Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 201-ФЗ;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) подпункт утратил силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 201-ФЗ.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 201-ФЗ.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пунктов 2 и 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1473 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемом параграфе закреплено регулирование, посвященное праву на фирменное наименование. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, самые общие положения о фирменном наименовании содержались в ст. 54 части первой ГК РФ, фирменное наименование также упоминалось в законодательстве в связи с отдельными организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц; однако детальное определение правового режима фирменного наименования юридического лица в действующем законодательстве отсутствовало. К этому следует добавить, что вплоть до принятия действовало в соответствующей части Положение о фирме, введенное в действие Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 22 июня 1927 г. (обозначается в настоящем комментарии как Положение о фирме (1927 г.); признано не действующим на территории РФ Законом 2006 г. N 231-ФЗ).

Часть 1 п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ в первоначальной редакции предусматривала, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Это положение не претерпело изменений с принятием комментируемой части, что нельзя сказать в отношении остальных положений данного пункта. Так, в части 4 указанного пункта в первоначальной редакции устанавливалось, что порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с данным Кодексом. После внесения Законом 2006 г. N 231-ФЗ изменений указано, что требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами; права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами комментируемой части. Приведенные положения сохранены в том же п. 4 ст. 54 ГК РФ и после того, как данная статья изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции.

Пункт 1 комментируемой статьи в соответствии с положением п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. При этом в соответствии с положениями ст. ст. 51 и 52 данного Кодекса о государственной регистрации юридического лица и учредительных документах юридических лиц п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. До принятия комментируемой части в ч. 1 ст. 149 ОГЗ СССР подобным образом предусматривалось, что фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

Согласно разъяснениям, данным в п. 58.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, п. 2 следующей статьи фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица; какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.

Последнее разъяснение соответствует ст. 8 "Фирменные наименования" Парижской конвенции, согласно которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Последнее разъяснение также соответствует п. 10 Положения о фирме (1927 г.), предусматривавшему, что фирменное наименование не подлежит особой регистрации независимо от регистрации предприятия. Однако при этом в отношении правовой охраны устанавливалось иное правило, нежели указанное в разъяснениях: право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой, при условии соответствия ее требованиям данного Положения.

Как разъяснено в п. 58.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в силу п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ, п. 1 комментируемой статьи право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; наименования некоммерческих организаций (ст. 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях") не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений комментируемой части, на них не распространяется правовая охрана, установленная комментируемым параграфом; ввиду этого правила, предусмотренные комментируемой статьей, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются; не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.

В пункте 2 комментируемой статьи определены обязательные составляющие содержания фирменного наименование юридического лица:

указание на организационно-правовую форму юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 50 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

собственно наименование юридического лица. При этом непосредственно установлено, что такое наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование, и предусматривает, что юридическое лицо вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Также предусмотрено, что юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов России и (или) иностранном языке. Данная часть изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения сводятся к уточнению того, что речь идет лишь об одном из каждых соответствующих фирменных наименований. До принятия Закона 2014 г. N 35-ФЗ на такое правило указывалось в следующем разъяснении, данном в п. 58.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29: с учетом положений п. 3 комментируемой статьи каждое юридическое лицо, действующее в организационно-правовой форме коммерческой организации, должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь одно сокращенное фирменное наименование.

В части 2 п. 3 комментируемой статьи указано на возможность включения в фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов России иноязычных заимствований в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов России. Однако данное правило не касается терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. В качестве примеров таких терминов и аббревиатур, которые не могут содержаться в фирменном наименовании юридического лица, следует указать на заимствования, представляющие собой обозначения аналогов хозяйственного общества: "Корпорейшн" (Corporation, сокр. Co., англ.), "Лимитед" или "Лтд" (Limited, сокр. Ltd., англ.), "ГмбХ" (Gesellschaft mit beschrankter Haftung, сокр. GmbH, нем.), "САРЛ" (Societe a responsabilite limitee, сокр. SARL, франц.), "Сосьете" (Societe anonyme, сокр. SA, франц.), а также трансформации на основе Joint Stock Company (сокр. JSC, англ.) и Public Limited Company (сокр. PLC, англ.) и т.п.

Положения ч. 1 п. 4 комментируемой статьи определяют перечень наименований и обозначений, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица:

полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (подп. 1). Из данного подпункта Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ исключено указание на официальное наименование Российской Федерации, о чем подробнее сказано ниже. Как разъяснено в п. 58.4 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, применительно к данному подпункту в фирменное наименование юридического лица не могут включаться также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ);

полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (подп. 2). В этом отношении следует упомянуть, что в Приложении к распоряжению Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16 июля 2008 г. N 943/788 приведен Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти <1>;

--------------------------------
<1> РГ. 2008. 1 августа. N 163.

полные или сокращенные наименования общественных объединений (подп. 4);

обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (подп. 5).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ признан утратившим силу подп. 3 п. 4 комментируемой статьи, предусматривавший, что не могут включаться в фирменное наименование юридического лица полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций. Это объясняется тем, что указанное требование охватывается соответствующим общим положением ст. 1231.1 комментируемой части. Указанная статья, введенная тем же Законом, содержит общие положения о таких объектах, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации (см. указанную статью).

Перечень наименований и обозначений, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица, сформулирован в ч. 1 п. 4 комментируемой статьи исчерпывающим образом. Однако это не означает того, что иными законами могут быть установлены дополнительные требования к фирменному наименованию юридического лица. В качестве примера можно упомянуть о следующем разъяснении, изложенном в п. 58.5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29: требования к фирменным наименованиям кредитных организаций определены как комментируемой статьей (к ним также применяются запреты, установленные п. 4 данной статьи), так и ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", вводящей дополнительные требования к фирменным наименованиям указанных организаций.

Часть 2 п. 4 комментируемой статьи допускает возможность включения в фирменное наименование государственного унитарного предприятия указания на принадлежность такого предприятия соответственно России и субъекту РФ. В отличие от данной нормы положениями п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1> императивно предписано включать как в полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке, так и в полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке указание на собственника его имущества - Россию, субъект РФ или муниципальное образование.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

В первоначальной редакции подп. 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливалось, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полное или сокращенное официальное наименование Российской Федерации, а также слова, производные от таких наименований. При этом часть 5 данного пункта в первоначальной редакции предусматривала, что включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит России; такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано; порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом. В части 5 данного пункта в первоначальной редакции устанавливалось, что в случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> из подп. 1 п. 4 комментируемой статьи исключено указание на официальное наименование Российской Федерации, а части 3 и 4 данного пункта изложены в новой редакции, которая действует и в настоящее время.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 45. Ст. 5147.

В обоснование этих изменений указывалось, что до введения в действие комментируемой части вопрос о возможности использования официального наименования "Российская Федерация", а также слов и словосочетаний, производных от него, решался в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" <1> (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 30 <2>); при этом учитывается, что вопрос о возможности включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" и слов, производных от него, является многоаспектным и должен решаться в каждом конкретном случае на основе предварительного разрешения на такое включение; принимая во внимание сложившуюся до введения в действие комментируемой части практику выдачи такого разрешения, предлагается установить, что порядок его выдачи определяется Правительством РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5816.
<2> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 537.

Согласно разъяснению, данному в п. 58.3 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле ч. 5 п. 4 комментируемой статьи следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).

На основании положений п. 4 комментируемой статьи и в соответствии с этими положениями издано Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52, которым утверждены Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования <1>. Как установлено в п. 2 названных Правил, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, выдается Минюстом России в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает последствия несоответствия фирменного наименования юридического лица требованиям ст. 1231.1 комментируемой части, а также требованиям п. п. 3 и 4 комментируемой статьи: в этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, наделяется правом предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. При этом непосредственно установлено, что положения п. п. 2 и 3 ст. 61 части первой ГК РФ в этом случае не применяются.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения коснулись лишь двух моментов:

во-первых, введено указание на несоответствие фирменного наименования юридического лица требованиям ст. 1231 <1> комментируемой части. Как говорилось выше, указанная статья, введенная тем же Законом, содержит общие положения о таких объектах, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации (см. указанную статью);

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

во-вторых, включено положение о неприменении положений п. п. 2 и 3 ст. 61 части первой ГК РФ. До принятия Закона 2014 г. N 35-ФЗ такое положение содержалось в разъяснениях, данных в п. 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29. В указанных п. п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ говорилось о случаях и порядке ликвидации юридического лица в принудительном порядке, т.е. по решению суда. Однако в настоящее время редакция п. 5 комментируемой статьи не учитывает, что указанная ст. 61 изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции, в которой о такой ликвидации говорится только в п. 3.

В статье 14 Закона 2006 г. N 231-ФЗ устанавливалось, что фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам комментируемого параграфа, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц. Соответственно, в упомянутом выше п. 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 разъяснялось, что в случае, если фирменное наименование юридического лица не приведено в соответствие с требованиями п. п. 3 и 4 комментируемой статьи в указанный момент, то согласно п. 5 данной статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Согласно разъяснению, данному в п. 58.6 указанного Постановления, споры о фирменных наименованиях подведомственны арбитражным судам.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <1>, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, как и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, является ФНС России.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

Другой комментарий к статье 1473 ГК РФ

1. Комментируемая статья открывает параграф 1, посвященный регулированию отношений, складывающихся в связи с правовой охраной фирменного наименования - одного из видов средств индивидуализации.

На протяжении многих лет в СССР, а затем в Российской Федерации практически единственным источником <1> правового регулирования фирменных наименований было Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее - Положение о фирме) (Собрание законодательства СССР. 1927. N 40. Ст. 395).

--------------------------------
<1> Можно также отметить ст. 149 ("Право на фирменное наименование") Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (Ведомости СССР. 1991. N 26. Ст. 733); ст. 10 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499).

С введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. нормы Положения о фирме действовали в той части, в какой они не противоречили ГК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) Положение о фирме и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик признаны недействующими на территории РФ.

Следовательно, до введения в действие части четвертой ГК РФ в сфере правовой охраны фирменных наименований действовали некоторые статьи Положения о фирме, ряд статей ГК РФ и отдельные статьи, посвященные фирменным наименованиям, некоторых специальных Законов, например ст. 2, 4, 7 и 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1), ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785), ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746).

Положения ст. 54 ГК РФ являлись определяющими в сфере правовой охраны фирменных наименований. Согласно п. 4 указанной статьи исключительное право на использование фирменного наименования связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был определяться законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ.

Однако специальный закон в сфере правовой охраны фирменных наименований в России так и не был принят. Законодатель отказался от регистрационной системы, учитывая, по-видимому, значительные финансовые расходы по ее созданию, а также неизбежные в таком случае коллизии с нормами международного права, изменив соответствующим образом ст. 54 ГК РФ, а также внеся изменения в другие статьи ГК РФ и специальных законов.

2. На международном уровне, в рамках международных договоров универсального характера, фирменным наименованиям посвящено только несколько статей, большинство из которых сосредоточено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция), с последующими изменениями и дополнениями.

Фирменное наименование (nom commercial, trade name) включено в перечень объектов охраны промышленной собственности согласно ст. 1 (2) Парижской конвенции.

В статье 8 Парижской конвенции предписывается, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза (т.е. в странах, к которым применяется Конвенция) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Положения ст. 9 Парижской конвенции предусматривают арест при ввозе продуктов, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием в тех странах Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану.

В соответствии со ст. 2 (viii) Конвенции от 14 июля 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - Конвенция, учреждающая ВОИС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся, в частности, к фирменным наименованиям (nom commercial, trade name) и коммерческим обозначениям (denomination commerciale, commercial name).

Как следует из вышеизложенного, термин "фирменное наименование" появился в Парижской конвенции в 1883 г. для обозначения одного из объектов промышленной собственности. Этот же термин указан в качестве объекта интеллектуальной собственности в 1967 г. в Конвенции, учреждающей ВОИС, наряду с новым термином, обозначающим новый объект интеллектуальной собственности - коммерческое обозначение.

Указанная выше терминология утвердилась в законодательстве и доктрине, и поэтому представляются беспочвенными сомнения в корректности перевода на русский язык термина nom commercial, trade name как фирменного наименования и утверждения о якобы наличии охраны коммерческих обозначений согласно ст. 1 (2) Парижской конвенции.

Эти немногочисленные нормы в сфере правовой охраны фирменных наименований обязательны для Российской Федерации, и они имеют приоритет перед национальными нормами, поскольку Россия участвует как в Парижской конвенции, так и в Конвенции, учреждающей ВОИС.

3. На национальном уровне правовое регулирование отношений в сфере фирменных наименований отличается большим разнообразием и в принципе не поддается унификации.

В некоторых государствах в качестве фирменного наименования может быть избрано практически любое обозначение. К государствам, придерживающимся принципа "свободы фирмы", относятся, например, США, Великобритания, Канада, Япония.

Государства континентальной Европы исторически более привержены принципу "истинной фирмы", в соответствии с которым индивидуальные предприниматели обязаны основывать свой бизнес только под своим собственным именем. На практике, однако, этот принцип последовательно не может быть соблюден с реорганизациями и переходами прав собственности на предприятия. А применительно к акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью этот принцип вообще не применим.

Источники права, в которых содержатся нормы, регулирующие порядок возникновения, использования, защиты от нарушения и прекращения права на фирменное наименование, весьма разнообразны в зависимости от правовой системы и правовых традиций конкретного государства.

Такие нормы могут быть включены в торговые кодексы (ФРГ), законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Япония), законодательство о компаниях или корпорациях (Великобритания, США), законодательство о товарных знаках (Испания), международных договорах регионального характера (Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности, приложение V) либо устанавливаться судебными прецедентами.

Законодательные акты комплексного характера, предметом регулирования которых были бы исключительно фирменные наименования, встречаются достаточно редко (например, Швеция - Закон о фирменных наименованиях 1974 г., Финляндия - Закон о фирменных наименованиях 1979 г., Закон Республики Армения "О фирменных наименованиях" 1999 г.).

4. В пункте 1 комментируемой статьи установлено, кого должно индивидуализировать фирменное наименование: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (т.е. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Ранее для столь однозначного вывода не было достаточных оснований, поскольку, хотя в большинстве статей ГК РФ, относящихся к фирменным наименованиям, и предусматривалось, что фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, в ГК РФ имелись также положения, согласно которым фирменное наименование индивидуализировало предприятие, выступающее как объект права (п. 2 ст. 132, ст. 559). Полагаю, что в этом проявилось влияние Положения о фирме, согласно которому фирменное наименование в целом индивидуализировало предприятие, принадлежащее тому или иному юридическому лицу.

С внесением изменений в ст. 132 и 559 ГК РФ, согласно которым термин "фирменное наименование" уступил место термину "коммерческое обозначение", указанное противоречие устранено, и в России окончательно утвердилась концепция индивидуализации фирменным наименованием юридического лица, владельца предприятия.

5. Следует особо отметить, что указанная выше концепция не получила широкого распространения в мировой практике.

С учетом всех различий в национальных законодательствах в общем виде в большинстве государств фирменное наименование - это имя или обозначение, предназначенное для идентификации предприятия определенного физического или юридического лица.

Это определение практически совпадает с определением фирменного наименования, которое закреплено в ст. 1 (1) (d) Типового закона для развивающихся стран "О товарных знаках, фирменных наименованиях и недобросовестной конкуренции", разработанного ВОИС в 1967 г.: "Фирменное наименование означает имя или обозначение, определяющее предприятие физического или юридического лица" (BIRPI. Geneva, 1967).

Например, в Швеции для того, чтобы фирменное наименование могло быть зарегистрировано, оно должно быть способно отличать предприятие собственника от других предприятий (ст. 9 Закона о фирменных наименованиях // Industrial Property. 1986. N 10. Text 1-001).

От упомянутых выше определений фирменного наименования отличается определение, предусмотренное ст. 2 Закона Армении о фирменных наименованиях: фирменное наименование - это название, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность и которым отличается от других юридических лиц. (Промышленная собственность. Официальный бюллетень. Ереван, 2001. N 2(18). С. 107 - 111)

6. В комментируемом пункте закреплена обязанность юридического лица, являющегося коммерческой организацией, правда, не в такой абсолютной форме, как прежде, иметь фирменное наименование.

Примечательная особенность российского законодательства о фирменных наименованиях: обладание фирменным наименованием является одновременно не только правом, но и обязанностью. Сделано это в публичных интересах, с целью устранения с рынка анонимных товаров, работ (услуг).

В общей норме п. 4 ст. 54 ГК РФ эта обязанность проявлена более определенно: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

7. В пункте 1 комментируемой статьи предписано, что фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Как следует из вышеизложенного, в России принята система условной регистрации фирменного наименования, по сути, сходная с системой регистрации, согласно ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, когда включение сведений о фирменном наименовании в государственный реестр юридических лиц приравнивалось к государственной регистрации фирменного наименования.

В тех государствах, где действует сугубо регистрационная система охраны фирменных наименований, сведения о фирменных наименованиях заносятся в отдельный реестр фирменных наименований и публикуются в отдельных официальных бюллетенях.

Примечательно, что в России сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе полные наименования юридических лиц, формально считаются открытыми и общедоступными. Так, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в указанном Реестре, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России и публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" еженедельно (Бюллетень НА РФ. 2006. N 28). Указанная косвенная система оповещения о фирменных наименованиях не требует в принципе дополнительных расходов, являясь в то же время полезным источником доказательств при разрешении споров в отношении исключительного права на фирменное наименование.

8. В комментируемой статье не дается определение понятия фирменного наименования.

Пункт 2 данной статье содержит только признаки, которым должно соответствовать фирменное наименование юридического лица: указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Следовательно, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, оно должно иметь индивидуализирующую функцию, т.е. оно должно обладать способностью отличать одно юридическое лицо от другого юридического лица, оно не должно быть описательным.

Следует особо подчеркнуть, что требование различительной способности (т.е. отсутствие простого указания на род деятельности организации, например "Электрификация") в отношении фирменного наименования минимально. Поэтому даже добавление одного элемента к словесному обозначению делает возможным обойти чужое фирменное наименование (например, "Электрификация плюс").

Согласно комментируемому пункту как указание на организационно-правовую форму юридического лица, так и собственно наименование юридического лица являются обязательными частями в структуре фирменного наименования.

В литературе принято подчеркивать относительную автономность двух частей фирменного наименования - основной (обязательной) части, определяющей организационно-правовую форму юридического лица, и специальной (отличительной) части фирменного наименования. Специальная (отличительная) часть должна включать обязательный элемент, представляющий собой словесное обозначение, служащее, соответственно, для индивидуализации юридического лица, и может включать факультативный элемент, например сокращенное фирменное наименование. Именно специальная (отличительная) часть фирменного наименования, состоящая из оригинального, зачастую фантазийного обозначения, по существу, служит для индивидуализации того или иного юридического лица.

К сожалению, анализируемый пункт не содержит положения о том, что фирменное наименование не должно быть ложным, т.е. оно не должно вводить в заблуждение граждан относительно рода деятельности, характера, целей и порядка образования юридического лица, обязательно присутствующего в законодательствах или в судебной практике государств с развитым правопорядком.

Упущение законодателя здесь более чем очевидно, поскольку имелась подсказка в виде положения абзаца второго ст. 7 Положения о фирме, согласно которому не дозволяется включать в фирму обозначения, способные вводить в заблуждение.

9. В пункте 3 комментируемой статьи закреплено дополнительное требование к фирменному наименованию: оно должно быть составлено на русском языке.

В этом пункте оно обозначено как полное фирменное наименование (в состав которого входит указание на организационно-правовую форму юридического лица и, собственно, его наименование).

Кроме императивной нормы, п. 3 содержит ряд факультативных правомочий юридического лица в отношении формы выражения фирменного наименования.

Во-первых, юридическое лицо вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Во-вторых, юридическое лицо вправе иметь дополнительно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В-третьих, фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов России может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов России. Указанное правомочие не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму юридического лица.

10. В пункте 4 комментируемой статьи закреплен исчерпывающий (т.е. закрытый) перечень обозначений, преимущественно официальных наименований, которые не могут включаться в фирменные наименования юридического лица. Сделано это в целях устранения возможного введения в заблуждение граждан в отношении истинного статуса организаций, отражающего их реальный масштаб деятельности.

К таковым относятся следующие обозначения:

- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации <1>, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

--------------------------------
<1> В отношении использования в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний см. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5816), в ред. Постановлений Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 112 (СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 773) и от 26 июля 2004 г. N 380 (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3268).

- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- полные или сокращенные наименования международных межправительственных организаций;

- полные или сокращенные названия общественных объединений;

- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В комментируемом пункте предусмотрены также исключения из указанного выше правила о запрете включения в фирменное наименование определенных обозначений.

Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия, соответственно, РФ и субъекту РФ.

Кроме того, включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также производных от этого наименования слов допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит России.

Такое разрешение (равно как и его отзыв) выдается согласно порядку, установленному законом, без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано.

11. В случае несоответствия фирменного наименования требованиям п. 3 или 4 комментируемой статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, <1> вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 комментируемой статьи).

--------------------------------
<1> В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945), Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Полагаю, что законодатель имел в виду предъявление иска в суд, в данном случае в арбитражный суд, с целью понуждения к изменению фирменного наименования.

В таком случае не совсем ясно, почему законодатель не наделил орган, осуществляющий регистрацию юридического лица, правомочием отказать в регистрации заявленного обозначения в качестве фирменного наименования по причине его несоответствия установленным требованиям либо предложить заявителю в течение установленного срока изменить соответствующим образом фирменное наименование.

Полагаю также, что любые лица могут предъявить иски в суд с целью понуждения к изменению фирменного наименования в случае его несоответствия п. 3 и 4 комментируемой статьи.

12. В данной статье не определены правовые последствия несоответствия фирменного наименования требованиям ее п. 2, в котором изложены признаки фирменного наименования.

Следует полагать, что любое лицо вправе подать в суд иск о признании регистрации фирменного наименования недействительной вследствие его несоответствия требованиям п. 2, в частности в случае описательного характера фирменного наименования, т.е. когда оно состоит только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица.

13. Как указано в ст. 14 Вводного закона, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц.

В случае неисполнения упомянутого выше предписания орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен действовать в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, т.е. предъявлять иски к юридическим лицам о понуждении к изменению их фирменных наименований.

В связи с принятием части четвертой ГК РФ в соответствии с Вводным законом в ряде федеральных законов приняты новые редакции положений о фирменных наименованиях (с незначительными изменениями и уточнениями), в частности включена запись о том, что иные требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ (ст. 7 и 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Остались вопросы по ст 1473 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1473 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.