1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;хореографические произведения и пантомимы;музыкальные произведения с текстом или без текста;аудиовизуальные произведения;произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ.другие произведения.К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ.
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Комментарий к статье 1259 Гражданского Кодекса РФ
В комментируемой статье закреплены положения, посвященные объектам авторских прав. Ранее соответствующее регулирование устанавливалось положениями ст. 6 "Объект авторского права. Общие положения", ст. 7 "Произведения, являющиеся объектами авторского права", ст. 8 "Произведения, не являющиеся объектами авторского права" и ст. 9 "Возникновение авторского права. Презумпция авторства" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, а также положениями ст. 3 "Объект правовой охраны" и ст. 4 "Условия признания авторского права" Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.
Положения ч. 1 п. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень произведений науки, литературы и искусства, которые независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения являются объектами авторских прав. Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 комментируемой части в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом; при этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом; необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
В пункте 1 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах также устанавливалось, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Положениями п. 1 ст. 7 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что объектами авторского права являются:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
Как видно в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, изменения коснулись лишь позиции "аудиовизуальные произведения" - исключена расшифровка видов таких произведений, а также позиции "произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства" - напротив, включено указание на то, что речь в том числе о произведениях в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи относит к объектам авторских прав наряду с объектами, указанными в ч. 1 данного пункта, также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Соответственно этой норме в ст. 1261 комментируемой главы установлено, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
В Законе 1993 г. об авторском и смежных правах согласно приведенным выше положениям п. 1 его ст. 7 программы для ЭВМ были непосредственно отнесены к таким объектам авторского права, как литературные произведения. Пункт 2 ст. 3 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) устанавливал, что авторское право распространяется на программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора (соавторов), а также предусматривал, что творческий характер деятельности автора (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи к объектам авторских прав отнесены производные и составные произведения. При этом непосредственно даны определения указанных понятий: производные произведения - это произведения, представляющие собой переработку другого произведения (подп. 1); составные произведения - это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2).
В рамках такой регламентации в п. 3 ст. 7 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что к объектам авторского права относятся:
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Правовой режим переводов и иных производных произведений, а также составных произведений определен положениями ст. 1260 комментируемой главы.
В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Ранее п. 2 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержал более детальные подобные положения. Так, в указанном пункте предусматривалось, что авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.); в других формах.
В пункте 1 ст. 3 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ устанавливалось, что авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства.
Часть 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Подобное положение содержалось в п. 1 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Причем этому положению в указанном пункте предшествовало положение о том, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Аналогичные положения устанавливались в п. 1 ст. 4 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ: авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания; для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей.
В части 2 п. 4 комментируемой статьи указано на возможность осуществления по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных в соответствии с правилами ст. 1262 комментируемой главы. Часть 1 п. 1 указанной ст. 1262 предусматривает, что правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Ранее такая регистрации предусматривалась и регламентировалась положениями ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (см. комментарий к ст. 1262).
Пункт 5 комментируемой статьи исключает распространение авторских прав на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Ранее такие правила содержались в следующих нормах:
в п. 4 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. В качестве примеров таких объектов в разъяснениях, данных в п. 21 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15, были названы шахматная партия, методики обучения;
пункт 5 ст. 3 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ устанавливал, что предоставляемая данным Законом правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.
В положениях п. 6 комментируемой статьи определен перечень объектов, не являющихся объектами авторских прав. Подобный перечень содержался в ст. 8 "Произведения, не являющиеся объектами авторского права" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но его положения претерпели ряд уточняющих изменений.
Так, в соответствии с п. 6 комментируемой статьи не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. В статье 8 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах говорилось об официальных документах (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальных переводах.
В отношении указанных объектов необходимо иметь в виду, что положениями ст. 1264 комментируемой главы предусмотрена правовая охрана проектов официальных документов, символов и знаков. Так, согласно части 1 п. 1 указанной статьи право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику);
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований. Статья 8 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывала на государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. В статье 8 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах шла речь лишь о произведениях народного творчества;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Статья 8 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах обозначала лишь сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает распространение авторских прав на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, при условии, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 данной статьи. Подобная норма содержалась в п. 3 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но формулировалась она иначе: часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям п. 1 данной статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.
Как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.; охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (подп. 9 п. 2 ст. 1270 комментируемой главы).
Другой комментарий к статье 1259 ГК РФ
1. Хотя данная статья озаглавлена "Объекты авторского права", из чего может быть сделан вывод, что здесь перечислены все такие объекты и содержится весь относящийся к этим объектам нормативный материал, на самом деле это не так: об объектах авторского права говорится также в ст. 1260, 1261, 1263, 1264 ГК РФ.
2. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.
Термин "произведение" в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз. 1 п. 1 ст. 1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это результат интеллектуальной (творческой) деятельности. Интеллектуальная (творческая) деятельность - это деятельность человеческого мозга. Мозг, как известно, способен создавать только идеи, идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение - не материальный, а идеальный объект.
Из пункта 3 комментируемой статьи следует, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому надо сделать вывод, что авторское право возникает только на произведения, выраженные в объективной форме.
Объективная форма выражения произведения, строго говоря, является частью понятия "произведение"; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет. В этом смысле объективная форма произведения не является материальным объектом.
В отличие от этого материальный носитель, в котором произведение выражено (ст. 1227 ГК РФ), вполне материален.
3. Интеллектуальные (творческие) результаты являются разнообразными. Многие интеллектуальные (творческие) результаты могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.
Если бы такие результаты признавались произведениями, пришлось бы либо признавать авторами всех лиц, получивших такие результаты, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.
Поскольку ни того ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те интеллектуальные результаты, которые могут создаваться разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.
Охраняемые авторским правом интеллектуальные результаты именуются "оригинальными". Этот термин употребляется как синоним уникальности результата, его принципиальной неповторимости при параллельном творчестве разных лиц. В законах об авторском праве большого числа зарубежных стран указывается, что авторским правом охраняются лишь оригинальные творческие результаты.
В России это обстоятельство широко признается судебно-арбитражной практикой. Требование "оригинальности" к охраняемому авторским правом объекту содержится в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", а также в п. 1 и 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 1999 г. по делу N А56-12784/99 указывается, что "отличительными признаками объекта авторского права являются: новизна, творчество, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения".
Это очень точное указание объекта авторского права.
4. Произведение, охраняемое авторским правом, должно относиться к сфере науки, литературы или искусства.
Указание на эти сферы не должно пониматься ограничительно. По сути, эта норма устанавливает, что произведение может относиться к любой сфере, где имеет место интеллектуальная деятельность. В частности, несомненно, техническое творчество тоже может приводить к появлению охраняемых произведений. Произведения могут появляться и в сфере "преподавания", упомянутой в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. Интеллектуальные результаты художественно-промышленного конструирования (техническая эстетика, дизайн) пользуются авторско-правовой охраной.
Понятие "искусство" следует понимать широко; оно включает, кроме изобразительных искусств, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.
Отнесение произведения к сфере науки, литературы или искусства несущественно для решения вопроса о его охраняемости авторским правом. Однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства (в том числе на сборники произведений) права на перевод не знают.
5. Достоинства произведения, упоминаемые в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Произведения, которые являются антинаучными, слабыми в научном или художественном отношении, конечно, не должны использоваться, но тем не менее они охраняются авторским правом.
6. Назначение произведения, упоминаемое в абз. 1 п. 1, - это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем. Метод (сфера) использования произведения иногда влияет на объем прав, возникающих на это произведение.
7. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи содержится перечень объектов авторского права, включающий 10 конкретных разновидностей произведений. Заканчивается этот перечень указанием на то, что объектами авторского права могут являться и "другие произведения".
Это означает, что приведенный перечень не является закрытым, а любые иные категории произведений (в том числе те, которые могут появляться в будущем) автоматически охраняются авторским правом, если они отвечают общим критериям, предъявляемым к объектам авторского права (см. п. 2 - 4 комментария к данной статье).
8. Формой выражения литературных произведений является язык (слова, фразы, их сочетания), а также сочетания букв и отдельных цифр и символов. Математические и химические формулы также относятся к литературным произведениям.
Программы для ЭВМ также включены в число литературных произведений в связи с международными рекомендациями по этому вопросу (см. вторую фразу п. 1 комментируемой статьи и ст. 1261 и 1262 ГК РФ).
Нотные знаки, изображенные на бумаге, и т.п., также включаются в число литературных произведений.
Драматические, литературно-драматические и сценарные произведения могут быть выражены письменно - тогда они охраняются как литературные произведения. Однако основной формой их выражения является сценическое воплощение. В таком виде они публично исполняются или выпускаются в эфир. Они могут воплощаться и в аудиовизуальное произведение.
Словесная или знаковая фиксация хореографического произведения или пантомимы не есть форма выражения этих произведений; такая фиксация приводит к появлению либо нового литературного произведения, либо чисто технического нетворческого объекта. Использование такой фиксации не будет считаться использованием хореографического произведения или пантомимы. Однако видеозапись - возможная форма выражения таких произведений.
Музыкальное произведение (с текстом или без текста) может существовать как в форме литературного произведения, так и в форме звукозаписи или "живого" исполнения. Об аудиовизуальных произведениях см. ст. 1263 ГК РФ.
Произведения изобразительного искусства всегда воспринимаются зрительно. Они могут быть выражены в оригинале и в копиях, в том числе в фотокопиях. Способ исполнения и материал не имеют значения при решении вопроса об отнесении произведения к категории изобразительного искусства. Произведения живописи - это плоскостные или в основном плоскостные (двухмерные) произведения; произведения скульптуры - объемные произведения.
Строго говоря, произведения декоративно-прикладного искусства являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Они также включают произведения дизайна; последние часто охраняются как промышленные образцы (ст. 1352 ГК РФ), что приводит к двойной охране.
Произведения сценографии (более привычное название - театрально-декорационное искусство) значительно отличаются от произведений декоративно-прикладного искусства.
Отнесение произведений к категории произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства очень важно в связи с наличием особой нормы (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), из которой следует, что формой выражения этих произведений (впрочем, как и произведений дизайна) является в том числе практическое их выражение в материальном объекте (здание, город, парк и т.п.).
Географические, геологические и другие подобные карты пользуются не только охраной по авторскому праву, но и специальной охраной (см. ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии").
9. Вторая фраза п. 1 комментируемой статьи относится к программам для ЭВМ. Они могут быть выражены в человекочитаемой или машиночитаемой форме (см. также ст. 1261 ГК РФ и комментарий к ней).
10. В пункте 2 комментируемой статьи указаны еще две категории произведений, которые не упоминаются в п. 1 данной статьи.
Эти две новые категории произведений имеют одну общую особенность: при их создании были использованы другие произведения.
В этом пункте упоминаются, во-первых, производные произведения. Более подробно об этой категории произведений указано в п. 1, 3 - 6 ст. 1260 ГК РФ.
Во-вторых, здесь упомянуты составные произведения. Указывается на то, что творчество при создании составного произведения состоит в подборе (или отборе) отдельных материалов и расположении этих материалов. Более подробно о сборниках говорится в п. 2, 3, 4 и 6 ст. 1260 ГК РФ.
11. В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается, что авторские права распространяются "как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме".
Если анализировать эту фразу грамматически, следует признать наличие в ней некоторой неясности: требование объективной формы можно отнести только к необнародованным произведениям либо как к необнародованным, так и к обнародованным.
Однако эта неясность правовых последствий не имеет, поскольку обнародование произведения любым способом всегда влечет придание произведению объективной формы. Об обнародовании произведения см. ст. 1268 ГК РФ. Под объективной формой выражения произведения, требующейся для возникновения авторского права, следует понимать такую форму, которая позволяет иным лицам (кроме автора) ознакомиться с произведением.
Примерный перечень таких форм выражения произведения содержится в данном пункте. Этот перечень не является исчерпывающим.
Выражение произведения в объективной форме может не совпадать с обнародованием произведения: произведение, выраженное в объективной форме, может оставаться необнародованным.
Исключение, однако, составляют произведения, выраженные в устной форме. Такие произведения должны быть не просто произнесены или исполнены; эти действия должны быть совершены публично. Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в устной форме совпадает с моментом его обнародования. До этого момента устные произведения не охраняются, их вообще не существует.
Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время его создания.
Обычно точное время создания произведения (выражения его в объективной форме - что одно и то же) не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения.
Вместе с тем в отношении авторов - граждан иностранных государств в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от места и времени первого обнародования произведения, считается, что произведение было создано в месте и в момент первого обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Исключение составляют случаи, когда обнародование имело место после смерти автора, а также случаи официального толкования Бернской конвенции (см. п. 7 комментария к ст. 1256 ГК РФ).
Под звуко- и видеозаписями в данном пункте имеется в виду форма выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.
Произведение считается выраженным в объективной форме и получает авторско-правовую охрану независимо от того, может ли произведение восприниматься органами чувств человека (зрение, слух и т.д.) непосредственно или оно может восприниматься лишь с помощью каких-либо технических средств.
Норма о том, что на произведение, выраженное в объективной форме, "распространяется авторское право", означает, что с этого момента в отношении этого произведения начинают действовать все соответствующие интеллектуальные права (личные неимущественные права, исключительное право и иные права). Это краеугольный камень построения всей системы авторского права.
Следует, однако, учитывать, что исключительное право на обнародованное произведение отличается от исключительного права на необнародованное произведение. Многие случаи свободного использования произведения (ст. 1272 - 1277, 1280 ГК РФ) распространяются только на обнародованные произведения. Срок действия авторского права для обнародованного произведения определяется иначе, чем для необнародованного (ст. 1281 ГК РФ).
Наконец, при различных спорах (об авторстве, о нарушении авторского права) в отношении обнародованных произведений действует презумпция их копирования, заимствования, присвоения авторства нарушителем, а в отношении необнародованных произведений такая презумпция не действует.
12. В абзаце 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливается, что авторские права возникают, действуют и могут защищаться без соблюдения каких-либо формальностей, в частности без регистрации произведения.
Эта норма исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения, соблюдения или доказательств наличия каких-либо формальностей, касающихся возникновения или наличия авторских прав на произведение.
Обязанность предоставления авторско-правовой охраны на основе Бернской конвенции без выполнения каких бы то ни было формальностей прямо зафиксирована в ст. 5 Бернской конвенции - самом авторитетном, самом широком по числу участвующих стран международном соглашении по авторскому праву.
Некоторые такие формальности перечислены в ст. III Всемирной конвенции об авторском праве: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторских прав, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории определенного государства, проставление знака охраны авторского права.
Комментируемая норма запрещает предъявлять требования о выполнении этих и подобных формальностей "для возникновения, осуществления и защиты авторских прав".
13. Вместе с тем в абз. 2 п. 4 данной статьи указывается, что в ст. 1262 ГК РФ установлены некоторые формальности, относящиеся к программам для ЭВМ и базам данных, которые не являются обязательными, но могут осуществляться правообладателями по их доброй воле (см. ст. 1262 ГК РФ и комментарий к ней).
К сожалению, в п. 4 комментируемой статьи не упоминается и другая добровольно выполняемая формальность - проставление знака охраны авторского права (см. 1271 ГК РФ и комментарий к ней).
14. Если автор или иной обладатель авторских прав желает заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса или в общественной организации.
Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) - одной из организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами (см. ст. 1242 ГК РФ). Такая регистрация производится либо в самом РАО (г. Москва), либо в одном из его филиалов (всего их свыше десяти, они расположены в крупных городах). Любое лицо может обратиться в РАО с просьбой зарегистрировать свой "объект интеллектуальной собственности". РАО не проверяет, охраняется ли заявляемый объект авторским правом и кто является его автором или правообладателем. Эта регистрация платная; на ее основе выдается свидетельство о регистрации, в котором указывается название и дата регистрации данного объекта. Экземпляры самого объекта хранятся у заявителя и в РАО.
Регистрация подтверждает факт существования неопубликованного произведения на дату регистрации. Других обстоятельств (авторство и т.п.) эта регистрация не подтверждает.
От указанной выше регистрации следует отличать регистрацию в организации по коллективному управлению правами (в том числе в РАО) авторских произведений, которые передаются авторами и иными правообладателями в коллективное управление соответствующим организациям (п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Эта, так сказать, техническая регистрация необходима организациям по коллективному управлению правами для того, чтобы заключать лицензионные договоры с пользователями и распределять между авторами и иными правообладателями суммы вознаграждения, причитающегося им по этим договорам (ст. 1243 ГК РФ).
15. Регистрация авторского произведения в качестве промышленного образца на основе норм гл. 72 ГК РФ не лишает произведение охраны авторским правом; более того, такая регистрация является серьезным подтверждением авторства на это произведение. Однако следует учитывать, что при этом правовая охрана объекта не удваивается: право на промышленный образец не может быть противопоставлено авторскому праву и наоборот.
Если автор или иной правообладатель дает согласие на использование произведения в товарном знаке, то на использование произведения как товарного знака или в составе товарного знака авторское право не распространяется.
16. Пункт 5 комментируемой статьи решает вопрос об охраняемости авторским правом структурных элементов произведения, а именно элементов формы и элементов содержания произведения.
В любом произведении различаются элементы формы произведения и элементы его содержания. Так, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания - тема, идея, сюжет и т.п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выражается. Было замечено, что одинаковые элементы содержания - тема, идея, сюжет и т.п. - повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов. Это явный признак того, что эти элементы нельзя считать уникальными, оригинальными. В этой связи данный пункт указывает на то, что элементы содержания произведения авторским правом не охраняются. Охраняется в произведении лишь форма произведения.
Приводимый в данном пункте перечень элементов, относящихся к содержанию произведения, является примерным, не исчерпывающим, что подтверждают и логика, и грамматика. Если бы этот перечень был исчерпывающим, то перед словами "языки программирования" должен был стоять союз "и".
При применении норм данного пункта следует иметь в виду, что элементы содержания произведения (идея, концепция, принцип и т.д.), выделенные из произведения, всегда будут существовать в определенной форме. Это может быть либо та самая форма, в которой они были выражены в самом произведении, либо какая-то новая форма. И в том и в другом случае такая идея, концепция, принцип получают авторско-правовую охрану через форму, в которой они выражены. Это означает, что в перечне, содержащемся в п. 5 данной статьи, речь идет об идеях, концепциях, принципах и других элементах содержания, которые взяты сами по себе (per se), т.е. независимо от той формы, в которой они выражены.
Несколько международных договоров об авторском праве, принятых в последние годы, содержат аналогичные нормы, указывающие на неохраняемость элементов содержания произведения, но добавляют при этом, что эти элементы не охраняются авторским правом "сами по себе" (ст. 2 Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г.; ст. 9 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, действующего в рамках ВТО).
Таким образом, использование в произведении идеи (концепции, принципа и т.д.), которая ранее фигурировала в произведении другого лица, не считается нарушением авторского права этого лица. Однако если эта идея была заимствована из указанного произведения этого другого лица, то по моральным соображениям принято давать ссылку на это произведение, принадлежащее другому лицу.
Перечисляемые в п. 5 элементы содержания не охраняются авторским правом, но могут получать охрану на основе иных правовых институтов (например, по патентному праву - гл. 72 ГК РФ).
Об охране "персонажей" см. п. 7 комментируемой статьи и п. 23 комментария к данной статье.
17. В пункте 6 комментируемой статьи указаны четыре категории объектов, которые "не являются объектами авторского права". Следовательно, должен быть сделан вывод, что данные объекты не являются произведениями, творческими результатами.
Однако такой вывод неверен; на самом деле первые три перечисленных здесь категории по своей сути являются произведениями, хотя и не получают авторско-правовой охраны по разным причинам (они указаны ниже); лишь четвертая из указанных здесь категорий объектов действительно не соответствует требованиям, предъявляемым к произведениям. Формулировка ГК РФ в данном случае страдает неточностью.
18. Официальный характер документов, указанных в подп. 1 п. 6, а также государственный характер символов и знаков, о которых говорит подп. 2 п. 6, - это очень близкие характеристики, их трудно разделить; часто обе эти характеристики присущи одному и тому же объекту.
Так, федеральный закон следует считать не только официальным, но и государственным документом, а Флаг Российской Федерации - не только государственным, но и официальным символом.
Любой объект, который исходит от государства, государственного органа (утверждается, принимается им), имеет и официальный характер. Однако некоторые объекты имеют только официальный, но не государственный характер (решения третейского суда, документы международных организаций).
Официальный характер имеют не только документы государственных органов, но и документы, исходящие от муниципальных образований или от их органов местного самоуправления. Не получают охраны по авторскому праву не только государственные символы и знаки, но и символы и знаки муниципальных образований (и, очевидно, их органов). Конечно, документы, символы и знаки муниципальных образований и органов местного самоуправления не считаются объектами авторского права на всей территории России.
Под "материалами судебного характера" следует понимать любые материалы, исходящие от суда; исковые заявления, возражения на иск, речи адвокатов такими материалами не являются.
Под "международными организациями" следует понимать лишь международные правительственные организации. Не охраняются авторским правом все обозначения, регистрируемые в качестве официальных символов и отличительных знаков (см. Положение о государственном Геральдическом регистре Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1307).
Подпункты 1 и 2 п. 6 комментируемой статьи относятся также и к официальным документам и государственным и муниципальным символам и знакам, исходящим от иностранных государств и международных организаций. Так, не считаются объектами авторского права в России ни законодательные акты Великобритании, ни государственный флаг и официальный герб Великобритании.
Об ограничении использования таких объектов в качестве товарных знаков см. п. 2 ст. 1483 ГК РФ.
19. Перечисляемые в подп. 1 и 2 п. 6 комментируемой статьи объекты, носящие официальный, государственный (или муниципальный) характер, имеют одну общую особенность - они должны использоваться в соответствии с особыми предписаниями: официальные документы должны широко и беспрепятственно распространяться, государственные (и муниципальные) символы и знаки используются широко, в рамках особых правил. Порядок их использования не может определяться или ограничиваться принявшим их органом или тем органом, от которого они исходят. Иными словами, их правовой режим "не совместим" с правовым режимом объектов авторского права.
Именно поэтому данные объекты выведены из сферы авторского права.
20. Однако эти объекты выводятся из сферы авторского права только с того момента, когда они становятся официальными, государственными, муниципальными. До этого момента они пользуются авторско-правовой охраной, разумеется, если они отвечают общим требованиям к произведениям, предъявляемым авторским правом (см. также ст. 1264 ГК РФ и комментарий к ней). Поэтому данные объекты могут стать официальными, государственными, муниципальными только после получения от автора или иного правообладателя согласия на отказ от своих авторских прав. Если такого согласия не получено, возникает конфликт, для решения которого нормы п. 6 комментируемой статьи применяться не могут.
Указанное согласие представляет собой договор (или, возможно, одностороннюю сделку) о выкупе или безвозмездном отчуждении всех имущественных авторских прав с одновременным погашением всех личных неимущественных прав.
Даже в тех случаях, когда после того, как указанное соглашение состоялось, а имя автора по моральным соображениям будет упоминаться в связи с этим официальным, государственным, муниципальным документом, символом, знаком, это не будет означать сохранения за разработчиком каких-либо авторских прав. Например, упоминание в нормативных правовых актах, что "автором" слов Гимна России является С.В. Михалков, а "автором" музыки - А.В. Александров, не означает закрепления за этими лицами (их наследниками) каких-либо авторских прав на этот гимн, личных или имущественных.
Следует считать, что указанное соглашение не может быть ограничено определенными видами или сферами использования объекта.
В отличие от этого соглашение автора (правообладателя) произведения об использовании этого произведения в качестве товарного знака ограничивается только той сферой, в которой произведение используется как товарный знак.
21. В подпункте 3 п. 6 комментируемой статьи предусматривается, что объектами авторского права не являются произведения народного творчества. Под произведениями народного творчества имеются в виду произведения фольклора, включая в это понятие кустарные промыслы, произведения декоративно-прикладного искусства, народную архитектуру.
Основные черты этих произведений - коллективный характер их создания, традиционность, почти полная повторяемость, часто передающаяся из поколения в поколение. Но это вовсе не значит, что в произведениях народного творчества отсутствует оригинальность.
Единственная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, - невозможность определить конкретных авторов, создателей этих произведений. "Автором" произведения народного творчества является народ или национально-этническая группа лиц, которые создали это произведение, сохраняют его, исполняют, тиражируют и т.п., считая его своим.
На международной арене предпринимаются попытки включить произведения народного творчества в систему авторского права (п. 4 ст. 15 Бернской конвенции) либо создать специальный механизм его охраны.
Лица, исполняющие или тиражирующие произведения народного творчества (сказители народных былин, рассказчики анекдотов, исполнители песен, танцоры и т.п.), пользуются авторскими правами как переработчики, обработчики (ст. 1260 ГК РФ) или исполнительскими правами (гл. 71 ГК РФ). Однако на сами произведения народного творчества эти лица никаких авторских прав не приобретают. Кроме того, они могут получать права публикатора (ст. 1337 ГК).
22. Подпункт 4 п. 6 комментируемой статьи исключает из числа объектов авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
Эта норма основывается на положениях Бернской конвенции, где установлено, что "охрана, представляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2 Бернской конвенции), и потому должна толковаться в свете положений Конвенции.
Единственным правовым обоснованием этой нормы является отсутствие у таких сообщений оригинальности: одинаковые сообщения такого рода часто появляются в результате параллельного творчества журналистов, обозревателей, комментаторов и иных лиц.
Однако если такое сообщение является оригинальным, уникальным, оно должно признаваться объектом авторского права, даже если оно представляет собой "расписание движения поездов" и т.п.
Басманный районный суд г. Москвы решением от 24 декабря 1999 г. (оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда) не признал объектами авторского права краткие фразы, описывающие конкретную ситуацию, с которой может столкнуться бухгалтер, осуществляющий бухгалтерские записи (так называемые "бухгалтерские проводки"). Речь шла, в частности, о следующих фразах: "Выданы из кассы подотчетные суммы", "Списана стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями". Суд учел также, что эти фразы, хотя и в несколько измененной форме, содержатся в официальных инструкциях.
23. В пункте 7 комментируемой статьи содержится очень важное положение, относящееся к объекту авторского права: авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные части произведения. Тем самым авторское право принципиально отличается от патентного права и от права на товарные знаки, которые всегда охраняют объект целиком.
В качестве конкретных примеров частей произведений, на которые распространяется авторское право, указываются: "название произведения" и "персонаж произведения".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 дает еще два таких примера: "фраза" и "словосочетание". Обычно в произведении выделяются "отрывки" и "фрагменты".
Любая часть произведения только тогда охраняется авторским правом, если она отвечает всем требованиям, предъявляемым к произведению: часть произведения должна быть результатом творческой деятельности, причем оригинальным (уникальным) результатом, она должна быть выражена в объективной форме и относиться к форме произведения, а не к его содержанию.
Очень важно содержащееся в данной норме указание на то, что охраняется авторским правом лишь такая часть произведения, которая является "самостоятельным" результатом творчества. Это означает, что часть произведения охраняется как самостоятельное произведение, сама по себе, а не потому, что она является частью какого-то произведения.
Следует учитывать, что в большинстве споров названия произведений не признавались объектами авторского права ("Мисс Россия" - для сценария конкурса красоты; "Петербургские тайны" - для сценария телефильма; "Игра в жмурики" - для детектива), поскольку они могут повторяться и фактически повторялись в творчестве разных авторов.
Что касается "персонажей" ("образов") произведения, то они, конечно, охраняются авторским правом, если и поскольку составляют часть формы произведения, но не получают охраны, если являются элементом содержания произведения.