1. Право на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, может принадлежать одновременно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям.
2. Если право на технологию принадлежит нескольким лицам, они осуществляют это право совместно.Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.
3. Сделка по распоряжению правом на технологию, совершенная одним из лиц, которым совместно принадлежит право на технологию, может быть признана недействительной по требованию остальных правообладателей из-за отсутствия у лица, совершившего сделку, необходимых полномочий в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии этих полномочий.
4. Доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними.
5. Если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. Часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии.Каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При этом право на технологию в целом, а также распоряжение правом на нее осуществляется совместно всеми правообладателями. Доходы от использования части технологии поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.
Комментарий к статье 1549 Гражданского Кодекса РФ
В статье регламентировано право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам. Данная статья устанавливает правила, отличные от тех, что закреплены в общих положениях п. 3 ст. 1229 комментируемой части для случаев, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно.
Пункт 1 комментируемой статьи указывает на возможность принадлежности права на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, одновременно России, субъекту РФ, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям. Возможность принадлежности права на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения совместно России или субъекту РФ и иным лицам предусмотрена также в Федеральном законе "О передаче прав на единые технологии" (о названном Законе см. комментарий к ст. 1546).
В частях 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи установлены правила осуществления права на технологию, принадлежащего совместно нескольким лицам, и распоряжения этим правом: право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам, осуществляется этими лицами совместно; распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.
Данные правила сформулированы императивно, т.е. не допускают возможность отступления от них соглашением лиц, которым принадлежит право на технологию. Эти правила отличаются от тех диспозитивных правил, которые закреплены в общих положениях ч. ч. 1 и 2 п. 3 ст. 1229 комментируемой части:
в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними;
распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Представляется уместным упомянуть, что ст. 12 Федерального закона "О передаче прав на единые технологии" предусмотрены особенности передачи прав на единые технологии, принадлежащих совместно России или субъекту РФ и иным лицам. Как установлено в ч. 1 указанной статьи, лица, которым право на единую технологию принадлежит совместно с Россией или субъектом РФ, имеют преимущественное право на приобретение права на единую технологию в полном объеме; лицо, осуществляющее от имени России или субъекта РФ распоряжение правом на единую технологию, обязано предложить в первоочередном порядке этим лицам приобрести право на единую технологию в полном объеме; при этом условия договора об отчуждении права на единую технологию должны предусматривать отсрочку в выплате вознаграждения за отчуждение права на единую технологию на срок не менее чем один год.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет последствия совершения сделки по распоряжению правом на технологию, совершенной одним из лиц, которым совместно принадлежит право на технологию, в отсутствие необходимых полномочий, т.е. при отсутствии согласия остальных правообладателей на эту сделку: такая сделка может быть признана недействительной по требованию указанных остальных правообладателей в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии соответствующих полномочий.
В настоящее время такая сделка является недействительной по основанию, предусмотренному ст. 173.1 "Недействительность сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления" части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ). В соответствии с п. 1 названной статьи сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия; она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе; законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.
В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано распределение между правообладателями доходов от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом: такие доходы подлежат распределению между правообладателями по соглашению между ними. Это правило отличается от того, которое закреплено следующими общими положениями ч. 3 п. 3 ст. 1229 комментируемой части: доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
Положения п. 5 комментируемой статьи регламентируют отношения по осуществлению прав на части единых технологий, право на которую принадлежит нескольким лицам, в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение:
в части 1 данного пункта предусмотрена возможность определения в этом случае соглашением между правообладателями, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. При этом непосредственно определено, что часть технологии может иметь самостоятельное значение в том случае, когда она может быть использована независимо от иных частей этой технологии;
часть 2 данного пункта предоставляет каждому из правообладателей право по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение. Это правило сформулировано диспозитивно - предусмотрено, что соглашением между правообладателями могут быть установлены отступления от этого правила;
в отношении права на технологию в целом, а также распоряжения правом на нее часть 2 данного пункта императивно устанавливает, что они осуществляются совместно всеми правообладателями;
в части 3 данного пункта в отношении доходов от использования части технологии также императивно установлено, что они поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.
К этому следует добавить, что положения Федерального закона "О передаче прав на единые технологии" в силу прямого указания в его ст. 2 распространяются также на отношения по распоряжению правами на части единых технологий в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии с положениями ГК РФ.
Другой комментарий к статье 1549 ГК РФ
1. Как показывает мировой опыт, инновационный путь развития экономики не может быть связан только с бюджетным финансированием. Государство, кроме создания оптимальных условий для инновационной деятельности, непосредственно разделяет с частным бизнесом риски создания новых технологий.
Положения комментируемой статьи направлены на реализацию в России концепции государственно-частного партнерства при выполнении инновационных проектов.
Анализируемая статья существенно отличается от других статей главы 77 ГК РФ, в частности от ст. 1542 и 1543 (см. комментарий к этим статьям), в которых раскрыто понятие единой технологии, непременным признаком которой является присутствие только бюджетных средств.
В отличие от механизма создания собственно единой технологии для целей создания предусмотренного комментируемой статьей объекта могут привлекаться и частные инвестиции.
Примечательно, что законодатель использует в комментируемой статье только термины "технология" и "часть технологии", но не термин "единая технология", как в большинстве других статей главы 77 ГК РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи раскрыто содержание государственно-частного партнерства в инновационной сфере: право на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, может принадлежать одновременно России, субъекту РФ, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям.
Таким образом, в создании технологии могут совместно участвовать несколько лиц: публично-правовые образования, частные инвесторы и исполнитель (т.е. лицо, организовавшее создание технологии). Право на такую технологию будет принадлежать им совместно.
Как следует из вышеизложенного, комментируемая норма отличается от нормы, предусмотренной ст. 1544 ГК РФ, согласно которой право на технологию принадлежит исполнителю, за исключением случаев, указанных в ст. 1546 ГК РФ, когда право на технологию должно принадлежать публично-правовым образованиям.
Следует полагать, что реализация инновационного проекта по созданию технологии должна осуществляться в рамках инновационного соглашения между сторонами.
3. В пункте 2 комментируемой статьи закреплены правила осуществления права на технологию, принадлежащего нескольким лицам.
По общему правилу, если право на технологию принадлежит нескольким лицам, то они осуществляют это право совместно.
Прежде всего совместное осуществление права на технологию может проявляться в совместном доведении технологии до готовой продукции, т.е. ее внедрении на практике.
В комментируемом пункте предписано, что распоряжение правом на технологию, принадлежащим нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.
Основными формами распоряжения правом на технологию являются его отчуждение и предоставление другим лицам права использования предмета технологии по лицензионному договору.
В комментируемом пункте не определена форма достижения общего согласия между правообладателями по распоряжению правом на технологию. Вместе с тем из текста данного пункта вытекает, что один правообладатель не может самостоятельно, без согласия других правообладателей, распоряжаться правом на технологию.
Комментируемая статья обходит молчанием вопрос о совместной защите права на технологию.
Можно предположить, что каждый из правообладателей может самостоятельно принимать меры по защите нарушенного права на технологию, известив об этом в письменной форме других правообладателей.
4. Если один из правообладателей самостоятельно, без согласия других правообладателей, распорядился правом на технологию, то соответствующая сделка может быть признана недействительной по требованию остальных правообладателей (из-за отсутствия у правообладателя, совершившего эту сделку, необходимых полномочий).
Однако указанная сделка может быть признана недействительной при наличии доказательства того факта, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии этих полномочий.
Комментируемую норму следует толковать таким образом, что осведомленность (или презумпция такой осведомленности) принимающей стороны в сделке по распоряжению правом на технологию об отсутствии полномочий у передающей стороны является основным, но не единственным доказательством факта отсутствия необходимых полномочий у правообладателя, самостоятельно распорядившегося правом на технологию. В данном случае законодатель счел необходимым обеспечить повышенную охрану прав добросовестного приобретателя права на технологию.
Сделка по распоряжению правом на технологию, совершенная одним из правообладателей, считается оспоримой сделкой. Такая сделка может быть признана судом недействительной, и к ней могут быть применены общие положения о последствиях недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ). Иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
5. В пункте 4 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними.
В данной статье отсутствует порядок распределения упомянутых выше доходов, поэтому в случае недостижения правообладателями соглашения о распределении доходов соответствующий спор может быть передан на рассмотрение суда.
6. В пункте 5 анализируемой статьи изложены особенности правового регулирования части технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, которая имеет самостоятельное значение.
В комментируемом пункте указано, что часть технологии имеет самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии.
По соглашению между правообладателями может быть определено, что право на какую-либо часть технологии принадлежит каждому из правообладателей.
По общему правилу, каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Однако право на технологию в целом, а также распоряжение этим правом осуществляется всеми правообладателями совместно.
Следовательно, п. 5 комментируемой статьи не допускает индивидуального распоряжения частью технологии, имеющей самостоятельное значение.
И как следствие, только доходы от использования части технологии могут поступать лицу, обладающему правом на данную технологию.