1. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения).
2. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки.Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, эти материалы не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.
3. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1523 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье закреплены общие положения об экспертизе заявки на наименование места происхождения товара (п. 1), а также регламентировано внесение изменений в документы заявки (п. п. 2 и 3). Данная статья в первоначальной редакции с терминологическими изменениями воспроизводила положения п. п. 1 - 3 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).
Пункт 1 комментируемой статьи, посвященный экспертизе заявки на наименование места происхождения товара, устанавливает, что такую экспертизу проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент (ч. 1), а также определяет этапы проведения такой экспертизы - это формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявленное обозначение"). Формальной экспертизе посвящена следующая статья, а экспертизе заявленного обозначения - статья, следующая за этой статьей.
В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность представления заявителем в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. В силу ч. 2 данного пункта такие дополнительные материалы не могут изменять заявку по существу, в противном случае дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. В то же время при этом допускается оформление заявителем дополнительных материалов в качестве самостоятельной заявки.
На основании данных положений в подп. 13.8.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) указано, что до принятия решения по заявке может быть внесено в нее изменение сведений о заявителе, в частности вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок; дополнение, уточнение и исправление материалов заявки осуществляется путем подачи заявителем соответствующего письменного заявления. В приложениях 4 и 5 к данному Регламенту приведены соответственно образец заявления о внесении изменения(-й) в наименование и/или адрес заявителя(-ей) и образец заявления об исправлении ошибки (ошибок).
Часть 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса Роспатентом в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара у заявителя дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно. В соответствии с подп. 13.4.5 основанием для такого запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства:
а) необходимость уточнения заявленного обозначения;
б) необходимость представления документов, указанных в п. 7.3.6 данного Регламента;
в) необходимость уточнения товара, для обозначения которого испрашивается государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
г) необходимость уточнения места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), для обозначения которого испрашивается государственная регистрация и предоставление исключительного права на использование наименования места происхождения товара или предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара;
д) необходимость уточнения описания особых свойств товара, указанного в заявке;
е) необходимость уточнения сведений, содержащихся в заключении уполномоченного Правительством РФ органа или компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, и указанных в подп. 7.3.6.1 и 7.3.6.2 данного Регламента, в частности сведений, подтверждающих фактическое осуществление заявителем производственной деятельности в границах указанного географического объекта, наличие в товаре особых свойств, их зависимость от природных условий и (или) людских факторов, характерных для указанного в заявке географического объекта;
ж) необходимость подтверждения известности обозначения в связи с указанным товаром.
Там же предусмотрено, что вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях.
Положениями ч. 2 п. 3 комментируемой статьи регламентировано представление заявителем дополнительных материалов по запросу Роспатента: дополнительные материалы должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса; по ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. На случай, когда заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, предусмотрено, что заявка признается отозванной на основании решения Роспатента.
Часть 2 п. 3 комментируемой статьи изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что дополнительные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса, а не в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса.
Кроме того, ранее не указывалось на ограничение продления срока представления дополнительных материалов, однако соответствующее регулирование устанавливалось в п. 13.6 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов, но не более чем на шесть месяцев. Кстати говоря, там же предусмотрено следующее: если в ходатайстве такой срок не указан, срок представления запрашиваемых материалов продлевается на один месяц, в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно; продление срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше шести месяцев со дня истечения установленного срока представления дополнительных материалов по запросу экспертизы не допускается.
Другой комментарий к статье 1523 ГК РФ
Комментируемая статья повторяет - применительно к НМПТ - содержащиеся в ст. 1497 ГК РФ нормы, касающиеся экспертизы заявки на товарный знак.
При этом в комментируемой статье опущены: п. 3, последняя фраза абз. 2 и абз. 3 п. 4 ст. 1497 ГК РФ.
Комментарий к ст. 1497 ГК РФ применим, с заменой терминов, к комментируемой статье.