Статья 1242. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

3. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса. Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе. К договорам, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419) и о договоре (статьи 420-453), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. Правила настоящего раздела о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются.

4. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (статья 1244) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

6. Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.

Комментарий к статье 1242 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье предусмотрены и регламентированы создание и осуществление деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе. До принятия комментируемой части соответствующая регламентация устанавливалась положениями ст. 44 "Цели коллективного управления имущественными правами", п. п. 1 и 2 ст. 45 "Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но эта регламентация претерпела изменения.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность создания авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "организации по управлению правами на коллективной основе"). В качестве случаев или целей создания таких организаций указано на ситуации, когда осуществление соответствующих прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Подобным образом в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. В качестве случаев или целей создания таких организаций указывалось только на ситуации, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно, но при этом пояснялось, что речь идет о публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении, воспроизведении произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцировании и других случаях. Там же устанавливалось, что такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Как видно, в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах не говорилось о том, что организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться лишь как некоммерческие организации. В то же время п. 1 ст. 45 данного Закона устанавливал, что организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что создание организаций по управлению правами на коллективной основе не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Из данных положений, которые в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах лишь подразумевались, следует, что организации по управлению правами на коллективной основе, собственно, и осуществляют представительство обладателей авторских и смежных прав.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность создания организаций по управлению правами на коллективной основе для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. Подобные положения были закреплены в п. 2 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи в качестве основания возникновения полномочий организации по управлению правами на коллективной основе предусмотрено заключение такой организацией с правообладателем в письменной форме договора о передаче полномочий по управлению правами.

Исключением в силу прямого указания в данной части является случай, предусмотренный ч. 1 п. 3 ст. 1244 комментируемой главы. Речь идет о праве организации по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (аккредитованной организации), наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 комментируемой статьи, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В соответствии с ч. 2 п. 3 комментируемой статьи указанный договор о передаче полномочий по управлению правами может быть заключен как с правообладателями, являющимися членами такой организации, так и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом закреплена обязанность организации по управлению правами на коллективной основе принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. В данной части также предусмотрено, что основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Часть 3 п. 3 комментируемой статьи распространяет на договоры, указанные в ч. ч. 1 и 2 данного пункта, действие общих положений об обязательствах (подразд. 1 "Общие положения об обязательствах" разд. III "Общая часть обязательственного права" (ст. ст. 307 - 419) части первой ГК РФ) и о договоре (подразд. 2 "Общие положения о договоре" (ст. ст. 420 - 453) данного раздела), но постольку, поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. При этом исключено применение к указанным договорам правил комментируемой части о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах.

В рамках такой регламентации в п. 2 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось следующее:

полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения ст. ст. 30 - 34 данного Закона;

любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разд. III данного Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.

Согласно разъяснению, данному в п. 92 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, обязательственные права, возникшие у авторов-наследодателей из договоров, заключенных ими в соответствии с п. 3 комментируемой статьи с организациями по управлению правами на коллективной основе, входят в состав наследства.

В пункте 4 комментируемой статьи установлен запрет использования организациями по управлению правами на коллективной основе объектов авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Такие же положения содержались в п. 2 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. В основе данных положений видится общая норма ч. 1 п. 3 ст. 182 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ): представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи, определяя особенности правоспособности организации по управлению правами на коллективной основе, предусматривает право такой организации предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

В части 2 данного пункта предусмотрено, что аккредитованная организация (такой организации посвящена ст. 1244 комментируемой главы, к которой и сделана отсылка) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

Вместо такого регулирования в ст. 46 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация;

3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (п. 2 ст. 26, п. п. 2 и 3 ст. 39 данного Закона);

4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное п. 3 данной статьи;

5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с п. 4 настоящей статьи вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;

7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

Разъяснения о применении положений п. 5 комментируемой статьи даны в п. 21 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29:

организация, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами, вправе на основании п. 5 комментируемой статьи предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени для защиты прав, управление которыми она осуществляет;

по смыслу п. 1 комментируемой статьи указанные организации действуют в интересах правообладателей;

при этом такая организация, независимо от того, выступает она в суде от имени правообладателей или от своего имени, действует в защиту не своих прав, а прав лиц, передавших ей в силу п. 1 комментируемой статьи право на управление соответствующими правами на коллективной основе;

в случае если указанная организация обращается в защиту прав физических лиц или одновременно физических и юридических лиц либо неопределенного круга лиц, такие споры подведомственны судам общей юрисдикции. Если же она обращается в защиту прав только юридических лиц в связи с их предпринимательской и иной экономической деятельностью, споры подведомственны арбитражным судам;

аккредитованная организация (ст. 1244 комментируемой главы) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном ч. 2 п. 5 комментируемой статьи) свидетельством о государственной аккредитации;

организация, не являющаяся аккредитованной, также действует без доверенности, но для подтверждения права на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя представляет свой устав, а также договор с соответствующим правообладателем о передаче полномочий по управлению правами или договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами такого правообладателя на коллективной основе (п. 3 комментируемой статьи);

спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя.

Эти разъяснения частично продублированы в п. 1 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51, в котором также разъяснено следующее:

в связи с тем что организация по управлению правами на коллективной основе действует в защиту прав иных лиц, ее право на обращение в суд за защитой нарушенных прав правообладателей (ст. ст. 1252, 1301, 1311 комментируемой части) обусловлено положениями ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 53 АПК РФ;

организация по управлению правами на коллективной основе пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 4 ст. 53 АПК РФ);

данная организация при обращении в суд в защиту прав конкретного правообладателя применительно к п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ обязана указать сведения о нем, позволяющие идентифицировать его (фамилию, имя и отчество или фирменное наименование), и направить этому правообладателю судебное извещение. Если организация по управлению правами на коллективной основе действует на основании договора с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе (п. 3 комментируемой статьи), указываются сведения о фамилии, имени и отчестве или фирменном наименовании правообладателя, а также сведения о наименовании и местонахождении этой организации. В случае несоблюдения такого требования суд оставляет заявление без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.

Приведенное выше разъяснение п. 21 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 о том, что спор с участием организации по управлению правами на коллективной основе может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя, продублировано в п. 2 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51. При этом также даны следующие разъяснения:

вместе с тем, если иск заявлен в защиту прав конкретного правообладателя, такой правообладатель обладает процессуальными правами истца, извещается судом о времени и месте рассмотрения дела путем направления ему (или иностранной организации, управляющей соответствующими его правами на коллективной основе) определения о принятии искового заявления организации по управлению правами на коллективной основе к производству с указанием на то, что он имеет право принимать участие в судебных заседаниях, приводить свои доводы и соображения относительно требований, предъявленных организацией по управлению правами на коллективной основе, в том числе поддерживать или не поддерживать требования организации;

неявка правообладателя в суд не препятствует рассмотрению такого дела (ч. 1 ст. 136, ч. 3 ст. 156 АПК РФ).

В пункте 6 комментируемой статьи определены правовые акты, которыми устанавливаются правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов: это ГК РФ, законы о некоммерческих организациях и уставы соответствующих организаций.

Норма п. 7 ст. 1244 комментируемой главы предусматривает утверждение типового устава организации по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (аккредитованной организации). На основе данной нормы Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе, в котором говорится о создании такой организации в организационно-правовой форме общественной организации, некоммерческого партнерства и ассоциации (см. комментарий к указанной статье).

С учетом того что в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) некоммерческие партнерства относятся к ассоциациям (союзам), в п. 6 комментируемой статьи прежде всего речь идет о положениях подпараграфов 3 "Общественные организации" (ст. ст. 123.4 - 123.7) и 4 "Ассоциации и союзы" (ст. ст. 123.8 - 123.11) § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" гл. 4 "Юридические лица" данного Кодекса.

В пункте 6 комментируемой статьи также подразумеваются: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, который согласно п. 1 ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <2>, предметом регулирования которого в соответствии с его ст. 1 являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Другой комментарий к статье 1242 ГК РФ

1. Статьи 1242 - 1244 ГК РФ посвящены понятию и деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

В них рассматриваются договорные и квазидоговорные (возникающие на основе закона) отношения с участием таких организаций.

Аналогом этих отношений являются отношения по доверительному управлению имуществом (гл. 53 ГК РФ).

Сходство проявляется даже в употреблении одинакового термина - "управление", который отражает специфику этих отношений и не имеет ничего общего с понятием управления, применяемым в сфере административных, властных отношений.

Более того, назвав договор договором доверительного управления имуществом, стороны могут воспользоваться нормами гл. 53 ГК РФ для достижения тех же целей, что предусмотрены в ст. 1242 и 1243 ГК РФ.

Это создает возможность разного правового регулирования одинаковых общественных отношений, что, конечно, нежелательно.

Разумеется, в настоящее время некоторые нормы гл. 53 ГК РФ могут применяться по аналогии к отношениям, регулируемым ст. 1242 - 1244 ГК РФ.

2. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи дается определение организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и (или) смежными правами, и указывается основное направление деятельности такой организации.

Организация по управлению правами на коллективной основе - это некоммерческая организация, основанная на членстве. Следовательно, такая организация не должна преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между участниками (членами).

3. Может ли такая организация вообще заниматься предпринимательской деятельностью? Поскольку прежнее законодательство (абз. 1 п. 1 ст. 45 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах") прямо устанавливало, что "организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью", а новое законодательство такой оговорки не содержит, следовательно, исходя из принципа исторического толкования правовых норм, следует считать, что такие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Содержащееся в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи положение о том, что данная организация "основана на членстве", может пониматься двояко. В соответствии с некоторыми нормами в ГК РФ "членство" (участие) в юридическом лице означает возникновение между этим участником и юридическим лицом особых обязательственных отношений (например, ст. 116 ГК РФ - членство в потребительском кооперативе). Тот же смысл имеет содержащееся в ст. 118 ГК РФ указание о том, что фондом считается некоммерческая организация, "не имеющая членства": это означает, что у учредителей фонда не возникает никаких особых прав и обязанностей по отношению к фонду.

Однако в других случаях "членство" (участие) в юридическом лице означает, что этот участник не может быть участником других подобных юридических лиц (ст. 107 ГК РФ - производственный кооператив; ст. 69 ГК РФ - полное товарищество).

Следует считать, что в данном случае понятие "членства" имеет это последнее значение.

"Членство" обладателей авторских и смежных прав в этих организациях возникает только на основе договоров, указанных в п. 3 комментируемой статьи. Без заключения таких договоров никакого "членства" не может возникать. Если такой договор заключается с тем автором или обладателем смежных прав, который не желает или не может стать "членом" данной организации (например, потому что состоит в другой аналогичной организации), такой договор не может содержать никаких дискриминационных положений по сравнению с договором, заключенным с "членом" данной организации, и вообще лишать его каких-либо прав или возлагать на него какие-либо дополнительные обязанности в связи с тем, что он не является "членом".

5. Как следует из абз. 1 п. 1 данной статьи, организации по управлению правами на коллективной основе действуют в соответствии с полномочиями, которые они получают от правообладателей - от авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав.

Указанные права предоставляются организации по управлению правами на коллективной основе в следующих двух случаях, указанных в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи:

1) когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднено;

2) когда ГК РФ допускает использование авторских произведений и объектов смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

6. Первый случай относится к праву использования объекта, на который существует исключительное право.

Правообладатель предоставляет указанной организации полномочия по управлению своими правами только в тех случаях, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднено.

Это последнее слово - "затруднено" - является ключевым в данной норме. "Затруднено" означает либо нецелесообразность, либо даже практическую невозможность заключения отдельных лицензионных договоров с отдельными пользователями.

Известно, что подобные "затруднения" обычно касаются не любых авторских произведений и объектов смежных прав, а только некоторых их категорий, причем только в отдельных сферах использования охраняемых объектов.

Например, автор комментария к ГК РФ в состоянии сам проследить за тем, кто и как издает и продает этот комментарий, у него не возникает затруднений при заключении индивидуальных договоров с пользователями, и потому в отношении этого объекта нет потребности передавать права на него в систему коллективного управления. В таком же положении находятся театральные спектакли, балеты, оперы и другие музыкальные произведения "больших" форм. Более того, такие объекты по закону не могут попадать в систему коллективного управления.

Иначе обстоят дела с произведениями "малых" форм. К ним относятся прежде всего песни, а также иные небольшие музыкальные, сценические и литературные произведения. Такие произведения обычно включаются в систему коллективного управления, поскольку число их пользователей огромно, использование их носит зачастую разовый характер, а потому заключение в отношении таких произведений индивидуальных лицензионных договоров явно "затруднено".

Важно подчеркнуть, что этот критерий включения охраняемых объектов в систему коллективного управления (наличие или отсутствие затруднений при заключении индивидуальных лицензионных договоров) должен учитываться и применяться и в отношении произведений, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ.

7. Второй случай, когда допустимо коллективное управление, относится к той сфере использования охраняемых объектов, в которой исключительное право не действует, где оно заменено правом на получение вознаграждения. Эти случаи перечислены в подп. 2 - 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ.

8. Содержащаяся в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи норма устанавливает, что даже если в определенной сфере и для определенных случаев использования охраняемых объектов создана и действует организация по управлению правами на коллективной основе, другие юридические лица и граждане вправе осуществлять представительство интересов обладателей авторских и смежных прав.

Из этой нормы хотя и косвенно, но со всей очевидностью вытекает, что деятельность организации по управлению правами на коллективной основе является разновидностью деятельности по представительству интересов правообладателей, а само "управление правами" есть разновидность представительства (ст. 182 - 184 ГК РФ).

9. В пункте 2 данной статьи предусматривается, что сфера деятельности организации по управлению правами на коллективной основе может относиться к одному, нескольким или ко всем объектам авторских и смежных прав, к одному, нескольким или ко всем видам этих прав.

Эта норма не затрагивает вопроса о возможности существования двух или большего числа таких организаций, деятельность которых относится к одному и тому же виду объектов и к одному и тому же виду прав. Прямой - положительный - ответ на этот вопрос вытекает из абз. 2 п. 3 ст. 1244 ГК РФ: существование в подобных случаях двух или большего числа подобных организаций является допустимым.

10. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен основаниям возникновения у организаций по управлению правами на коллективной основе полномочий "управлять" соответствующими правами.

Как следует из этого пункта, единственным таким основанием являются договоры, заключаемые этими организациями с правообладателями. Иными словами, из закона никаких таких полномочий не возникает. Исключение составляют указанные в п. 3 ст. 1244 ГК РФ случаи, относящиеся к аккредитованным организациям: тогда полномочия у аккредитованных организаций возникают в силу закона.

11. В абзаце 1 п. 3 указывается, что такие договоры заключаются в письменной форме. Несоблюдение этого условия не делает заключенный договор недействительным, однако влечет неблагоприятные последствия, указанные в п. 1 ст. 162 ГК РФ.

12. Сами эти договоры именуются договорами о передаче полномочий по управлению правами. Содержание этих договоров раскрывается в п. 4 и 5 комментируемой статьи, а также в п. 1, 3 и 4 ст. 1243 ГК РФ.

13. Первая фраза абз. 2 п. 3 комментируемой статьи содержит норму, указывающую на возможность заключения договоров о передаче полномочий как с членами этой организации, так и с иными правообладателями, не являющимися ее членами.

Эту фразу следует понимать таким образом, что организация имеет право заключать такие договоры не только с лицами, являющимися ее учредителями, но и с иными лицами.

Из этой фразы нельзя делать вывод о том, что договоры, заключаемые с членами этой организации, должны отличаться от договоров, заключаемых с иными лицами. Более того, как уже отмечалось в п. 4 комментария к данной статье, договоры с членами такой организации должны быть идентичны договорам с "нечленами".

14. Во второй фразе абз. 2 п. 3 комментируемой статьи регламентируется норма, возлагающая на организацию обязанность заключения договора с любым правообладателем, обратившимся к ней с таким предложением, разумеется, "если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности такой организации".

Эта норма, таким образом, приравнивает данные договоры к публичным (ст. 426 ГК РФ), но термин "публичный договор" не применяется, потому что в публичном договоре сторона, на которую закон возлагает обязанность заключить договор, всегда является коммерческой, а в данном случае организация коллективного управления является некоммерческой.

Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что правила, содержащиеся в ст. 426 ГК РФ, могут и даже должны применяться по аналогии к рассматриваемым договорам.

Что касается норм, содержащихся в ст. 445 и 446 ГК РФ, то они применимы к рассматриваемым договорам прямо, а не по аналогии.

15. В третьей фразе абз. 2 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что полномочия указанных организаций по управлению правами могут основываться также на договоре, заключенном с другой организацией, управляющей правами на коллективной основе, в том числе с иностранной организацией. Это так называемые договоры о взаимном представительстве интересов.

По сути, в таких случаях во взаимоотношениях, возникающих между правообладателем и пользователем (лицензиатом), появляется не один, а два посредника. Однако наличие двух посредников в тех случаях, когда дело касается использования иностранных авторских и смежных прав в России (или использования за рубежом российских авторских и смежных прав), оправданно и необходимо.

Вместе с тем во взаимоотношениях внутри страны наличие двух посредников необоснованно ущемляет интересы правообладателей.

16. В первой фразе абз. 3 п. 3 данной статьи указывается на применимость к рассматриваемым договорам общих положений ГК РФ об обязательствах и договорах.

Поскольку нет никаких сомнений в том, что заключение таких договоров правообладателями является проявлением их правомочия распоряжения исключительным правом, следует признать, что данная норма повторяет п. 2 ст. 1233 ГК РФ, и потому не имеет особой правовой нагрузки.

В тех случаях, когда договоры, указанные в п. 3 комментируемой статьи, имеют признаки договоров присоединения, к ним применимы нормы ст. 428 ГК РФ.

17. Вторая фраза абз. 3 п. 3 предусматривает, что к рассматриваемым договорам не применяются специальные положения, касающиеся договоров об отчуждении исключительных прав и лицензионных договоров. Из этой нормы логично сделать вывод о том, что рассматриваемые договоры не являются ни договорами об отчуждении исключительных прав, ни лицензионными договорами.

Тем не менее нет никаких сомнений в том, что в этих договорах уже содержатся многие условия, включающиеся затем в лицензионные договоры, которые впоследствии заключаются организацией коллективного управления с пользователями (п. 1 ст. 1243 ГК РФ).

18. В пункте 4 данной статьи содержится важная норма, в соответствии с которой сами организации по коллективному управлению правами не имеют права использовать те объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

По своей сути эта норма аналогична общей норме, содержащейся в п. 3 ст. 182 ГК РФ: "Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично".

Норма, содержащаяся в п. 4 комментируемой статьи, распространяется и на случаи, когда переданные в коллективное управление объекты могут использоваться свободно, но с выплатой вознаграждения правообладателю.

19. В пункте 5 комментируемой статьи содержатся нормы, закрепляющие за организацией по коллективному управлению право защищать в отношениях с третьими лицами права, переданные ей в управление на коллективной основе.

Из статьи 1243 ГК РФ с очевидностью следует, что у организации по управлению правами на коллективной основе возникает право заключать лицензионные договоры (и договоры о выплате вознаграждения) с пользователями и совершать определенные действия по исполнению этих договоров. Это относительные права такой организации; эти права осуществляются в относительных (договорных) отношениях.

А в пункте 5 ст. 1242 ГК РФ речь идет о неких правах на защиту, реализуемых во внедоговорных (абсолютных) отношениях. Эти права могут возникать у организаций коллективного управления лишь в том случае, если они получили от правообладателей не только право на заключение и исполнение соответствующих лицензионных договоров (и договоров о выплате вознаграждения), но и какие-то дополнительные права.

Эти дополнительные права не могут возникать просто в силу закона (например, только потому, что выступающий в заключенном договоре партнер правообладателя именует себя "организацией по управлению правами на коллективной основе"). Эти дополнительные права должны быть переданы (предоставлены) самим правообладателем.

Ориентирами при формулировке в договоре этих дополнительных прав могут быть нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 1007 ГК РФ ("Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора"), а также в п. 1 ст. 1020 ГК РФ ("Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление").

При этом приходится учитывать и норму, содержащуюся в п. 2 ст. 1243 ГК РФ, которая касается права правообладателя заключать лицензионные договоры непосредственно с пользователями.

Поэтому нормы п. 5 комментируемой статьи могут применяться только при условии включения в договор между организацией по коллективному управлению и правообладателями указанных выше дополнительных условий.

20. В абзаце 1 п. 5 речь идет о праве организации по коллективному управлению на совершение различных юридических действий, необходимых для защиты переданных им прав. В число этих действий включаются действия по предъявлению требований в суде.

Представляется, что под требованиями, которые могут заявляться в суд, имеются в виду исковые требования, заявляемые такой организацией и касающиеся прежде всего выплаты компенсации или возмещения убытков, причиненных использованием этих прав без заключения договоров, указанных в п. 1 ст. 1243 ГК РФ. Однако эти требования не могут состоять в обязании заключить такой договор.

Что касается иных юридических действий, то это прежде всего различные письма - предупреждения об имевших место случаях нарушения прав, которые могут содержать предложения о добровольном возмещении убытков (выплате компенсации) и о заключении договоров, предусмотренных в п. 1 ст. 1243 ГК РФ.

Все указанные выше юридические действия организация по коллективному управлению вправе осуществлять либо от имени правообладателей, либо от себя лично. Очевидно, что даже в этом последнем случае организация по коллективному управлению по запросу суда или другой стороны обязана сообщить имена (наименования) правообладателей, которые передали ей права.

21. В абзаце 2 п. 5 комментируемой статьи предусматриваются некоторые добавления, касающиеся аккредитованных организаций: они также имеют право, действуя от имени неопределенного круга правообладателей, предъявлять в суде требования, необходимые для защиты тех прав, управление которыми осуществляют такие организации.

Таким образом, под выражением "права, переданные в управление организации по коллективному управлению" понимаются права конкретных правообладателей, а "права, управление которыми осуществляет аккредитованная организация" - это права неопределенного круга правообладателей.

Эти выражения следует запомнить, поскольку они имеют разное правовое значение, несмотря на их идентичность с точки зрения русского языка. Здесь законодатель поднялся до вершин "языка Эзопа".

22. В употребляемом в п. 5 выражении "предъявлять требования в суде" под словом "суд" имеется в виду суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд - п. 1 ст. 11 ГК РФ.

23. Хотя из абз. 2 п. 5 прямо не вытекает право аккредитованной организации совершать от имени неопределенного круга лиц юридические действия, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет эта организация (кроме предъявления требований в суде), следует полагать, что аккредитованная организация имеет такое право.

24. В пункте 6 данной статьи содержится стандартная оговорка о том, что различные правовые вопросы, касающиеся создания и деятельности организаций по коллективному управлению, могут регулироваться в других нормах ГК РФ и в законах о некоммерческих организациях.

Большое значение должен иметь типовой устав аккредитованной организации (п. 7 ст. 1244 ГК РФ).

Разумеется, остальные вопросы могут быть урегулированы в учредительных документах отдельных организаций по коллективному управлению, на что указано в п. 6 комментируемой статьи.

25. Из статей 1242, 1243 и 1244 ГК РФ следует, что многие существенные условия договоров, заключаемых организацией по коллективному управлению с правообладателями, а также договоров, заключаемых такой организацией с пользователями, определяются уставом такой организации.

Поэтому либо во всех таких договорах эти условия должны повторяться, либо в упомянутых договорах должна содержаться ссылка на этот устав, либо устав организации должен прилагаться к каждому такому договору.

В противном случае партнер организации по коллективному управлению вправе оспаривать эти условия.

Остались вопросы по ст 1242 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1242 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.