1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде .
Комментарий к статье 243 Гражданского Кодекса РФ
1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие государством всего или части имущества, являющегося собственностью лица, совершившего уголовное преступление либо гражданское или административное правонарушение.
2. В качестве уголовного наказания конфискация определяется судом за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (например, ст. 158 - 164, 172, 174). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (ст. 52 УК).
3. В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок (см. ст. 169, 179 и коммент. к ст. 169, 179).
КоАП предусматривает конфискацию орудий совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения имущества, подлежащего возвращению его законному владельцу, а также изъятых из оборота вещей у лица, совершившего административное правонарушение.
4. Вопрос о правомерности конфискации в административном порядке неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в частности при оценке им ст. 276 ТК, которая устанавливает возможность безвозмездного изъятия имущества у нарушителей таможенных правил. По конкретной жалобе на действия таможенных органов, конфисковавших промышленные товары и транспортные средства, на которых они перевозились, Конституционный Суд РФ подтвердил свой вывод о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только судом, независимо от того, каким другим органам и каким нормативным актом им предоставлено право назначать конфискацию. Из ст. 35 (ч. 3) и 46 (ч. 1) Конституции следует, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны, при наличии оснований для конфискации имущества, обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). Поэтому Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП и ст. 276 ТК, положения которых допускают в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения (Определение КС РФ от 13.01.2000 N 21-О - СЗ РФ, 2000, N 13, ст. 1427). Конфискацию как меру ответственности нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела. Такое изъятие не прекращает право собственности. Для приобретения имущества в доход государства требуется решение суда (Постановление КС РФ от 20.05.97 N 8-П - СЗ РФ, 1997, N 21, ст. 2542).
5. Незаконная конфискация может быть обжалована в судебном порядке. В случае признания конфискации незаконной собственник может требовать, кроме возврата вещи, возмещения причиненных ему убытков (см. коммент. к ст. 13, 15).
6. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (СЗ РФ, 2002, N 17, ст. 1677) Российский фонд федерального имущества был наделен полномочиями Правительства РФ для признания имущества бесхозяйным и его реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если изъятые вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергаются быстрой порче, они реализуются Фондом федерального имущества с учетом сроков их годности и использования по назначению, а если это невозможно - уничтожаются (Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (СЗ РФ, 2003, N 47, ст. 4545)).
7. Затраты на реализацию и проведение реализации имущества осуществляются за счет этого имущества в пределах 5% стоимости реализованного имущества (Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 527 "О нормах и перечне затрат на реализацию имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией" (СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2966).
Другой комментарий к статье 243 ГК РФ
1. Конфискация представляет собой институт, используемый различными отраслями права: уголовным, административным, таможенным, налоговым и др. Гражданское законодательство предусматривает конфискацию всего лишь в одном случае: в случае наличия умысла совершить сделку, заведомо противную основам правопорядка или нравственности. Поэтому включение общих положений о конфискации именно в ГК вызывает сомнения. Основным предметом гражданского законодательства являются отношения, основанные на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора (п. 1 ст. 1 ГК).
2. Общие положения о конфискации, содержащиеся в комментируемой статье, регулируют лишь некоторые аспекты этого института. В частности, они устанавливают, что конфискация может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом. Ни один нормативный акт, кроме закона, не может предусматривать конфискацию. Вопрос о содержании таких законов оставлен в основном открытым. Определено лишь, что он должен устанавливать санкцию за совершение преступления или иного правонарушения. Понятие преступления определяется уголовным законом, а правонарушения - другими отраслями права, включая гражданское право.
Пункт 1 комментируемой статьи в качестве общего условия конфискации указывает решение суда. Это - реализация положений Конституции (п. 1 ст. 46 и п. 3 ст. 35). Однако оставлен открытым вопрос, должно ли быть вынесено судебное решение до изъятия имущества у собственника или последний имеет право обжаловать в судебном порядке произведенное изъятие. Впрочем, в области гражданского права эта проблема не возникает. Взыскание имущества в доход Российской Федерации, предусмотренное ст. 169 ГК, может последовать только по решению суда.
3. Пункт 2 комментируемой статьи является нормой не гражданского, а административного права, так как предусматривает "решение о конфискации, принятое в административном порядке". По этой причине он оставляется без комментариев.
Гражданское право предусматривает конфискацию в редких случаях (см. ст. 169 ГК). Вызывает сомнение целесообразность включения общих правил о конфискации именно в ГК, задача которого - регулировать "отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников" (ч. 1 ст. 1 ГК), тем более что конфискация имущества как вид наказания (п. "ж" ст. 44) исключена из УК Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в ред. от 05.01.2006) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848; 2006. N 2. Ст. 176.