачных участках), которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (ст. 20 ЛК).
В соответствии со ст. 40 Водного кодекса в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра являются государственной собственностью.
3. Законодательство о недрах весьма ограничивает собственника земельного участка в использовании полезных ископаемых. В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ только добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном законодательными актами субъектов РФ. В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования.
Что касается использования воздушного пространства, то законодательство в основном регулирует выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые допускаются лишь на основании специального разрешения.