1. Исполнителю принадлежат:
1) исключительное право на исполнение;
2) право авторства - право признаваться автором исполнения;
3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения. (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.
3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.
Комментарий к статье 1315 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье определены права исполнителя. В основе данной статьи лежит общая норма ст. 1226 комментируемой части, согласно которой на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи исполнителю принадлежат:
1) исключительное право на исполнение. Содержание этого права определено в ст. 1317 комментируемого параграфа;
2) право авторства. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право признаваться автором исполнения;
3) право на имя. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 комментируемого параграфа (т.е. в случаях совместного исполнения), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения (Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесено уточняющее изменение - ранее говорилось о характере использования произведения, а не исполнения) исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;
4) право на неприкосновенность исполнения. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения. Данный подпункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции подпункта было определено, что под правом на неприкосновенность исполнения понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.
Ранее в рамках соответствующей регламентации п. 1 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливал лишь то, что кроме предусмотренных данным Законом случаев исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:
право на имя;
право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
В пункте 2 комментируемой статьи установлена необходимость осуществления исполнителями своих прав с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Тем самым почти в точности воспроизведен п. 3 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, предусматривавший, что исполнитель осуществляет смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Иначе говоря, исполнение, с одной стороны, не влечет возникновение у исполнителя соответствующих авторских прав, а с другой стороны, не влияет на такие существующие соответствующие права.
Другой комментарий к статье 1315 ГК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится перечень субъективных прав исполнителя, включающий четыре вида прав.
Первый вид - исключительное право на исполнение - является имущественным правом; остальные - личные неимущественные права.
2. Поскольку исполнения представляют собой результаты творческой деятельности, исключительное право на исполнение всегда возникает у исполнителя (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Его содержание раскрыто в ст. 1317 ГК РФ.
3. Право авторства исполнителя определяется как право признаваться (т.е. считаться, являться, быть) автором исполнения; это отражение и закрепление фактической работы исполнителя по созданию исполнения.
Опираясь на это правомочие, исполнитель защищает свои права и интересы в том случае, если исполнение прямо или косвенно приписывается иному лицу или иное лицо утверждает, что оно является исполнителем.
Право авторства осуществляет только исполнитель, только он может заявить: "Это - мое исполнение". После его смерти владельцы исполнительских прав могут лишь защищать право авторства (см. ст. 1316 ГК РФ).
4. Второе личное неимущественное право исполнителя - право на имя. Оно определяется как право на указание имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения. Под "иными случаями использования исполнения" имеются в виду прежде всего видеозаписи.
Закон не предусматривает прав исполнителя на анонимное использование исполнения. За этим исключением к праву исполнителя на имя применим - mutatis mutandis - комментарий, содержащийся в п. 3 комментария к ст. 1265 ГК РФ. Этот последний комментарий здесь не повторяется, поскольку случаи указания исполнителем псевдонима чрезвычайно редки.
5. В том случае, когда исполнение осуществляется коллективом исполнителей (п. 1 ст. 1314 ГК РФ), право на имя отдельных исполнителей не действует: его заменяет право на указание наименования коллектива исполнителей.
Кроме того, право на имя вообще не действует, если указание имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей является невозможным в связи с особым "характером использования произведения".
Очевидно, что при наличии спора эта невозможность указания должна быть подтверждена пользователем.
В выражении "характер использования произведения" слово "произведение" употреблено как обобщающее название того, что исполняется. Впрочем, можно предположить и то, что слово "произведение" здесь ошибочно употреблено вместо слова "исполнение".
6. В отличие от принадлежащих автору произведения права авторства и права на имя, которые в соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ, признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, причем отказ от этих прав является ничтожным, аналогичные права, принадлежащие исполнителям, не характеризуются как неотчуждаемые и непередаваемые.
Однако упомянутые выше нормы, предусмотренные п. 1 ст. 1265, ГК РФ, очевидно, должны применяться к правам исполнителей по аналогии.
7. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи указано третье личное неимущественное право исполнителя - право на неприкосновенность исполнения.
Сфера действия этого правомочия выражена в законе не совсем ясно. С одной стороны, указывается, что это - право на защиту исполнения от всяких искажений, что может пониматься очень широко.
С другой - поясняется, что речь идет только о тех изменениях, которые приводят к извращению смысла и нарушению целостности произведения. Этим последним, более конкретным указанием и следует руководствоваться.
Поясняется, что неприкосновенность исполнения может быть нарушена либо при внесении изменений в запись (аудиозапись или видеозапись), либо при сообщении исполнения в эфир или по кабелю.
8. Следует особо отметить, что право на неприкосновенность исполнения сформулировано в ГК РФ значительно уже, чем право на неприкосновенность произведения. По сути дела право на неприкосновенность исполнения почти полностью совпадает по своему содержанию с правом на защиту авторского произведения от искажения (см. ст. 1266 ГК РФ и комментарий к ней).
9. В пункте 2 комментируемой статьи предусматривается, что при осуществлении своих исполнительских прав исполнители обязаны соблюдать авторские права на те произведения, которые исполняются.
Здесь имеется в виду необходимость соблюдения как имущественных и личных неимущественных прав - в отношении произведений, охраняемых в России, так и соблюдение личных неимущественных прав - в отношении неохраняемых произведений.
Как следует из п. 5 ст. 1317 ГК РФ, термин "исполнитель" включает и правопреемников исполнителя.
10. Из пункта 3 комментируемой статьи следует, что права исполнителя признаются и действуют независимо от того, действуют ли авторские права на исполняемое произведение. Даже в том случае, если права исполнителя нарушают авторские права, права исполнителя будут признаваться и действовать; их существование по указанной причине не прекращается.