Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

5. Работник, исключительное право которого на основании пункта 2 настоящей статьи перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1295 настоящего Кодекса.
6. Правила настоящей статьи также применяются к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.

Комментарий к статье 1298 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье определен правовой режим произведений науки, литературы и искусства, созданных по государственному или муниципальному контракту. Ранее подобное регулирование лишь частично содержалось в п. п. 2 и 3 ст. 12 "Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных" Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует отметить, что терминология "государственный или муниципальный контракт" устарела. Эта терминология соответствовала положениям Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2>. Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о произведениях науки, литературы и искусства, созданных при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определены в ст. 13 данного Закона. Как определено в указанной статье, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно для:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<2> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 апреля.

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования России), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств России, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия, за исключением исполняемых в соответствии с п. 1 данной статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. п. 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.

Положения п. 1 комментируемой статьи определяют принадлежность исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:

по общему правилу исключительное право принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом;

при этом предусмотрено, что государственным или муниципальным контрактом может быть установлена принадлежность исключительного права России, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Ранее подобные положения в отношении принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, содержались в п. 2 ст. 12 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <1>), но в них не упоминался вариант принадлежности такого исключительного права совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.

В положениях п. п. 2 - 4 комментируемой статьи закреплено регулирование, относящееся соответственно к каждому из предусмотренных в п. 1 данной статьи вариантов принадлежности исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:

на случай, когда исключительное право принадлежит России, субъекту РФ или муниципальному образованию, п. 2 статьи возлагает на исполнителя обязанность путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно России, субъекту РФ и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц;

на случай, когда исключительное право принадлежит не России, не субъекту РФ или не муниципальному образованию, в п. 3 статьи предусмотрено, что правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд;

на случай, когда исключительное право принадлежит совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию, п. 4 статьи наделяет государственного или муниципального заказчика правом предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Ранее подобное регулирование сводилось к следующим положениям п. 3 ст. 12 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ: в случае если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит в соответствии с п. 2 данной статьи не России, не субъекту РФ или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан заключить с указанными им лицом или лицами договор о безвозмездном предоставлении права на использование программы для ЭВМ или базы данных при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Упоминаемые в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено право работника, исключительное право которого на основании п. 2 данной статьи перешло к исполнителю, на вознаграждение в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 1295 комментируемой главы, т.е. как и в случае создания служебного произведения. Согласно части, к которой сделана отсылка, размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Пункт 6 комментируемой статьи распространяет действие правил данной статьи на те программы для ЭВМ и базы данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта. Представляется уместным упомянуть, что в п. 40 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 при решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам предписывалось руководствоваться положениями комментируемой статьи, а не ст. 1296 комментируемой главы, посвященной программам для ЭВМ и базам данных, созданным по заказу.

Другой комментарий к статье 1298 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особые нормы, относящиеся к правовому режиму произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (далее именуется "контракт").

Этот контракт заключается в соответствии с параграфом 5 гл. 37 ГК РФ. Его предметом являются подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Указанный контракт является договором подрядного типа, поэтому стороны именуются в нем подрядчиком и заказчиком. В соответствии со ст. 764 ГК РФ подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

В комментируемой статье подрядчик именуется "исполнителем".

2. Общая норма, содержащаяся в п. 1 данной статьи, устанавливает, что исключительное право на произведение, созданное по такому контракту, принадлежит исполнителю.

В комментируемой норме поясняется, что исполнителем может быть как автор, так и иное лицо, выполняющее данный контракт. Таким образом, в соответствии с этой общей нормой исключительное право на такое произведение к заказчику по договору не передается, заказчику не уступается. В этом и состоит основной смысл этой нормы. Строго говоря, вопрос о том, кому, какому лицу принадлежит исключительное право на такое произведение, данной нормой не регулируется.

Следует полагать, что это общее правило об отсутствии перехода по закону исключительного права на созданное произведение должно применяться как в случае, если контракт прямо говорит о создании такого произведения, так и в случае, если его создание прямо контрактом не предусматривается, а произведение создано в ходе исполнения контракта лишь случайно, попутно.

Разумеется, здесь и далее в этой статье речь идет лишь о тех произведениях, материальные носители которых вошли в результат контракта, переданный заказчику.

Общая норма (об отсутствии отчуждения исключительного права) применяется в случаях, если контрактом не предусмотрено иное.

3. Вместе с тем, согласно п. 1 комментируемой статьи, контракт может предусматривать, что исключительное право на такое произведение принадлежит:

1) Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный заказчик (далее указанные лица условно именуются "указанные субъекты");

2) совместно исполнителю и указанному субъекту. Из данной нормы следует, что других вариантов решения вопроса о том, кому принадлежит указанное исключительное право, контракт не может предусматривать.

Употребленный в данной норме термин "принадлежит" означает "переходит к указанному лицу, которое становится правообладателем".

4. Пункт 2 комментируемой статьи относится к случаю, когда исключительное право на указанное произведение по контракту должно "принадлежать" указанному субъекту.

Если исполнителем является физическое лицо - автор указанного произведения, то никаких трудностей и вопросов не возникает - от него исключительные права отчуждаются и "принадлежат" указанному субъекту. Поэтому такая простая ситуация в данной норме вообще не регламентируется. Трудности возникают, если первоначально исключительное право не принадлежит исполнителю. На эти случаи и рассчитаны дополнительные нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи.

В этих случаях исполнитель обязан приобрести такое исключительное право у третьих лиц с тем, чтобы оно могло затем перейти к указанному субъекту.

Поясняется, что исполнитель при этом обязан либо приобрести эти права, либо "обеспечить их приобретение". Можно полагать, что это последнее выражение указывает на обязанность исполнителя в случае необходимости заключить "цепочку" договоров. "Приобретение" (или "обеспечение приобретения") указанных прав исполнитель осуществляет "путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами".

Договоры исполнителя со всеми указанными лицами могут строиться на основе ст. 1285, 1288, 1295, 1296 ГК РФ. Какой именно договор будет заключен, значения не имеет. Главное состоит в том, чтобы на основе этого договора к исполнителю перешло исключительное право на произведение, которое затем по контракту передается указанному субъекту.

Затраты исполнителя по приобретению этих прав должны учитываться в цене контракта.

5. Пункт 3 комментируемой статьи относится к случаю, когда контракт не предусматривает перехода к указанному субъекту исключительных прав. В этом случае исключительные права не принадлежат указанному субъекту, но "правообладатель" по требованию заказчика обязан предоставить тому лицу, которое будет указано заказчиком, безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.

Под термином "правообладатель" здесь, очевидно, имеется в виду исполнитель. Для того чтобы выдать указанную лицензию, исполнитель должен иметь соответствующее право, хотя бы в объеме этой лицензии.

Для получения такого права исполнитель в некоторых случаях обязан заключить соответствующие договоры. Следует сказать, что к данному случаю должны применяться нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи (в том числе во второй фразе), но с соответствующими изменениями, поскольку речь идет не о приобретении исполнителем исключительного права, а о приобретении им права на использование в ограниченном объеме.

6. Пункт 4 данной статьи относится к случаю, когда по контракту исключительное право на созданное произведение принадлежит совместно исполнителю и указанному субъекту.

Совместное владение исключительным правом осуществляется по правилам, содержащимся в п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

Пункт 4 устанавливает одно изъятие из этих общих правил. Оно состоит в том, что заказчик (а не указанный субъект!) вправе, уведомив о том исполнителя, предоставить (очевидно, любому лицу) безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд.

Следует полагать, что число таких лицензий законом в рамках контракта не ограничивается.

7. Пункт 5 комментируемой статьи относится к праву автора созданного в рамках контракта произведения на получение вознаграждения в тех случаях, когда исключительное право на это произведение в силу данного контракта ему уже не принадлежит.

Его вознаграждение не может быть ниже вознаграждения, причитающегося автору служебного произведения. В этом и состоит смысл данной нормы.

8. Пункт 6 данной статьи распространяет нормы, предусмотренные ст. 1298 ГК РФ, на те программы для ЭВМ и базы данных, которые были созданы при выполнении контракта, хотя их создание прямо не предусматривалось этим контрактом. Следовательно, к таким программам для ЭВМ и базам данных не должны применяться нормы, установленные ст. 1297 ГК РФ.

9. Следует считать, что если программа для ЭВМ или база данных созданы по контракту, который прямо предусматривал их создание, то к ним применяются положения ст. 1298, а не ст. 1296 ГК РФ.

Остались вопросы по ст 1298 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1298 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.