1. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (экспертиза заявленного обозначения), на соответствие такого обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации.По принятой к рассмотрению заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям абзаца третьего пункта 5 статьи 1522 настоящего Кодекса. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В случае поступления обращения в соответствии с пунктом 9 статьи 1522 настоящего Кодекса содержащиеся в нем доводы учитываются при экспертизе заявленного обозначения. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
2. До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.
Комментарий к статье 1525 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентировано проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "экспертиза заявленного обозначения"), - второго этапа экспертизы заявки на наименование места происхождения товара, следующего за этапом формальной экспертизы заявки. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила с отдельными изменениями положения п. 5 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).
Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью внесены отдельные изменения. Так, п. 1 данной статьи дополнен ч. 3, предусматривающей, что при поступлении обращения в соответствии с п. 9 ст. 1522 комментируемого параграфа содержащиеся в этом обращении доводы подлежат учету при экспертизе заявленного обозначения. Упомянутый п. 9 введен в ст. 1522 данного параграфа тем же Законом 2014 г. N 35-ФЗ и содержит нововведение о праве любого лица после публикации сведений о заявке и до принятия соответствующего решения представить обращение, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.
Кроме того, Законом 2014 г. N 35-ФЗ содержащаяся в ч. 3 п. 1 комментируемой статьи отсылка к ч. 2 п. 5 ст. 1522 комментируемого параграфа заменена отсылкой к ч. 3 п. 5 указанной статьи, чем учтена новая редакция этого пункта.
Положения комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции детализированы в п. 13.4 "Экспертиза заявленного обозначения" Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.
Экспертиза заявленного обозначения осуществляется по завершении формальной экспертизы по заявкам на наименование места происхождения товара, принятым к рассмотрению. Срок проведения экспертизы заявленного обозначения определяется с учетом норм времени и выработки на проведение работ по делопроизводству по заявкам на наименование места происхождения товара, устанавливаемых Роспатентом, информация о которых размещена согласно п. 6.3 данного Регламента. Дополнительные материалы, представленные заявителем по собственной инициативе или в ответ на запрос или уведомление Роспатента, рассматриваются в срок не более двух месяцев со дня поступления корреспонденции.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Кодекса задачами экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, являются проверка соответствия обозначения требованиям, установленным ст. 1516 комментируемого параграфа, а также проверка обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляются:
проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, предусмотренным п. 7.3 данного Регламента, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы в порядке, предусмотренном п. 13.3 данного Регламента;
проверка соответствия заявленного обозначения условиям признания его наименованием места происхождения товара, установленным п. 2 ст. 1516 комментируемого параграфа;
проверка обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ в соответствии с ч. 2 п. 1 комментируемой статьи;
проверка наличия и содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;
проверка соответствия описания основных особых свойств товара, для обозначения которого испрашивается предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара, данным, содержащимся в Государственном реестре наименований.
До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям ст. 1516 комментируемого параграфа с предложением представить свои доводы по приведенным в нем мотивам. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.
Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства не направляется в случае, когда по результатам экспертизы не выявлено оснований для отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара в соответствии с данным Регламентом.
Другой комментарий к статье 1525 ГК РФ
1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что после того как заявка на НМПТ прошла формальную экспертизу и была принята к рассмотрению, Роспатент проверяет, соответствует ли заявленное наименование требованиям, указанным в ст. 1516 ГК РФ.
Следует полагать, что при этом проверяется:
1) является ли оно наименованием географического объекта или производным от него наименованием;
2) стало ли оно известным в результате его использования как место производства определенного товара;
3) обладает ли этот товар особыми свойствами, которые определяются местом его изготовления и (или) людскими факторами;
4) производит ли заявитель указанный товар;
5) не вошло ли это обозначение во всеобщее употребление как видовое название товара.
Очевидно, что для проверки этих вопросов Роспатент должен иметь специалистов (экспертов).
2. В абзаце 2 п. 1 указывается на то, что Роспатент также проверяет "обоснованность места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации".
Можно полагать, что эта норма относится к тем случаям, когда указанный товар включает иностранные добавки, компоненты, ингредиенты, детали (например, "Оренбургский пуховый платок", выполненный из шерсти латиноамериканской ламы).
В остальных случаях для экспертизы этого положения достаточно воспользоваться географической картой, на которой обозначены государственные границы Российской Федерации.
3. В соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи, если заявка относится к НМПТ, которое уже было ранее зарегистрировано на имя другого лица, то "проводится экспертиза" (т.е. "проверяется"), производит ли заявитель в границах данного географического объекта товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре НМПТ.
Эту норму можно толковать по-разному.
Возможно, что экспертиза сравнивает текст заявки с текстом приложенного к заявке заключения компетентного органа.
Возможна, однако, и иная трактовка этой нормы: экспертиза перепроверяет факты, изложенные в заявке и в приложенном к ней заявлении компетентного органа. Следует считать, что более обоснованным является первое предположение.
4. В пункте 2 комментируемой статьи предусматривается, что до принятия по заявке отрицательного решения заявителю должно быть направлено уведомление, содержащее, очевидно, проект отрицательного решения.
Вообще норма, содержащаяся в п. 2, построена совершенно аналогично норме, предусмотренной в п. 3 ст. 1499 ГК РФ в отношении заявки на товарный знак. В связи с этим комментарий к п. 3 ст. 1499 ГК РФ полностью применим в качестве комментария к п. 2 данной статьи. Отличие состоит лишь в том, что если по заявке на товарный знак указанное уведомление "может быть направлено" заявителю, то по заявке на НМПТ указанное уведомление "направляется" заявителю, что означает, что оно "должно быть направлено".