1. Патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения (открытая лицензия). В этом случае размер пошлины за поддержание патента в силе уменьшается на пятьдесят процентов начиная с года, следующего за годом публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. Условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, сообщаются в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который в официальном бюллетене публикует за счет патентообладателя соответствующие сведения об открытой лицензии. Патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии.
2. По истечении двух лет со дня публикации федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии патентообладатель вправе подать в указанный федеральный орган ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии.Если до отзыва открытой лицензии никто не изъявил желание использовать селекционное достижение, патентообладатель обязан доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере.Если до отзыва открытой лицензии были заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии, лицензиаты сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров. В этом случае патентообладатель обязан уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публикует в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии.
Комментарий к статье 1429 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья определяет правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение - возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. Подобное регулирование содержалось в ст. 19 "Открытая лицензия" Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но оно претерпело изменения, унифицирующие правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение с правовым режимом открытой лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец, определенным в ст. 1368 комментируемой части.
В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. При этом часть 3 данного пункта предусматривает, что условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, подлежат сообщению в указанный федеральный орган, на который возлагается обязанность опубликовать за счет патентообладателя в официальном бюллетене соответствующие сведения об открытой лицензии. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.
Часть 3 п. 1 комментируемой статьи также закрепляет обязанность патентообладателя заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии. Такой лицензионный договор согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части должен предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).
Ранее положениями ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях в рамках подобного регулирования устанавливались несколько иные правила. Так, в части 1 указанной статьи предусматривалось, что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Госсортокомиссии заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Часть 2 указанной статьи устанавливала, что Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении открытой лицензии с указанием размера платежей.
В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено уменьшение при подаче патентообладателем в Минсельхоз России заявления об открытой лицензии размера пошлины за поддержание патента в силе на 50% начиная с года, следующего за годом публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. Тем самым воспроизведено с терминологическими изменениями положение ч. 3 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Вопросы уплаты пошлины за поддержание патента в силе урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.
Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют отзыв открытой лицензии. Эти положения в большей своей части являются нововведениями - в части 4 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось лишь то, что по заявлению патентообладателя и при условии согласия всех владельцев открытой лицензии Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о прекращении действия открытой лицензии.
Частью 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в Минсельхоз России ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии. Это право предоставляется патентообладателю по истечении двух лет со дня публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. При отзыве лицензии лицензиаты по лицензионным договорам, заключенным на условиях открытой лицензии, в силу прямого указания в ч. 3 данного пункта сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров.
В положениях ч. ч. 2 и 3 данного пункта также регламентирована уплата пошлины за поддержание патента при отзыве открытой лицензии. Эта регламентация зависит от того, были ли заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии: при отсутствии таких договоров, т.е. в случае, если никто не изъявил желание использовать селекционное достижение (при изъявлении такого желания заключение соответствующего договора обязательно в силу ч. 3 п. 1 статьи), на патентообладателя возлагаются обязанности доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере; в случае заключения таких договоров на патентообладателя возлагается обязанность уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии.
Часть 4 п. 2 комментируемой статьи обязывает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публиковать в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии. В отличие от ч. 3 п. 1 данной статьи, предусматривающей опубликование сведений об открытой лицензии, при этом не идет речь о том, что публикация осуществляется за счет патентообладателя. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.
Другой комментарий к статье 1429 ГК РФ
1. Комментируемая статья представляет собой один из двух случаев так называемого самоограничения прав патентообладателя путем добровольно принятых на себя обязательств, которой ранее соответствовала ст. 19 Закона о селекционных достижениях.
Институт открытой лицензии больше известен в патентной практике, и в разных правовых системах он имеет свои особенности.
Целесообразность института открытой лицензии заключается в стремлении государства ускорить оборот исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для достижения указанной цели государство идет на предоставление патентообладателю льготы по уплате годовых пошлин за поддержание патента в силе.
2. Содержание открытой лицензии заключается в публичном оповещении, обращенном к неопределенному кругу лиц, которое осуществляется путем подачи патентообладателем в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявления о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения (абзац первый п. 1 комментируемой статьи).
Взамен патентообладатель получает уменьшение размера патентной пошлины за поддержание патента в силе на 50% начиная с года, следующего за годом публикации указанным федеральным органом сведений об открытой лицензии (абзац второй п. 1 комментируемой статьи).
При этом следует учитывать то обстоятельство, что по смыслу комментируемой нормы "год публикации" и "год, следующий за годом публикации" - это не календарные годы, а годы действия соответствующего патента, отсчитываемые от даты подачи соответствующей заявки.
3. Положения абзаца третьего п. 1 комментируемой статьи являются новеллами в ГК РФ.
Если ранее сведения о заявлении об открытой лицензии публиковались в официальном бюллетене безвозмездно для патентообладателя, то в настоящее время сведения об открытой лицензии публикуются федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям за счет патентообладателя.
В комментируемом абзаце также предписано, что патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии.
Указание в комментируемом абзаце на простую (неисключительную) лицензию дает основание утверждать, что патентообладатель имеет право подавать заявление о предоставлении открытой лицензии в том случае, если он прежде никому не предоставлял исключительную лицензию в отношении того же селекционного достижения.
Вполне очевидно, что заключенный на основе открытой лицензии лицензионный договор подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по селекционным достижениям.
4. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность отзыва патентообладателем своего заявления о предоставлении открытой лицензии по истечении двух лет со дня публикации сведений о такой лицензии.
Это решение означает для патентообладателя обязанность доплатить все суммы пошлин за поддержание патента в силе за период времени, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, в том случае, если до отзыва этой лицензии никто не изъявил желание использовать селекционное достижение. Вполне очевидно, что в дальнейшем патентные пошлины за поддержание патента в силе уплачиваются патентообладателем в полном объеме.
В случае заключения лицензионных договоров на условиях открытой лицензии до момента отзыва этой лицензии лицензиаты сохраняют свои права на весь срок действия таких лицензионных договоров. И в этом случае патентные пошлины за поддержание патента в силе уплачиваются патентообладателем в полном объеме со дня отзыва открытой лицензии.
Следует особо отметить, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством (абзац четвертый ст. 19 Закона о селекционных достижениях) заявление патентообладателя о прекращении действия открытой лицензии удовлетворялось только при условии согласия всех владельцев открытой лицензии, т.е. лицензиатов в лицензионных договорах, заключенных на условиях открытой лицензии.
5. Поскольку предложения о заключении лицензионного договора на основе открытой лицензии могут поступать только в адрес патентообладателя, федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям не может проверить достоверность утверждения патентообладателя, содержащегося в его ходатайстве об отзыве своего заявления об открытой лицензии, о непоступлении таких предложений.
Следовательно, удовлетворение указанного ходатайства происходит в случае доплаты требуемых пошлин автоматически, что в принципе может затронуть экономические интересы лиц, которые ранее не смогли достичь соглашения с патентообладателем в связи с заключением лицензионного соглашения на основе открытой лицензии.
6. Следует особо отметить, что в комментируемой статье не установлены правовые последствия бездействия патентообладателя по истечении двух лет с даты публикации сведений об открытой лицензии.
Патентообладатель может не подавать ходатайство об отзыве своего заявления по истечении указанного двухлетнего срока и в то же время пользоваться льготным режимом открытой лицензии по уплате годовых пошлин за поддержание патента в силе.
Следует полагать, что патентообладатель лишен права отзыва своего заявления в указанный двухлетний срок, поскольку решение о противном нарушило бы стабильность публичного оповещения об открытой лицензии, что могло бы повредить экономическим интересам неопределенного круга лиц.