В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.Часть утратила силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1471 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья определяет правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, в том числе при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. В прежней (первоначальной) редакции данная статья имела две части, вторая из которых была посвящена случаю, когда секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, но Законом 2014 г. N 35-ФЗ эта часть признана утратившей силу.
Упомянутые договоры регламентированы положениями соответственно глав 37 "Подряд" и 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 702 первой из названных глав, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору на выполнение научно-исследовательских работ согласно п. 1 ст. 769 второй из названных глав исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В отношении же упомянутых государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд следует отметить, что эта терминология устарела. Такая терминология соответствовала положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о секрете производства, полученном при выполнении работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определены в ст. 13 данного Закона (см. комментарий к ст. 1298).
Комментируемая статья, определяя правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, устанавливает лишь одно правило - правило о том, что исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю). Данная норма сформулирована диспозитивно - указано, что соответствующим договором (контрактом) могут быть предусмотрены отступления от этого правила. Изложенная норма закреплена аналогично тому, как определены правовые режимы других результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. ст. 1297, 1298, 1371, 1372, 1462 и комментарий к ним).
Другой комментарий к статье 1471 ГК РФ
1. В комментируемой статье установлены правила определения принадлежности секрета производства, полученного при выполнении работ по гражданско-правовым договорам.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, т.е. в ст. 12 ("Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений") Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" регулировались отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, которая была исключена в результате принятия Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497).
2. В абзаце первом комментируемой статьи перечислены виды гражданско-правовых договоров, при выполнении которых полученный секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное: договор подряда; договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из вышеизложенного, комментируемая норма охватывает все виды договоров, перечисленных в главах 37 и 38 ГК РФ. Между тем ничто не препятствует включить в указанный перечень договор возмездного оказания услуг, урегулированный в главе 39 ГК РФ.
Следует особо указать, что комментируемая норма сформулирована как диспозитивное правило, которое может быть заменено сторонами договора подрядного типа, в результате чего секрет производства будет принадлежать заказчику.
Ввиду того обстоятельства, что комментируемая норма регулирует только принадлежность секрета производства, полученного при выполнении работ подрядного типа, стороны договора, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), вправе сами определять условия такого договора.
При этом к существенным условиям указанного договора следует отнести предмет договора, цену договора, если договор является возмездным, а также конфиденциальность секрета производства.
Кроме того, следует иметь в виду положение ст. 575 ГК РФ о запрете дарения в отношениях между коммерческими организациями. В отношении указанного договора стороны не могут, при отсутствии в договоре указания на цену, установить ее, основываясь на ценах, взимаемых в сравнимых обстоятельствах.
3. Сформулированная в абзаце втором комментируемой статьи норма предусмотрена для случая, когда секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями. В этом случае исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации.
Как и в предыдущем случае (абзац первый комментируемой статьи), комментируемая норма сформулирована как диспозитивное правило, допускающее иное решение вопроса о принадлежности секрета производства. Отличие заключается в том, что сторона заказчика может быть представлена только Российской Федерацией, выступающей в качестве субъекта гражданского права. Кроме того, в качестве подрядчиков (исполнителей) могут быть представлены только федеральные государственные учреждения.
Понятие главного распорядителя бюджетных средств, определенное в ст. 158 БК РФ, включает главного распорядителя средств федерального бюджета (орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации), а также главного распорядителя средств бюджета субъектов РФ, средств местного бюджета (орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета).
Распорядителем бюджетных средств, согласно ст. 159 БК РФ, считается орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. При этом распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления) представлять соответственно сторону государства (субъекта РФ, муниципального образования) в договорах о предоставлении соответственно средств федерального бюджета (бюджета субъектов РФ, местного бюджета) на возвратной основе, государственных гарантий (муниципальных гарантий), бюджетных инвестиций.