1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
Комментарий к статье 1266 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье регламентировано такое личное неимущественное право автора, указанное в подп. 4 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право на неприкосновенность произведения. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет содержание данного вида права - это недопустимость без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
Закон 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал несколько иное подобное право - в п. 1 ст. 15 данного Закона предусматривалось, что автору в отношении его произведения принадлежит в том числе такое личное неимущественное право, как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Вместе с тем право на неприкосновенность произведения было прямо указано среди прав автора в ст. 479 ГК РСФСР. В статье 480 данного Кодекса в рамках регламентации охраны неприкосновенности произведений и имени автора при его жизни предусматривалось следующее: при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора; воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями; согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи регламентирует внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора: внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений вправе разрешить лицо, обладающее исключительным правом на произведение, но при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Данные положения являются нововведением комментируемой части, поскольку в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах этот момент не регулировался. Охрана неприкосновенности произведения после смерти автора регламентирована положениями ст. 1267 комментируемой главы.
Согласно разъяснениям, данным в п. 31 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, право на неприкосновенность произведения (ч. 1 п. 1 комментируемой статьи) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося; соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном ч. 2 п. 1 комментируемой статьи), которое должно быть определенно выражено; при отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.
В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, со ссылкой на ч. 2 п. 1 комментируемой статьи, подчеркнуто, что при переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений.
Пункт 2 комментируемой статьи, также содержащий нововведения, предоставляет автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случаях извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательства на такие действия. Защита чести, достоинства и деловой репутации регламентирована положениями ст. 152 части первой ГК РФ, к которым и сделана отсылка. К этой же статье отсылает общая норма п. 3 ст. 1251 комментируемой части в отношении порядка осуществления защиты чести, достоинства и деловой репутации автора.
Как предусмотрено в ч. 1 п. 1 указанной ст. 152 ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ), гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
В пункте 2 комментируемой статьи также указано на возможность осуществления защиты чести и достоинства автора по требованию заинтересованных лиц и после его смерти. Это положение соответствует общей норме ч. 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти. В разъяснении, данном в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", отмечалось, что соответствующими заинтересованными лицами являются, в частности, родственники, наследники умершего гражданина.
Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность дачи автором в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 комментируемой части, согласия на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. В данном пункте, введенном Законом 2014 г. N 35-ФЗ, идет речь о нововведениях этого же Закона, вошедших в п. 5 ст. 1233 комментируемой части в части возможности правообладателем сделать публичное заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока, а также в п. 2 ст. 1286.1 комментируемой главы в части возможности предоставления лицензиаром лицензиату права на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности.
Другой комментарий к статье 1266 ГК РФ
1. Право на неприкосновенность произведения, отмененное в 1993 г., ныне восстановлено в российском законодательстве после четырнадцатилетнего перерыва.
2. Право на неприкосновенность произведения сформулировано как пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц.
На самом деле это именно личное право самого автора: право вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. Этому - активному - личному праву автора соответствуют обязанности любых третьих лиц - не осуществлять указанные действия без согласия автора. Указанное согласие автора фиксируется в договоре.
Данное правомочие на неприкосновенность произведения, как это видно из приведенной выше нормы, касается как самого произведения, так и некоторых элементов, сопровождающих произведение, - иллюстраций, предисловия, послесловия, комментариев, пояснений, т.е. элементов, являющихся внешними по отношению к объективной форме произведения.
Следует считать, что право автора определять и запрещать использование вместе с произведением этих внешних элементов ограничивается теми случаями и теми элементами, которые влияют на восприятие произведения и могут исказить создаваемое произведением впечатление. Так, комментарии обычно отвлекают от ознакомления с произведением, "разбивают" единое впечатление, создаваемое произведением.
Особо необходимо остановиться на "иллюстрациях". Под этим термином следует понимать не только снабжение литературного произведения рисунками, но и любое иное сочетание разных произведений, например сопровождение музыкального произведения воспринимаемыми зрительно изображениями ("синхронизацией", цветомузыкой и т.д.). Любое "иллюстрирование" должно производиться с согласия автора. Однако помещение, предположим, в том же номере журнала, где помещено произведение, отдельной критической статьи об этом произведении не нарушает авторского права на неприкосновенность и не требует согласования с автором.
Вообще пределы действия права на неприкосновенность как права запрета, адресованного третьим лицам, хорошо очерчены в норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.
Хотя этот абз. 2 относится к тому периоду времени, когда автор уже умер, тем не менее именно здесь раскрыта запретительная функция права на неприкосновенность: право на неприкосновенность направлено на то, чтобы без согласия автора не искажался замысел автора и не нарушалась целостность восприятия произведения. Если же ни того ни другого не происходит, право на неприкосновенность не должно действовать.
3. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи рассматривается содержание права на неприкосновенность после смерти автора.
В этот период времени "активное" право на внесение изменений в произведение уже не существует: автора нет, а потому произведение должно быть "заморожено"; надо сохранить произведение в таком виде, в каком оно было создано автором.
Однако лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора, вправе разрешить внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, но лишь такие, которые не искажают замысел автора и не нарушают целостность восприятия произведения.
Кроме того, имеется еще одно дополнительное условие, которое должно существовать для того, чтобы можно было внести в произведение изменения, сокращения, дополнения: внесение таких изменений и т.п. не должно противоречить воле умершего автора, определенно выраженной им в завещании или в ином письменном документе (письмо, дневник и т.п.).
Следует считать, что нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 1, касаются равным образом и снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, хотя об этих действиях данная норма прямо не упоминает.
4. Выше нами было упомянуто лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора.
В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи это лицо указано как "лицо, обладающее исключительным правом на произведение". Однако в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ им может быть назначено и иное лицо. Что касается нормы, содержащейся в абз. 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ, то она противоречит норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ.
Следует считать, что по логике должна применяться особая норма, содержащаяся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ, так как право на неприкосновенность произведения тесно связано с исключительными правами на произведение.
5. В пункте 2 комментируемой статьи говорится о таких изменениях, вносимых в произведение, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора. В этих случаях автор имеет право прибегнуть к способам защиты, указанным в ст. 152 ГК РФ. Автор вправе прибегнуть к таким способам защиты своих прав даже в тех случаях, когда указанные действия еще не опорочили честь, достоинство и деловую репутацию автора, но могут привести к таким последствиям. Очевидно, что, формулируя эту норму, законодатель исходил из общего принципа, содержащегося в п. 1 ст. 1065 ГК РФ.
Извращения, искажения и иные изменения произведения, опорочивающие честь, достоинство и деловую репутацию автора, являются одновременно действиями, нарушающими авторское право на неприкосновенность произведения.
Под норму, содержащуюся в п. 2 комментируемой статьи, подпадают также действия, заключающиеся в снабжении произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями, если они порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора.
В соответствии со второй фразой п. 2 данной статьи заинтересованные лица могут защищать честь и достоинство автора, нарушенные после смерти автора посредством совершения указанных выше действий.
О понятии "заинтересованного лица" см. п. 4 комментария к данной статье.
Следует полагать, что действия, нарушающие деловую репутацию автора после его смерти, не могут быть предметом иска.
6. Право на неприкосновенность неразрывно связано с правом на переделку. Поэтому право на неприкосновенность - частично - переходит по наследству и может быть предметом договора.