Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение;
3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;
5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя - заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, - день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)

Комментарий к статье 1522 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемый подпараграф, посвященный государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, открывает статья, регламентирующая подачу заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на наименование места происхождения товара"). Данная статья в первоначальной редакции без каких-либо существенных изменений воспроизводила соответствующие положения ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на наименование места происхождения товара подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент. Пункт 1 ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках устанавливал, что заявка на наименование места происхождения товара подается в Роспатент физическим и (или) юридическим лицом (лицами) самостоятельно или через патентного поверенного в соответствии с п. 2 ст. 8 данного Закона. Соответствующее регулирование закреплено в общих положениях ст. 1247 комментируемой части, в п. 1 которой соответственно предусмотрено, что ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара. Это положение продублировано в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), но последствия несоблюдения этого положения данным Регламентом не определены.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, но о нововведении речь не идет, поскольку соответствующее регулирование устанавливалось в п. 7.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): основанием для исполнения государственной функции и выдачи документов, являющихся результатом исполнения государственной функции Роспатента, является подача одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами заявки на наименование места происхождения товара.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к содержанию заявки на наименование места происхождения товара. Эти требования продублированы в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), где также указано следующее: заявка на наименование места происхождения товара представляется на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам, приведенным в приложениях 2 и 3 к данному Регламенту; если заявка на наименование места происхождения товара представлена на типографском бланке, то ее графы заполняются машинописным способом.

В пункте 4 комментируемой статьи установлены требования к подписанию заявки на наименование места происхождения. Воспроизводя и детализируя положения данного пункта, подп. 7.3.1.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) предусматривает следующее: в графе заявки на наименование места происхождения товара "Подпись" указывается дата подписания заявки и подпись заявителя; от имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица; в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя заявка подписывается заявителем или его представителем, подающим заявку; подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписавшего лица; если дата подписания не указана, то таковой считается дата поступления заявки.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории РФ, предусматривает приложение к заявке по инициативе заявителя заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уполномоченный орган") о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (иначе говоря, заключение о выполнении условий предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара; эти условия установлены в п. 1 ст. 1516 комментируемого параграфа, к которому и сделана отсылка).

В случае если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, то в соответствии с ч. 2 п. 5 комментируемой статьи такое заключение прилагается к заявке по инициативе заявителя в отношении товара каждого заявителя.

Часть 3 п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории РФ, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "Государственный реестр наименований") (ведение названного реестра регламентировано ст. 1529 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка).

В части 4 п. 5 комментируемой статьи установлено, что в случае, если соответствующее заключение не представлено заявителем по собственной инициативе, Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Часть 5 п. 5 комментируемой статьи обязывает уполномоченный орган осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

В части 6 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами России, предусмотрено, что к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Пункт 5 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Внесенные изменения коснулись следующего: ранее предусматривалось представление заявителем соответствующего заключения уполномоченного органа в обязательном порядке, теперь заключение представляется по инициативе заявителя и при его непредставлении Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе; введены положения, учитывающие возможность подачи заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование несколькими лицами; закреплена обязанность уполномоченного органа по осуществлению контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Помимо прочего, новым является то, что не воспроизведено содержавшееся в ч. 4 п. 5 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции положение о том, что к заявке должен прилагаться документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (наименование Перечня в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845) <1>. Данный Перечень (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882) включает в себя следующее:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806; 2007. N 50. Ст. 6305.

Минздрав России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов;

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов;

Росалкогольрегулирование - в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. N 496 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов (наименование Административного регламента в ред. Приказа Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. N 658) <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2012. N 30; РГ. 2013. 1 марта. N 45.

Приказом Росалкогольрегулирования от 29 июля 2013 г. N 188 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2013. 18 октября. N 235.

Положения п. 6 комментируемой статьи устанавливают требования к языку заявки на наименование места происхождения товара и прилагаемых к ней документов. Эти положения воспроизведены и детализированы в п. п. 7.3.1, 7.3.7 и 9.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявление, содержащееся в заявке, представляется на русском языке. В заявлении имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в официальном бюллетене Роспатента;

иные документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или иностранном языке. В случае если документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык документов может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода. Перевод на русский язык подписывается заявителем или его представителем или заверяется в установленном законодательством порядке;

производство по заявкам ведется на русском языке. К материалам, представляемым заявителем на ином языке, должен быть приложен их перевод на русский язык. Может быть представлен перевод на русский язык, заверенный в установленном законодательством порядке или подписанный заявителем или его представителем. При отсутствии такого перевода материалы не принимаются во внимание при рассмотрении заявки, о чем заявитель уведомляется.

В пункте 7 комментируемой статьи полномочие по установлению требований к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара и прилагаемым к ней документам (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "документы заявки"), делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Соответствующим документом является Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 328 (в настоящем комментарии обозначается как Регламент Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.)).

Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает правила определения даты подачи заявки на наименование места происхождения товара. Такой датой считается день поступления в Роспатент документов, предусмотренных п. 3 данной статьи, т.е. документов, которые должна содержать заявка. На случай, когда указанные документы представлены не одновременно, предусмотрено, что днем подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления последнего документа.

Как указано в п. 7.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы представляются через экспедицию Роспатента, в том числе в региональных пунктах приема документов по адресам, указанным на сайте Роспатента, или направляются почтовым отправлением через организацию почтовой связи по адресу, указанному в п. 6.2 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу при условии последующего представления их оригиналов с соблюдением требований п. 10.3 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться в электронном виде на машиночитаемом носителе (с одновременным представлением на бумажном носителе) и подписанные электронной цифровой подписью. Требования к заявке на наименование места происхождения товара, представляемой в электронном виде и подписанной электронной цифровой подписью, устанавливаются Роспатентом.

В части 1 п. 9 комментируемой статьи установлена необходимость публикации Роспатентом в официальном бюллетене сведений о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара. Часть 2 данного пункта предусматривает право любого лица после такой публикации представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара. Такое право может быть реализовано до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование.

Пункт 9 комментируемой статьи введен Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В обоснование указанных нововведений авторами проекта изменений отмечалось, что они должны обеспечивать большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (см. комментарий к ст. 1533).

Другой комментарий к статье 1522 ГК РФ

1. Комментируемая статья построена аналогично ст. 1492 ГК РФ, относящейся к заявке на товарный знак. Более того, п. 2, 4, 6, 7 и 8 комментируемой статьи содержат нормы, тождественные тем, которые предусмотрены в п. 2, 4, 6, 7 и 8 ст. 1492 ГК РФ, а потому к ним применим соответствующий комментарий к ст. 1492 ГК РФ.

2. В комментируемой статье определяется, что заявки на НМПТ бывают трех видов:

1) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки не имеет государственной регистрации, т.е. не получает правовой охраны. Эти заявки (условно их можно назвать "первоначальные") именуются: "Заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление [заявителю] исключительного права на это НМПТ";

2) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки уже является предметом исключительного права другого лица. Эти заявки (условно их можно назвать "вторичные") именуются: "Заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное [другим лицом] НМПТ";

3) заявки от иностранных заявителей. Они подаются лицами, которые имеют за рубежом право на НМПТ, и содержат ходатайство о государственной регистрации этого НМПТ в России и о предоставлении им в России исключительного права на это НМПТ.

3. Если в разное время два лица подали заявки на одно и то же НМПТ, причем по первой заявке решение еще не вынесено, то вторая заявка будет считаться первичной заявкой, если первая заявка будет отклонена, и наоборот, вторая заявка будет считаться вторичной, если на основе первой заявки будет осуществлена государственная регистрация НМПТ. К сожалению, эти выводы не находят прямой опоры в ГК РФ, в этом отношении в ГК РФ - серьезный пробел.

4. В подпункте 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что заявка на НМПТ должна содержать "указание товара", в отношении которого будет применяться НМПТ.

Следует полагать, что это может быть либо один вид товара, либо группа однородных товаров.

5. В подпункте 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что в заявке должно содержаться "описание особых свойств товара". Об особых свойствах товара речь идет также в п. 5 комментируемой статьи, а также во многих других статьях ГК РФ: 1516, 1518, 1521, 1529, 1531, 1533, 1536.

Следует учитывать, что описание особых свойств товара приобретает правовое значение, становится правовым документом. Поэтому оно должно быть конкретным, допускать возможность проверки: "особые свойства" должны отделять эти товары от им подобных. Такие выражения, как "особая форма", "повышенные вкусовые качества", "своеобразная расцветка", являются недопустимыми.

Следует полагать, что в отношении изделий художественного промысла вместо описания особых свойств могут быть представлены изображения товара (как это имеет место у промышленных образцов - ст. 1377 ГК РФ).

6. В абзаце 1 п. 5 закреплено правило: если географический объект, наименование которого заявляется в качестве НМПТ, находится на территории России, то к первичной заявке должно быть приложено заключение "уполномоченного Правительством РФ органа" о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар с указываемыми особыми свойствами.

Это означает, что Правительство РФ обязано определить этот орган и обязать его выдавать указанные заключения.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (с изм.), в соответствии с которым компетентны давать заключения, прилагаемые к заявкам на НМПТ, следующие органы исполнительной власти:

Минздравсоцразвития России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной воды; Минпромэнерго России - в отношении изделий народных художественных промыслов; Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

7. В абзаце 2 п. 5 комментируемой статьи устанавливается, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ, находящееся на территории России, прилагается заключение "компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ", о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре НМПТ.

Это может быть либо тот самый орган, который должен быть уполномочен Правительством РФ в соответствии с абз. 1 п. 5 комментируемой статьи, либо иной орган (иные органы).

Очевидно, что подзаконные акты должны предусмотреть и обязанность Роспатента сообщать этому органу, какие особые свойства товара указаны в Государственном реестре НМПТ.

8. Таким образом, прежде чем подать заявку на НМПТ, заявитель обязан получить либо заключение, указанное в абз. 1 п. 5, либо заключение, указанное в абз. 2 п. 5.

Следует считать, что заявитель вправе обратиться в суд с требованием об обязании указанных органов выдать ему соответствующее заключение, если оно не будет выдано в установленный срок либо если оно окажется отрицательным.

Остались вопросы по ст 1522 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1522 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.