На территории Российской Федерации признается исключительное право на селекционное достижение, удостоверенное патентом, выданным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, или патентом, имеющим силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Комментарий к статье 1409 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья допускает действие на территории РФ только того исключительного права на селекционное достижение, которое удостоверено патентом. Соответственно, исключительное право на селекционное достижение без удостоверения патентом на территории РФ не признается и не охраняется. То, что патент на селекционное достижение удостоверяет в том числе исключительное право на селекционное достижение, закреплено также в п. 1 ст. 1415 комментируемой главы.
В комментируемой статье говорится о том, что исключительное право на селекционное достижение может быть удостоверено не только патентом, выданным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246), но и патентом, имеющим силу на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ.
Закон 1993 г. о селекционных достижениях непосредственно не указывал на возможность подтверждения исключительного права на селекционное достижение патентом, имеющим силу на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ, но в данном Законе (ст. ст. 35 и 36) упоминались конституционные положения о действии международных договоров РФ.
Международная конвенция по охране новых сортов растений не предусматривает процедур, в результате которых могли бы появиться патенты, удостоверяющие исключительное право на селекционное достижение, но выданные не федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
Соглашение СНГ о правовой охране сортов растений <1>, заключенное в г. Москве 16 марта 2001 г., предусматривает возможность охраны права на сорт растений на основе взаимного признания Сторонами охранных документов с учетом результатов экспертизы компетентных органов других Сторон согласно двусторонним или многосторонним соглашениям. Однако Россия не является участником названного Соглашения.
--------------------------------
<1> СПС.
Подобная процедура предусмотрена Соглашением о взаимной правовой охране сортов культурных растений <1> (п. 2 ст. 7), заключенным в г. Москве 21 января 1988 г.: охрана сортов может осуществляться на основе взаимного признания охранных документов уполномоченными учреждениями Договаривающихся Сторон в двустороннем порядке. Но возможность реализации этой процедуры следует оценивать с учетом состава участников названного Соглашения: Народная Республика Болгарии, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Союз Советских Социалистических Республик, Чехословацкая Социалистическая Республика и Союзное Исполнительное Вече Скупщины Социалистической Федеративной Республики Югославии.
--------------------------------
<1> СПС.
Другой комментарий к статье 1409 ГК РФ
1. В комментируемой статье, являющейся новеллой части четвертой ГК РФ, выражен территориальный принцип действия исключительного права на селекционное достижение.
Территориальный предел действия - это один из признаков, наряду с объектом охраны (см. комментарий к п. 2 ст. 1415 ГК РФ) и сроком действия (см. комментарий к ст. 1424 ГК РФ) исключительного права, выявляющего его специфику и отличие, например, от объектов вещного права.
Территориальный предел действия исключительного права, как правило, составляет территория государства, компетентный орган которого предоставил исключительное право или право селекционера, удостоверенное патентом или иным охранным документом (например, свидетельством).
За пределами территории, на которую распространяется действие исключительного права или права селекционера, соответствующее селекционное достижение может быть безвозмездно использовано любым лицом.
В связи с вышеизложенным вполне очевидна необходимость получения национальных охранных документов в каждом государстве, где имеются экономические интересы селекционера, или использования возможности региональных систем правовой охраны селекционных достижений, например правовой охраны сортов растений ЕС, основанной на Регламенте Совета ЕС N 2100/94 от 27 июля 1994 г.
Введение нормы о территориальном характере действия исключительного права на селекционные достижения полезно также и с точки зрения необходимости правильного толкования других норм ГК РФ (например, ввоз на территорию России как одна их форм контрафакции - см. комментарий к ст. 1421 ГК РФ, исчерпание прав как одна из форм ограничения прав патентообладателя - см. комментарий к ст. 1422 ГК РФ).
2. Из текста комментируемой статьи следует, что на территории России действуют не только патенты, выданные федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, но и патенты, имеющие силу на ее территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Указанная норма сформулирована по образцу и подобию нормы ст. 1346 ГК РФ относительно действия исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы на территории России.
Однако если в отношении изобретений таким международным договором Российской Федерации является Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г., в соответствии с которой на территории России, как и на территории других государств - участников Конвенции, действуют евразийские патенты, выданные Евразийским патентным ведомством, то в отношении селекционных достижений такой международный договор Российской Федерации отсутствует.
Иными словами, в отношении селекционных достижений не создана региональная система правовой охраны с участием Российской Федерации.
Следует особо указать, что на иных принципах по сравнению с другими региональными системами действует принятое на Экономическом совете СНГ 16 марта 2001 г. в г. Москве Соглашение о правовой охране сортов растений. В соответствии со ст. 3 указанного Соглашения охрана права на сорт растений осуществляется в соответствии с национальными законодательствами сторон; охрана может осуществляться также на основе взаимного признания сторонами охранных документов с учетом результатов экспертизы компетентных органов других Сторон согласно двусторонним или многосторонним соглашениям.
Указанное Соглашение вступило в силу 29 ноября 2004 г. в отношении Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Следовательно, международными договорами Российской Федерации для целей применения комментируемой статьи будут двусторонние или многосторонние соглашения о взаимном признании охранных документов на сорт растений в рамках Соглашения о правовой охране сортов растений от 16 марта 2001 г. при условии присоединения к нему Российской Федерации.
Что же касается региональной системы правовой охраны селекционных достижений на постсоветском пространстве на основе единого патента или иного единого охранного документа, выдаваемого наднациональным органом, то перспектива создания такой системы в обозримом будущем маловероятна.
3. Некоторые авторы ошибочно полагают, что международным договором Российской Федерации, в соответствии с которым на территории Российской Федерации действуют патенты, является Конвенция УПОВ, к которой Россия присоединилась в 1998 г.
Несмотря на наличие в Конвенции УПОВ многих материально-правовых норм, обязательных для Договаривающихся Сторон (например, предоставление национального режима - ст. 4; критерии, которым должен удовлетворять новый сорт (новизна, отличимость, однородность, стабильность) - ст. 5 - 9), указанная Конвенция не предусматривает выдачу единого охранного документа, который бы действовал на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе и на территории Российской Федерации.
Положения УПОВ лишь способствуют облегчению регистрации новых сортов растений на территориях Договаривающихся Сторон на основе истребования права конвенционного приоритета, закрепленного в ст. 11 Конвенции УПОВ. Указанное право конвенционного приоритета заключается в том, что селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся сторон ("первая заявка"), пользуется в течение 12 месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка").
И только компетентный орган Договаривающейся Стороны, в который поступит последующая заявка, правомочен выдать по ней охранный документ на новый сорт растений или отказать в его выдаче.