1. После подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки.После публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
Комментарий к статье 1493 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентировано право ознакомления с документами заявки на товарный знак. В рамках такой регламентации в п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, почти в точности воспроизводящем положения п. 7 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), устанавливалось лишь то, что после подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, представленными на дату ее подачи.
Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В части 1 данного пункта в новой редакции воспроизведено приведенное выше положение, но без ограничения права ознакомления с документами заявки на товарный знак только теми документами, которые представлены на дату подачи заявки.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи в новой редакции предусматривает опубликование Роспатентом сведений о поданных заявках на товарные знаки в официальном бюллетене. В обоснование данного нововведения авторами проекта изменений отмечалось, что оно должно обеспечивать большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (см. комментарий к ст. 1506).
В части 3 п. 1 комментируемой статьи содержится нововведение о праве любого лица в период после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 комментируемого параграфа. Речь идет о возможности указания в обращении на несоответствие заявленного обозначения понятию товарного знака или знака обслуживания, а также на наличие оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака. Тем же Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 ст. 1499 комментируемого параграфа дополнен ч. 3, предусматривающей последствия поступления обращения на основании ч. 3 п. 1 комментируемой статьи (см. указанную статью и комментарий к ней).
Пункт 2 комментируемой статьи делегирует полномочия по установлению порядка ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). В пункте 7 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках такие полномочия были делегированы федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В соответствии с этими положениями Правила рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) содержат п. 7 "Ознакомление с материалами заявки", которым предусмотрено следующее:
после подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи;
заявитель (его патентный поверенный) может знакомиться с поданной им заявкой и документами, относящимися к ней, как непосредственно в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем запроса копии заявки, относящихся к ней документов или их частей.
Другой комментарий к статье 1493 ГК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается, что после подачи заявки на товарный знак в Роспатент любое лицо имеет право ознакомиться с документами заявки, представленными на дату ее подачи.
Следовательно, все остальные документы заявки являются закрытыми; в частности, закрытыми являются документы о конвенционном приоритете, все документы, уточняющие заявку, представляемые заявителем, все принятые решения по заявке и т.п.
Это создает искаженную картину, касающуюся поданных заявок и их статуса, что не может быть оправдано какими-то высшими соображениями. Все это свидетельствует о небрежности этой нормы.
В данном пункте речь идет только о возможности ознакомления с документами заявки, в то время как из п. 2 вытекает, что имеется возможность и получения копий документов заявки.
2. В пункте 2 указывается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, имеет право (и обязан) установить порядок такого ознакомления с документами заявок и выдачи копий таких документов.
В настоящее время этот подзаконный акт не принят. Но отсутствие такого акта не должно парализовать действие самой данной материальной нормы.