1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
2. Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.
3. К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.
4. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.
Комментарий к статье 1314 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемая статья регламентируют смежные права на совместное исполнение. В Законе 1993 г. об авторском и смежных правах данной регламентации был посвящен только п. 4 ст. 37, предусматривавший, что при реализации исключительного права на использование исполнения или постановки соответствующие разрешения выдаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей - руководителем такого коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем. Положения комментируемой статьи закреплены в точности аналогично ст. 1258 комментируемой части, посвященной соавторству.
В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей - актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей. При этом непосредственно предусмотрено, что данное правило действует независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности нескольким лицам совместно предусмотрена в п. 2 ст. 1229 комментируемой части. В разъяснениях, данных в п. 5 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51 в отношении взыскания с нарушителя компенсации за допущенное нарушение исключительных прав, со ссылкой на комментируемую статью отмечено, что нарушение одним действием прав нескольких лиц, которым совместно принадлежит исключительное право на один результат интеллектуальной деятельности, например коллектива исполнителей, является одним случаем неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.
Положениями п. 2 комментируемой статьи регламентировано осуществление смежных прав на совместное исполнение. Общие положения об осуществлении прав в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, закреплены в ч. ч. 1 и 2 п. 3 ст. 1229 комментируемой части: в этом случае каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное; взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними; распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Развивая данные положения, часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно. Эта норма сформулирована диспозитивно - предусмотрено, что соглашением между руководителем, членами коллектива могут быть установлены отступления от этих правил. Вместе с тем установлен и предел выбора членами коллектива исполнителей варианта соглашения - на случай, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, предусмотрено, что ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.
В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена особенность использования элемента совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, т.е. элемента, имеющего самостоятельное значение: такой элемент может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению; эта норма также сформулирована диспозитивно - предусмотрено, что соглашением между членами коллектива исполнителей могут быть установлены отступления от этого правила.
Пункт 3 комментируемой статьи распространяет на отношения членов коллектива исполнителей, связанные с распределением доходов от использования совместного исполнения, действие общих правил п. 3 ст. 1229 комментируемой части, посвященных случаям, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно. Речь идет о положениях ч. 3 указанного пункта, согласно которым доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
В пункте 4 комментируемой статьи применительно к совместному исполнению воспроизведена общая норма ч. 4 п. 3 ст. 1229 комментируемой части, предусматривающая, что в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Детализируя эту общую норму, п. 4 комментируемой статьи указывает, что каждый из членов коллектива исполнителей обладает таким правом в том числе и в том случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.
Другой комментарий к статье 1314 ГК РФ
1. Комментируемая статья по своему содержанию во многом сходна со ст. 1258 ГК РФ, относящейся к соавторству.
Более того, если оставить в стороне замену отдельных терминов и понятий, то необходимо отметить, что содержание норм п. 1, второй фразы абз. 1 п. 2, второго абз. п. 2, а также п. 4 комментируемой статьи аналогичны соответствующим нормам, содержащимся в ст. 1258 ГК РФ.
Нет сомнения в том, что законодатель сознательно и целенаправленно копировал в комментируемой статье нормы ст. 1258 ГК РФ. Это дает основания для их одинакового толкования.
По сути дела при совместном исполнении возникает соисполнительство, т.е. соавторство исполнителей.
В этой связи, в принципе, при толковании ст. 1314 применим комментарий к ст. 1258 ГК РФ, но, конечно, mutatis mutandis.
2. В отличие от соавторов произведений науки, литературы и искусства, круг которых определить бывает довольно сложно, круг соисполнителей определить довольно легко: это те лица, которые фактически приняли участие в акте исполнения.
Конечно, при этом из числа соисполнителей надо исключить так называемых технических, не творческих исполнителей.
3. Кроме того, необходимо учитывать, что режиссер-постановщик спектакля также является исполнителем и получает исполнительские права, хотя он сам не принимает фактического участия в акте исполнения. Но у режиссера-постановщика спектакля возникает отдельное, самостоятельное право на исполнение.
4. В пункте 1 комментируемой статьи указывается, что членами коллектива исполнителей являются "актеры, занятые в спектакле, оркестранты и другие члены коллектива исполнителей".
При этом такие важные категории исполнителей, как упоминавшиеся в ст. 1313 ГК РФ режиссер-постановщик спектакля и дирижер, здесь не названы.
Причиной, по которой эти категории исполнителей не указаны здесь, конечно, может быть небрежность законодателя. Но поскольку при толковании закона нельзя исходить из ошибки законодателя, следует считать, что эти категории не упомянуты не случайно, а намеренно, поскольку режиссер-постановщик спектакля и дирижер не входят в состав коллектива исполнителей, ибо они имеют самостоятельные, отдельные исполнительские права.
5. В пункте 1 предусматривается, что исполнения бывают двух видов:
1) исполнения, которые образуют одно неразрывное целое; и
2) исполнения, состоящие из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следует полагать, что термин "элемент" в данном случае имеет то же значение, которое имеет термин "часть" в ст. 1258 ГК РФ. "Элемент" исполнения имеет самостоятельное значение, если он может использоваться отдельно (один акт спектакля, сцена из спектакля, увертюра к опере и т.п.). Это обстоятельство поясняется в абз. 2 п. 2.
Таким образом, соисполнительство, как и соавторство, может быть либо неделимым, либо делимым.
6. В первой фразе абз. 1 п. 2 указывается лицо, которое осуществляет смежные права на совместное исполнение, т.е., в частности, имеет право на заключение договоров.
Таким лицом является прежде всего руководитель коллектива исполнителей. Очевидно, это то лицо, под управлением которого исполняется концерт, директор театра и т.п.
Если такого руководителя нет, то смежные права все члены коллектива исполнителей осуществляют совместно, т.е. совместно подписывают договоры.
Наконец, соглашение между всеми участниками коллектива исполнителей может определить лицо, которое вправе осуществлять исполнительские права на совместное исполнение. Такое соглашение представляет собой договор простого товарищества (гл. 55 ГК РФ).
7. Вторая фраза абз. 1 п. 2 относится к тем случаям, когда между членами коллектива исполнителей возникают разногласия относительно использования совместного исполнения, причем само совместное исполнение образует неразрывное целое. Эти разногласия могут касаться как использования исполнения вообще, так и конкретных видов использования.
Очевидно, что эти разногласия могут стать предметом судебного рассмотрения. Решая вопрос об использовании исполнения, суд должен согласиться с мнением большинства, причем мнение меньшинства должно учитываться только при наличии "достаточных оснований".
Закон не предусматривает участия в таких спорах организаций-пользователей или иных лиц, не являющихся исполнителями.
8. В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи говорится об использовании отдельных элементов (частей) коллективного исполнения, имеющих самостоятельное значение, если они могут (вне контекста всего исполнения) использоваться самостоятельно. Право использования таких элементов принадлежит тем исполнителям, которые создали эти элементы. Однако соглашение, заключенное всеми членами коллектива исполнителей, может предусмотреть иное, т.е. установить, что использование этих отдельных элементов требует согласия всего коллектива исполнителей.
9. Пункт 3 анализируемой статьи содержит отсылку к п. 3 ст. 1229 ГК РФ. Эта отсылка применяется к распределению доходов от использования совместного исполнения.
Следует учитывать, что использование совместного исполнения может осуществляться отдельными членами коллектива исполнителей не совместно, а по отдельности (если последнее предусмотрено соглашением). В этом случае такое использование не считается совместным и к нему не применяются правила, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ.
10. Пункт 4 комментируемой статьи фактически повторяет - применительно к исполнителям - норму, содержащуюся в п. 4 ст. 1258 ГК РФ, относящуюся к соавторам.
В этой связи к толкованию п. 4 данной статьи применимы все выводы, содержащиеся в пунктах 10 и 11 комментария к ст. 1258 ГК РФ.