1. Приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.
2. Если в один и тот же день в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение, приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки. Если экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.
3. Если заявке на выдачу патента, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.В заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки. В течение шести месяцев со дня поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При выполнении этих условий заявитель вправе не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.
Комментарий к статье 1434 Гражданского Кодекса РФ
В соответствии с правилами комментируемой статьи определяется приоритет селекционного достижения, что необходимо для оценки соответствия селекционного достижения такому условию охраноспособности, обозначенному в п. 3 ст. 1413 комментируемой главы, как новизна. В комментируемой статье в основном воспроизведены положения имевшей такое же наименование ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, сформулированные с учетом положений ст. 11 "Право приоритета" Международной конвенции по охране новых сортов растений.
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что приоритет селекционного достижения подлежит установлению по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявки на выдачу патента. Ранее подобным образом в ч. 1 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось, что приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в Госсортокомиссию заявки на выдачу патента или заявки на допуск к использованию.
В пункте 2 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящем положения ч. 2 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, установлены правила определения приоритета селекционного достижения в случае, когда в Минсельхоз России в один и тот же день поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение: в этом случае приоритет подлежит установлению по более ранней дате отправки заявки; для ситуации же, когда экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, предусмотрено, что патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный Минсельхозом России; при этом указано, что соглашением между заявителями могут быть предусмотрены отступления от этого правила.
Пункт 3 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящий положения ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривает особенности определения приоритета селекционного достижения при подаче заявителем заявки в иностранном государстве, с которым Россия заключила договор об охране селекционных достижений:
если заявке на выдачу патента, поступившей в Минсельхоз России, предшествовала такая заявка, то в соответствии с ч. 1 п. 3 комментируемой статьи заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение 12 месяцев со дня ее подачи;
часть 2 данного пункта предусматривает необходимость указания заявителем в заявке, направляемой в Минсельхоз России, даты приоритета первой заявки, а также возлагает на заявителя обязанность в течение шести месяцев со дня поступления заявки в Минсельхоз России представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом предусмотрено, что выполнение указанных условий наделяет заявителя правом не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.
Эти положения закреплены с учетом следующего регулирования, содержащегося в названной выше ст. 11 Международной конвенции по охране новых сортов растений:
селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки. День подачи заявки в указанный срок не включается (п. 1);
для того чтобы воспользоваться правом приоритета, селекционер в последующей заявке заявляет приоритет первой заявки. Компетентный орган, в который была подана последующая заявка, может требовать, чтобы в течение не менее трех месяцев с даты подачи последующей заявки селекционер предоставил копии первоначальных заявочных материалов, заверенных органом, в который была подана эта заявка, и образцы или другое доказательство того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же (п. 2);
селекционеру предоставляется возможность в течение двух лет после истечения приоритета или, в тех случаях, когда первая заявка отклонена или отозвана, достаточное время после такого отклонения или отзыва для предоставления компетентному органу Договаривающейся Стороны, в которой была подана последующая заявка, любой необходимой информации, документов или материала, требуемых для целей экспертизы в соответствии со ст. 12 законами этой Договаривающейся Стороны (п. 3);
такие факты, как подача другой заявки, опубликование или использование нового сорта, являющегося предметом первой заявки, в случае если они происходят в течение срока, предусмотренного в п. 1, не могут служить основанием для отклонения последующей заявки. Такие факты не могут также служить основанием для возникновения каких-либо прав третьих лиц (п. 4).
Другой комментарий к статье 1434 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит правила установления приоритета селекционного достижения федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
В ранее действовавшем законодательстве вопросам установления приоритета селекционного достижения была посвящена ст. 7 Закона о селекционных достижениях, которая мало чем отличается от комментируемой статьи.
Под приоритетом обычно понимается признание указанным федеральным органом первенства в оформлении прав на селекционное достижение. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение при проведении экспертизы селекционного достижения на его соответствие критерию новизны или отличимости. В конечном счете дата приоритета служит для исключения появления нескольких охранных документов на одно и то же селекционное достижение.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено общее правило установления приоритета селекционного достижения: приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.
Следует особо отметить, что согласно ранее действовавшему законодательству (абзац первый ст. 7 Закона о селекционных достижениях) приоритет селекционного достижения устанавливался по более широкому кругу оснований.
Кроме упомянутого выше основания, приоритет устанавливался по дате поступления в Госкомиссию заявки на допуск к использованию. Но поскольку институт допуска селекционных достижений к использованию законодателем упразднен, отпала необходимость во втором основании для установления приоритета.
В литературе иногда встречаются предложения о расширении круга оснований для установления приоритета селекционного достижения по примеру ст. 1381 ГК РФ, предусматривающей приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца.
Думается, что такие предложения неосуществимы на практике, исходя прежде всего из специфики селекционного достижения как объекта правовой охраны.
Кроме того, Конвенция УПОВ, в отличие от Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предусматривающей в ст. 4 различные виды приоритета, по сути, признает только конвенционный приоритет.
3. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены исключения из общего правила установления приоритета селекционного достижения по дате поступления заявки на выдачу патента.
Во-первых, если в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на одно и то же селекционное достижение в один и тот же день, то приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки.
Во-вторых, если экспертизой установлено (на стадии предварительной экспертизы заявки), что эти заявки (на одно и тоже селекционное достижение, поступившие в один и тот же день) имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер указанного федерального органа, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.
4. Пункт 3 комментируемой статьи, по сути, воспроизводит текст абзацев третьего и четвертого ст. 7 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях от 6 августа 1993 г., принятого до даты присоединения России к Конвенции УПОВ.
В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи указано, что если поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявке предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.
Указанная норма имела значение в период, когда Россия не участвовала в Конвенции УПОВ. В таких условиях право приоритета селекционного достижения могло быть предоставлено (в том числе и отечественным заявителям в иностранных государствах) только на основании двусторонних международных договоров на основе принципа взаимности.
Комментируемая норма имеет определенное значение в отношениях с теми государствами, которые не являются участниками Конвенции УПОВ, при условии заключения РФ с ними соответствующих договоров.
В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи предписано, что в заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки.
Затем в течение шести месяцев со дня поступления заявки в указанный федеральный орган заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом заявитель вправе не предоставлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.
5. Российские заявители с 1998 г. имеют возможность истребовать так называемый конвенционный приоритет согласно ст. 11 Конвенции УПОВ: селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки и день подачи заявки в указанный срок не включается.
Законодатель не счел необходимым включить в главу 73 ГК РФ отдельную статью, по примеру ст. 1382 ГК РФ ("Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца"), посвященную конвенционному приоритету селекционного достижения.
Поэтому упомянутая выше ст. 11 Конвенции УПОВ действует на территории России непосредственно, без ее трансформации в национальное законодательство.